Правильная ссылка на статью:
Матвейчев О.А..
Анахарсис. «Мудрец, потому что скиф»
// Философская мысль.
2016. № 6.
С. 53-61.
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.6.19016 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19016
Аннотация:
Особое внимание уделяется Анахарсису – одной из самых загадочных и противоречивых фигур древнегреческой истории. Несмотря на значительное количество сохранившихся свидетельств о жизни великого скифа и фрагментов его учения, многие исследователи до сих пор высказывают сомнения в историчности этого персонажа. Расхожий в античности образ Анахарсиса как «мудреца-дикаря», избежавшего разлагающего влияния цивилизации, формируется у Эфора и развивается у киников, а затем – у Диодора, Плутарха, Элиана, Лукиана. По-видимому, Эфором же Анахарсис впервые включается в число Семи мудрецов, что наделяет его статусом одного из родоначальников философии. Вполне вероятно, что образ Анахарсиса использовался и в целях аллегорической пропаганды, в частности, для возвеличивания Афин. При написании этой статьи, автор использовал как герменевтический метод, так и диалектический. Наряду с этими методами широко применялись также такие частные методы познания, как логический, исторический, и др. Основными выводами проведенного исследования является то, что философия Анахарсиса весьма разнится с современной ему греческой и выдает в нем пришельца из другой цивилизации; в ней угадываются мотивы, характерные для индоевропейской ментальности, мифологии. При этом важно понимать, что влияние Анахарсиса на греческую мысль было весьма существенным. Его испытали киники, стоики, софисты, а также Платон и Аристотель. Таким образом, прямо или опосредованно учение Анахарсиса лежит в основе греческой, а стало быть, и западной философии, и именно по этой причине оно требует значительно большего к себе внимания исследователей.
Ключевые слова:
философия, история философии, Древняя Греция, скифы, Анахарсис, Семь мудрецов, индоевропейцы, эллины, мудрец-дикарь, проповедник
Abstract:
This article gives special attention to Anacharsis – one of the most mysterious and contradictory persona of the Ancient Greek history. Despite many surviving testimonies on the life of a remarkable Scythian and fragments of his doctrine, many researchers still have doubts about the historicity of this character. The popular in Antiquity image of Anacharsis as a “Wiseman-savage” who avoided the decaying influence of civilization is being formed in the works of Ephorus and the Cynics, and later in the works of Diodorus, Plutarch, Aelian, and Lucian. Ephorus made Anacharsis one of the Seven Sages, which endows him with the status of one of the founders of philosophy. Perhaps the image of Anacharsis was used for the purpose of allegorical propaganda, namely to magnify the Athens. The author concludes that Anacharsis’ philosophy differs from the contemporary to him Greek philosophy and reveals him as an alien from a different civilization; it demonstrates the motives characteristic to Indo-European mentality and mythology. It is also important to understand that Anacharsis influence upon the Greek philosophy was highly significant; and reflected in the works of Cynics, Sophists, Plato, and Aristotle. Thus we can conclude that directly or indirectly, Anacharsis’ doctrine compiles the foundation of the Greek, as well as the Western philosophy, and due to this fact it requires a more detailed attention of the researchers.
Keywords:
Hellenes, the Indo-Europeans, Seven Sages of Greece, Anacharsis, Scythians, Ancient Greece, history of philosophy, philosophy, sage-savage, preacher