Правильная ссылка на статью:
Урбанаева И.С..
Опыт и перспективы философской интерпретации буддизма в сравнении с идеями Витгенштейна
// Философская мысль.
2017. № 9.
С. 88-100.
DOI: 10.25136/2409-8728.2017.9.24080 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24080
Аннотация:
Предмет статьи связан с тем, что философская компаративистика, бурно развивающаяся со второй половины XX в. благодаря встречному движению философов обеих мировых традиций, западной и восточной, проявляет все больший интерес к буддизму. После первопроходческих работ Ф.И. Щербатского на Западе появилось множество публикаций, ориентированных на поиск всевозможных параллелизмов между западными и буддийскими философскими учениями. Статья посвящена критическому анализу опыта сравнительного изучения идей Л. Витгенштейна, оказавшего революционное влияние на современную философскую мысль, с философией буддизма, особенно мадхьямики, представляющей собой экспликацию праджняпарамиты древнеиндийским философом Нагарджуной и его последователями (Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и др.) и ставшей философской основой индо-тибетской махаяны. Цель статьи – в критическом рассмотрении основных моментов сравнительного подхода К. Гудмунсена к интерпретации философии мадхьямики, обоснованного им с позиций аналитической философии и в плоскости сравнения учения Нагарджуны с поздним Витгенштейном. В статье используются методы историко-философского анализа и реконструкции, сравнительный подход, философская герменевтика, совмещение «внешних» академических позиций с принципом понимания буддийской философии «изнутри» исследуемой традиции. Проанализированы точки зрения Э. Конзе, Р. Турмана, Р. Рида, выражено отношение автора к предполагаемым сходствам между Витгенштейном и буддизмом. Сделаны выводы о том, что открываются эвристические возможности для развития новых подходов к проблематике «реальность, сознание, язык» при использовании идей Витгенштейна в качестве герменевтического «ключа» к интерпретации мадхьямики и к ее восприятию в контексте современной мировой философии. Новизна сравнительного подхода автора состоит, во-первых, в обосновании теоретико-методологического вывода о принципиальной значимости для философской компаративистики углубленных сравнительных философских исследований разных буддийских направлений и традиций между собой – хинаяны и махаяны, индо-тибетской и дальневосточной махаяны; во-вторых, в характеристике существенных расхождений между «лингвистическим поворотом» Витгенштейна и «опустошением» онтологии в учениях мадхьямиков.
Ключевые слова:
Витгенштей, Нагарджуна, буддизм, мадхьямика прасангика, лингвистический поворот, реификация, реальность, языковые фикции, сансара, неведение
Abstract:
The subject of this article is associated with the fact that the philosophical comparativistics, rapidly developing in the late XX century, due to the countermotion of the philosophers of both world traditions – East and West – demonstrates higher interest towards Buddhism. After the pioneering works of F. I. Shcherbatskoy, multiple publications oriented towards the search for possible parallelisms between the West and Buddhist philosophical teaching have appeared in the West. The article is dedicated to the critical analysis of experience of the comparative examination of L. Wittgenstein’s ideas, who had a revolutionary impact upon the modern philosophical thought, with the philosophy of Buddhism, particularly Madhyamaka that represented the explication of Prajñāpāramitā by the Ancient Indian philosopher Nagarjuna and his successors (Buddhapālita, Bhāviveka, Chandrakirti, and others), as well as the turned to be the philosophical foundation Indo-Tibetan Mahāyāna. The goal of the work consists in the critical consideration of the key moments of K. Gudmunsen’s comparative approach towards interpretation of the Madhyamaka philosophy, substantiated from the perspective of analytical philosophy within the platitude of comparison betwee the Nagarjuna’s doctrine of the late Wittgenstein. Conclusion is made that there are opening the heuristic abilities for development of the new approaches towards the problematic of “reality, consciousness, language” , using the ideas of Wittgenstein as a hermeneutic “key” to interpreting Madhyamaka and its comprehension in the context of modern world philosophy.
Keywords:
reification, linguistic turn, Madhyamika Prasangika, Buddhism, Nagarjuna, Wittgenstein, reality, language fictions, Samsara, ignorance