Правильная ссылка на статью:
Розин В.М..
К пониманию оснований общественно-политического дискурса
// Философская мысль.
2013. № 4.
С. 30-52.
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.4.380 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=380
Аннотация:
В статье на материале рассуждений Юлии Латыниной анализируются особенности одного из типов общественно-политического дискурса. Критикуется введенное Латыниной понятие "госзависимости": оно создает у читателей патологическую оптику, склоняя считать каждого человека социальным наркоманом, т.е. больным, неправильно живущим. Рассматриваются условия мыслимости общественно-политического дискурса дискурса: логика рассуждения, её основания, способы обоснования. В том числе две логики, которые реализует Латинина. Одна, почти марксистская: есть общие социальные и культурные закономерности, которым люди подчиняются, понимают они это или нет. Другая, субъективистская, определяемая представлениями и ценностями отдельных социальных акторов. Анализируется на исторических примерах (действия мехиканского принца Тлакаэлеля, нашего царя Ивана Грозного и средневековой борьбы за власть в Европе между папами и светской властью), каким образом эти логики могут быть связаны. Оказывается, что здесь важную роль играют, с одной стороны, взаимоотношения личности, общества и социума, с другой – особенности ведущего типа социальности и общих социальных условий жизни.
Ключевые слова:
Дискурс, логика, госзависимость, личность, институт, власть, компромисс, социальность, противостояние, социум
Abstract:
This article deals with the ideas of Yulia Latynina. It analyzes the features of one type of sociopolitical discourse and offers a critique of Latynina's concept of "goszavisimost'". "Goszavisimost'" gives us pathological lenses which lead us to consider each individual as an addict of society, i.e. unhealthy, living the wrong life. Also considered are the conditions for the conceivability of sociopolitical discourse: the logic of reasoning, its foundations and methods of study, including two of Latynina's lines of reasoning. One is almost Marxist: there are common social and cultural patterns that people obey, whether they realize it or not. Another idea is subjectivist, by which we determine our perceptions and value of individual social actors. Historical examples are analysed (the actions of Mexican Prince Tlacaelel, our tsar Ivan the Terrible, and the power struggles in medieval Europe between the popes and the secular powers) to show how these lines of reasoning can be linked. It turns out that on the one hand, the relationship between the individual, the community and society is important, while on the other, particulars of the predominant type of sociality and general social conditions are important also.
Keywords:
discourse, line of reasoning, goszavisimost', personality, institute, power, compromise, sociality, confrontation, social environment