Правильная ссылка на статью:
Афанасенко Я.А..
Вина: между наказанием и прощением
// Философская мысль.
2012. № 4.
С. 129-178.
DOI: 10.7256/2306-0174.2012.4.245 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=245
Аннотация:
Объект нашего исследования – виновность (личная вина) как феномен культуры, предмет – соотнесенность вины с наказанием и прощением. Цель работы заключается в том, чтобы выяснить, какие противоположные значения охватывает концепт вины, какова обусловленность этих значений культурным контекстом и какова их связь с прощением и наказанием. Теоретические основания этого исследования включают символическую интерпретацию культуры Э.Кассирером, юнгианский и хорнианский психоанализ, историческую синтагму А.Дугина. Т.к. для нас проблема вины – это проблема самопонимания, самотождественности в экзистенциальном смысле, ее решение соотносится или с ответственным принятием вины на себя, или с репрессивным перенесением ее на другого. Мы предлагаем собственное определение вины и амбивалентности, где вина – прежде всего, смысложизненный феномен, экзистенциал, обращенный к подлинному бытию человека, а амбивалентность – категория, фиксирующая сущность бытия человека в культуре, особенно в культуре Модерна. Переживание вины в экзистенциальном смысле означает самообвинение/самоукорение/совестливость. Ядром этого смысла является определение себя в качестве источника зла, которое противостоит самооправданию и может стать условием прощения себя и другого. Т.к. данное значение вины актуализируется только в символическом контексте, можно говорить об особой роли языка религии, философии и психоанализа в современной культуре: именно они позволяют человеку сохранить связь с трансценденцией, смысложизненным вопрошанием, устремленностью к некоему нравственно окрашенному высшему принципу, с одной стороны, и конструктивным переживанием «теневой» стороны собственного естества, с другой. Противоположное экзистенциальному пониманию вины – невротическая вина, или вина как уличающее самообвинение. Главной ее особенностью является проективный и мстительный характер, т.е. вынесенность вовне, что связано с возлаганием ответственности за зло на других, их обвинением и наказанием. Подобное переживание вины характерно для человека, не обремененного опытом символического переживания культуры. Т.к. современная культурная ситуация – это ситуация, которая в большей степени располагает к семиотической интерпретации культуры, ее освоению на уровне знаков, уличающее самообвинение становится доминантным дискурсом. Таков основной вывод.
Ключевые слова:
виновность, прощение, наказание, культура, символ, знак, жестокость, трансценденция, психоанализ, мораль
Abstract:
The topic of the research is the guiltiness (or personal guilt) as a cultural phenomenon. The subject is the relation between guilt and punishment/forgiveness. The purpose of the research is to define the opposite notions covered by the guilt concept, how these notions are conditioned by cultural environment and in what way they are related to forgiveness and punishment. Theoretical grounds for this study include Ernst Cassirer's symbolic interpretation of culture, Jung's and Horney's psychoanalysis and A. Dugin's syntagma. For us, guilt is often the problem of self-understanding and existential self-identity, therefore overcoming the feeling of guilt involves either being responsible and taking the blame upon oneself or being repressive and transfering the guilt on someone else. The authors of the article suggest their own definition of guilt and ambivalency where guilt, first of all, is a life vital phenomenon, an existential addressed directly to human existence while ambivalency is a category describing the essence of human existence in culture, especially in Art Nouveau. From the existential point of view, the feeling of guilt means self-accusation, self-condemnation or conscience. This idea of guilt is expressed only in symbolic context and this is why we can speak of a special role of the religious, philosophical and psychoanalytical vocabulary in modern culture. These are the concepts which allow human to keep the connection with the transcendental and life vital questioning and aiming at a higher moral principle, on one hand, and a constructive feeling of the 'dark' side of our own self, on the other hand. Neorotic guilt is opposed to the existential definition of guilt. Its main feature is a projective and vengeful nature, in other words, it is often transferred to other people. Neurotic guilt is typical for a person who hasn't experienced the feeling of guilt in a symbolic environment. Modern cultural environment represents the situation that contributes to the semiotic interpretation of culture, so self-accusation becomes quite an issue.
Keywords:
guiltiness, forgiveness, punishment, culture, symbol, sign, cruelty, transcendence, psychoanalysis, morals