Аннотация:
Предмет исследования - причины и предпосылки (внутренние и внешние), формы проявления феномена исламского "возрождения" в СССР / постсоветской России (активизация конфессиональной практики мусульман - увеличение обрядности, рост числа ходатайств от верующих в различные инстанции и т.п., восстановление мечетей, обучение новых кадров служителей исламского культа, формирование системы исламского образования и просвещения и т.п.) на региональном уровне - в Пензенском регионе в конце 1980-х - 1990-х гг. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик. В научный оборот введны новые источники, что позволило сделать следующие выводы: - с середины 1980-х гг. в СССР в контексте перестройки начинается процесс коренных изменений в отношениях между государством и церковью, постепенно снимались ограничения на деятельность конфессиональных объединений, действовавшие на протяжении многих лет, что создало условия для активного вовлечения верующих граждан и их религиозных организаций в социально-экономическую и духовную жизнь страны. Во второй половине 1980-х гг. наблюдался значительный всплеск религиозности в стране, обусловленный, прежде всего, кризисом российского общества - социальным, экономическим, политическим и моральным. Кроме того, определенную роль в данном явлении сыграли дискредитация и ломка господствовавших в обществе социалистических идеалов и ценностей. Изменение вектора культурных и моральных ориентиров в массовом сознании населения способствовало переоценке роли и места религии в обществе, позиционируя ее, в первую очередь, как феномен мировой и национальной культуры, как нравственную опору общества. Серьезное значение имело и крушение системы атеистического воспитания. Однако процесс деидеологизации в стране шел очень неровно, у советского руководства не было четкой программы и вообще понимания демократизации страны. Контакты государства и конфессиональных объединений, в том числе мусульманских, часто имели спонтанный характер, находились под воздействием конъюнктурных политических ситуаций и иногда личностных интересов. - с 1990-х гг. начался процесс исламского «возрождения», что выражалось, прежде всего, в росте религиозного самосознания, активном возрождении исламской обрядности, увеличении количества мечетей, складывании системы религиозного образования и т.д. Импульс исламскому ренессансу был внешним и являлся, в первую очередь, следствием деятельности светских властей, с одной стороны, и ослабления центральной власти в годы перестройки, с другой.
Ключевые слова:
СССР, постсоветская Россия, религия, ислам, возрождение, конфессиональная политика, религиозное образование, просвещение, мечети, Пензенская область
Abstract:
Object of research - the reasons and prerequisites (internal and external), forms of manifestation of a phenomenon of Islamic "revival" in the USSR / Post-Soviet Russia (activization of confessional practice of Muslims - increase in ceremonialism, growth of number of petitions from believers in various instances, etc., restoration of mosques, training of new shots of attendants of an Islamic cult, formation of system of Islamic education and education, etc.) at regional level - in the Penza region in the late eighties - the 1990th. As a teoretiko-methodological basis of research the principles were chosen: a) objectivity; b) historicism; c) systemacities, d) the objective account social and personal in an object of research and the most possible neutralization of the subjective relation of the researcher at an assessment and interpretation of the facts. Except the methodological principles in work the special and historical principles were used: comparative-historical, updatings, problem and chronological, diakhronny; also general scientific principles: structural and system, statistical, the classifications, allowed to analyse evolution of the state and Islamic relations to consider советско / the Russian Moslem in a complex of its components, to analyze and compare various data for determination of the main features and intrinsic characteristics.New sources have been introduced in science and and that allowed to draw the following conclusions:- process of basic changes begins with the middle of the 1980th in the USSR in a context of reorganization in the relations between the state and church, limits on activity of the confessional associations, operating for many years that created conditions for active involvement of believing citizens and their religious organizations in social and economic and spiritual life of the country were gradually lifted. In the second half of the 1980th considerable surge in religiousness in the country, caused, first of all, by crisis of the Russian society - social, economic, political and moral was observed. Besides, a certain role in this phenomenon was played by discredit and withdrawal pains dominating in the society of socialist ideals and values. Change of a vector of cultural and moral reference points in mass consciousness of the population promoted revaluation of a role and a religion place in society, positioning it, first of all, as a phenomenon of world and national culture, as a moral support of society. Serious value had also crash of system of atheistic education. However deideologization process in the country went very roughly, the Soviet management had no accurate program and in general understanding of democratization of the country. Contacts of the state and confessional associations, including Muslim, often had spontaneous character, were under the influence of tactical political situations and sometimes personal interests. - from the 1990th the process of Islamic "revival" that was expressed, first of all, in growth of religious consciousness, active revival of Islamic ceremonialism, increase in quantity of mosques, folding of system of religious education, etc. began. The impulse to the Islamic Renaissance was external and was a consequence, first of all, activity of the secular authorities, on the one hand, and weakening of the central power in the years of reorganization, with another.
Keywords:
USSR, post-Soviet Russia, religion, Islam, revival, confessional policy, religious education, education, mosques, Penza Region