Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Романовская Л.Р., Остроумов С.В., Фомичев М.Н., Соловьёв С.А.
Охрана религии в западноевропейских государствах в период раннего средневековья
// Genesis: исторические исследования.
2015. № 1.
С. 82-95.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13959 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13959
Охрана религии в западноевропейских государствах в период раннего средневековья
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13959Дата направления статьи в редакцию: 09-12-2014Дата публикации: 01-01-2015Аннотация: Целью исследования является определение места защиты государственной религии во внутренней политике различных государств в период от древности до раннего средневековья, в частности, в Римской империи, Древней Иудее, в раннесредневековых королевствах: Франкской монархии, Остготском, Бургундском, Лангобардском королевствах и др. Предметом анализа выступают преступления против религии (осквернение священных мест, осквернение священных времен, идолопоклонство, богохульство, колдовство, ложная клятва, осквернение трупов и гробниц, ересь), их взаимосвязь и зависимость от разных факторов социально-политической жизни. В процессе исследования авторы применяли следующие методы: общефилософский диалектический метод, общенаучные методы системного анализа, синтеза, дедукции, индукции, а также такие частноправовые методы, как сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и др. Основным выводом проведённого исследования стало положение о том, что в период раннего средневековья, так же как и в период древности и античности, важнейшей функцией государства была защита основ государственной религии, осуществляемая с целью поддержания внутренней безопасности государства, сохранения идеологической целостности общества. Ключевые слова: религиозные преступления, варварские правды, осквернение священных мест, осквернение священных времён, идолопоклонство, богохульство, колдовство, ложная клятва, осквернение трупов, ересьAbstract: The purpose of the present article is to define the place of protection of state religion in the domestic policy of different countries since ancient times till the early middle ages, in particular, in the Roman Empire, Ancient Judea and early medieval kingdoms: Frankish Kingship, Ostrogothic Kingdom, Kingdom of Burgundy, Kingdom of the Lombards, etc. The subject of the research is the religious crimes (violation of sacred places, violation of sacred times, idolatry, blasphemy, bewitchery, perjury, defiling of graves and dead bodies, heresy) and their dependence on and relation to different factors of social and political life of those times. In their research the authors have applied the following methods: dialectical method as a general philosophical method, general scientific methods such as systems analysis, synthesis, deduction and induction and particular legal methods such as methods of comparative law, historical law, legalistic method and others. The main conclusion of the research is that protection of state religion was an important function of government both in the early middle ages and ancient times. That policy allowed to ensure the domestic security and keep the ideological integration of the society. Keywords: religious crime, barbarian codes, violation of sacred places, violation of sacred times, idolatry, blasphemy , bewitchery, perjury, defiling of dead bodies, heresyИстория ярко свидетельствует о том, что во всем цивилизованном мире в период от древности до нового времени государство брало на себя заботу об охране религии. Осуществлялось это в интересах самого общества, поскольку религия служила фундаментом не только культурной и духовной жизни, но и всей той средой, в которой общество могло существовать как единое целое. Исследователи отмечают, что в этот период времени «право во всех его проявлениях и отраслях было под сильным влиянием религии» [1]. Религиозные нормы, наравне с законами и обычаями того или иного общества выступали нравственной основой древних государств и государств античного мира. Используя современную терминологию, можно сказать, что уголовно-правовые нормы устанавливали ответственность за нарушение религиозных предписаний, а за некоторые религиозные преступления - суровое наказание. Особенно ярко такое положение просматривается в библейских текстах, где находятся многочисленные подтверждения особой охраны государством религиозного и идеологического единства общества. К опасным посягательствам на религию относились: идолопоклонство (Левит 26; Второзаконие 25-27), богохульство (Левит 24: 15-16), ложное пророчество (Втор.18:20, Втор. 13:1-5), колдовство и магия (Втор.18:19), ложная клятва, злонамеренное нарушение религиозных предписаний, несоблюдение субботы (Левит 5:1-7). В качестве наказания чаще всего следовала смертная казнь, которая осуществлялась в виде побивания камнями (Исход, 20:20; Втор. 4:23, Втор.17:2-5; Втор.13:6-9). Современные исследователи верно отмечают, что главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал сохранение целостности и процветание общества в целом [2].Этой цели служила и религиозная политика в Иудее, в Риме, в Афинах, у варварских народов, в средневековых западноевропейских государствах. Везде и во все времена судебная власть представляла собой главнейшую, а иногда и единственную реальную власть в обществе (например, эпоха Судей в древней Иудее) [3]. В римском государстве в период до принятия христианства также имелись преступления против религии. Считалось, что преступление оскорбляет богов, как охранителей права и нравственности, вызывает их гнев, который может быть погашен только жертвой, в том числе и жизнью виновного. Сакральный элемент древнего римского уголовного права выражается особо четко в институте проклятья – sacer esto [4]. Эта формула означала, что преступник, как оскорбивший волю богов, объявлялся вне покровительства закона, и каждый, кто убьет его, не только оставался невиновным, но и приобретал благоволение богов. Тот же, кто оказывал покровительство преступнику, подвергался сам гневу божию, как не исполнивший своих сакральных обязанностей.Дополнительным наказанием, фактически посмертным, служило запрещение на «правильное» погребение проклятого. В отличиe от иудейского государства и права, римское право дохристианского периода несмотря на его сакральный характер все же не имело такого теократического оттенка. Среди известных преступлений против религии, сакральными нарушениями были лишь плотская связь весталок и их обольстителей. В прочих преступлениях против религии затронуты были, в первую очередь, государственные и общественные интересы, а не религиозные. К примеру, уклонение от государственного культа каралось только тогда, когда угрожало национальным интересам, поскольку языческий Рим отличался толерантным отношением к чужим религиям. Заметим, что религиозная политика Римского государства в период активного расширения его границ допускала либеральное отношение к религиозным верованиям, отличавшимся от официальной государственной религии. Рим не признавал лишь те религии, ритуалы которых считались аморальными, или их последователей подозревали в принесении человеческих жертв. Не сразу римское государство стало проявлять терпимость и к мистическим культам восточного происхождения. На протяжении 1 века суровым испытаниям подверглись иудеи и первые христиане. Однако некоторые историки полагают, что мученичество христиан до 3 века было следствием народных волнений, а не государственной политики, которая в целом оставалась толерантной [5]. С распадом Римской империи на карте Европы появились варварские королевства: Остготское, Франкское, Бургундское, Лангобардское и др. Основными источниками права в них вначале были варварские правды и королевские капитулярии. Это были раннефеодальные монархии, имеющие много общего в социальной и политической структуре. Ситуация с религиозной толерантностью изменилась коренным образом после принятия в них христианства в качестве государственной религии. С этого момента духовенство стало играть важную роль в управлении государством и влиянии на власть и все общество в целом. Ответственность за религиозные преступления усилилась и перечень деяний, попадавших под эту категорию, значительно расширился. Во-первых, сюда было отнесено идолопоклонство, включающее, в том числе, принесение в жертву животных, воскурение фимиама, возжигание огня перед алтарями, украшение цветами священных деревьев и пр. Отправление языческого культа каралось смертной казнью, так же как и добровольное отпадение от христианского культа (в иудаизм, в манихейство, язычество) [6]. Появились новые составы, такие как: ересь, схизма, богохульство, клятвопреступление, включая лжеприсягу, святотатство, осквернение трупов и гробниц, волшебство и гадание. В отношении последних следует заметить, что древние римляне верили в предсказания и почитали авгуров, предсказывавших разные события по различным знакам – полету птиц, по внутренностям животных и пр. Как в языческие времена, так и в христианские простые люди часто обращались со своими проблемами к гадателям. Но с точки зрения господствующей христианской религии, эта деятельность была запрещена [7]. Предсказатели подвергались телесному наказанию и изгонялись из города. Но если предсказания касались императора или государства, то в виде наказания назначалась смертная казнь. Такая же участь ждала колдунов (волшебников), т.е. тех, кто ночью приносил жертву с намерением околдовать кого-либо, низвести или причаровать. Кроме того, все соучастники процесса, заказчик, подстрекатель подлежали также смертной казни в виде распятия или растерзания зверями, а главного исполнителя надлежало сжечь живьем [8]. Переходя к рассмотрению так называемых религиозных преступлений или, вернее, преступлений против религии, в эпоху раннего средневековья, необходимо отметить, что древние германцы, кельты, и другие племена, населявшие Западную Европу, еще до создания отдельных государств и до принятия христианства, уже имели систему уголовных наказаний, пропитанную сакральными началами. Они зафиксированы в Варварских правдах, которые являлись записью обычаев того или иного народа: Саксонской правде, Рипуарской правде, Фризской правде, Салической правде, Алеманской правде и др. [9; 10]. Некоторые преступления, согласно этим правовым обычаям, рассматривались как оскорбление богов, и требовали жертвоприношения для их искупления. Жертвой должен был быть сам преступник, которому причиняли телесные повреждения или смертную казнь. «Кто святыню богов взломает и что-либо из священных предметов унесет… ему разрежут уши и, разрубив его, приинесут в жертву богам, храм которых он осквернил» [11].У северных германцев и галлов, а также и скандинавов, датчан, саксов правом судить и наказывать преступников обладали жрецы. Где власть жрецов была могущественнее, там сакральное начало уголовного права было рельефнее. В Скандинавии, как указывают исследователи, место суда часто совпадало с местом жертвоприношений [12]. Историки уголовного права, опираясь на источники, в основном на разные Варварские правды, отмечают, что у германских народов раннего средневековья к преступным деяниям религиозного характера относились: нарушение мира или осквернение священных мест; осквернение священных времен; богохульство; клятвопреступление; нарушение права убежища; осквернение трупов и гробниц; волшебство и ведовство. Сами Варварские правды являются интересным и важным источником правовой и культурной жизни германских народов, наряду с королевскими капитуляриями, и поэтому их содержание внимательно изучается и историками и правоведами [13]. После принятия христианства в Западной Европе круг деяний, относящихся к нарушению религиозных предписаний, пополнился еще идолопоклонством, ересью и нарушением обрядовых законов. Рассмотрим некоторые из перечисленных выше деяний, которые в период раннего средневековья считались преступлениями, но в более позднее время или были декриминализованы в связи с принятием христианства и постепенно вышли из оборота, или получили другое прочтение. В Законах фризов – одного из германского племени – указывается, что кто осквернит места, посвященные богам (священные дубы, рощи, деревянные языческие святилища и пр.) должен быть принесен в жертву [14]. В христианский период эта норма не касалась дубов и рощ, а стала распространяться на церкви, церковные постройки, кладбища, церковные дворы. Интересным представляется такое преступление как нарушение мира или «оскорбление священных времен». У древних германцев в определенные дни года происходили праздники, посвященные богам. В эти дни проходили суды, собирались народные собрания, решались важнейшие дела и приносились жертвы богам. Считалось, что в это время божество незримо присутствует и участвует в празднике. Если кто-либо в это священное время совершал преступление, то оно каралось значительно суровее. Через несколько сот лет этот институт трансформировался уже в рамках новой религии. В конце Х века в христианской Франции появляется понятие «божий мир», - время, в течение которого нельзя вести войны, и «божие перемирие» - приостановление военных действий на время поста или праздников. Другое деяние – клятвопреступление встречается и в языческий и в христианский период раннего средневековья. У германских и кельтских племен, у евреев и у римлян клятва играла очень важную роль. Считалось, что сами боги (или Бог) являются свидетелями и заступниками клянущегося. Почти во всех сделках стороны произносили клятву, которая в силу отсутствия иных надежных способов удостоверения и юридической защиты, была своеобразной гарантией от злоупотреблений. Обряд такой клятвы в языческий период был разный, часто при этом требовалось иметь в руках священный предмет. Сила такой клятвы была настолько велика, что она считалась выше даже родственных уз. Ничто не могло оправдать нарушение такой клятвы. «Жизнь моего сына не дороже мне, – говорит один северный герой, – чтобы я из-за него нарушил мою присягу» [15].У германских народов считалось, что нарушивший клятву или солгавший под клятвой, подвергнется суровой каре божества. Но и это обстоятельство не освобождало виновного от суда человеческого. Клятвопреступление было отнесено к разряду тяжких. В христианский период это деяние получило еще более суровое наказание, часто оно каралось отсечением руки, а иногда и смертной казнью. В период Карла Великого допускалась замена этих наказаний внесением определенной и немалой суммы в государственную казну. Однако, если лжеприсяга была умышленная, сознательная, то замена денежной компенсацией не допускалась. Еще одно деяние, осуждаемое с языческих времен, как преступающее божественную волю, - нарушение права убежища. Здесь очевидна преемственность института от язычества к христианству. В первый период считалось, что преступник, спрятавшийся в священной роще, не может быть силой оттуда выведен и, тем более, там убит. Однако запрещалось давать ему еду и оказывать помощь. В следующий период, церковь, исходя из учения святости человеческой жизни и признавая всякое пролитие крови грехом, не выдавала преступника, спрятавшегося там, до тех пор, пока преследователь не поклянется пощадить его жизнь. Раннесредневековая христианская церковь боролась с кровной местью, которая долгое время практиковалась в обществе, невзирая на законодательные запреты. «Требуя избавления преступников, нашедших убежище у алтаря Господа, от смертной казни и причинения насилия, церковь ссылалась на то, что своим прибежищем к церкви преступник уже сделал первый шаг к покаянию и исправлению» Такое преступление, как осквернение трупов и гробниц пришло в христианское уголовное право из языческих правовых обычаев. У германских народов существовал особый культ останков умершего. В гроб вместе с покойным клали его лучшие одежды, оружие, украшения. Способ погребения отличался: где-то устраивали погребальный костер, где-то зарывали в курган. С принятием христианства установилось правило погребения в освященную землю. Если кто-либо украл вещи покойного, причем в большинстве случаев не было различия – погребенного или еще нет, или злонамеренно надругался над останками, подлежал наказанию как за тяжкое преступление. У салических франков ограбление трупа прежде его погребения влекло штраф в размере 62 с половиной солида (наказание как за тяжкое телесное повреждение), тогда как совершение этого действия после погребения - штрафом в 200 солидов, (подобно наказанию за убийство) [17]. Одним из наиболее часто встречающихся преступлений против христианской религии в средневековом обществе было колдовство и ведовство. Неверно было бы полагать, что эти составы появились только в христианский период. На самом деле даже самые ранние источники права в древних государствах упоминают о колдовстве как об опасном деянии. Еще в древнем Египте «околдование человека магическими знаками и заклинаниями» считалось опасным преступлением, за которое следовала смертная казнь [18]. В ветхозаветных нормах мы встречаем неоднократное упоминание об опасности ворожбы и колдовства (Втор. 18-19), также и у античных римлян, и конечно, у германских и скандинавских народов. Древние народы верили в волшебство и различали доброе чародейство (белых магов) и злое (черных магов). К первым относились с почтением, а вторых боялись и ненавидели. Люди верили в оборотней, их способность превращаться в зверей и птиц, изводить человека посредством различных действий, причинять телесные повреждения, бесплодие, лишать рассудка, наносить разную порчу, используя мази, травы, амулеты, кольца, и пр., привораживать, возбуждать страсть напитками, заговорами. Еще в дохристианскую эпоху люди боялись ведьм, причинявших, по их мнению большой вред здоровью. Тайные искусства, в том числе и ведовство, в сознании древних германцев, равно как и римлян, были тесно связаны с отравлениями. Считалось, что занимались этим преимущественно женщины. Вообще в народе подобное искусство считалось позорным и преступным. Законы германских племен назначали разные наказания за причинение смерти или порчи людям или хозяйству зельем или другими волшебными действиями, так, к примеру, Рипуарская и Салическая правды назначали за это высшую пеню - 200 солидов. Вестгодская правда и право северных народов, а также англосаксонские правовые обычаи, были еще суровее и допускали в определенных случаях смертную казнь. Неудивительно, что в христианскую эпоху подобного рода деяния не остались незамеченными. Они стали рассматриваться как составная часть идолопоклонства, т.е. приверженность языческому культу, который активно истреблялся. Франкские короли активно боролись против идолопоклонства и языческих обрядов, в том числе боготворения источников, деревьев и рощ, гаданий, предсказаний, сожжений тел умерших и др. Согласно учению церкви, ведовство было связано с действиями дьявола, который, как считалось, всячески содействовал ведьмам, придавая им силу, поэтому уже в период раннего средневековье данное преступление считалось отпадением от Бога и подлежало тяжелому наказанию. В более позднее время эта тенденция продолжилась и получила грандиозные масштабы, начиная с Высокого средневековья и вплоть до начала Нового времени. Среди новых составов, получивших распространение в раннесредневековых государствах Западной Европы пост-языческого периода, особое место занимала ересь. После того, как христианство становится государственной религией Испании, церковь и духовенство начинают играть там ведущую роль, и инициируют принятие серии законов, которые преследуют даже малейшее отклонение от догматов католической церкви. Начинается активное и жестокое преследование иудейской религии и ее последователей. Политика испанских королей во многом предвосхитила будущую средневековую инквизицию, создала для нее идеологическую почву. Совершенно новым криминализированным деянием, стало в раннесредневековых королевствах «нарушение обрядовых законов», т.е. нарушение обрядов, предписанных церковью. Строго наказывалось несоблюдение поста, работа в воскресение и другие нарушения церковных предписаний для мирян. Подводя итог краткому анализу государственно-правовой политики в европейских королевствах раннего средневековья в отношении деяний, нарушающих религиозные нормы в разные периоды истории государств: языческий и христианский, отметим, что одной из важнейших задач государственной власти и функцией, направленной на ее обеспечение была защита господствующей в обществе религии. В раннесредневековых государствах, так же как и в древних и античных, отчетливо прослеживается функция охраны религии, осуществляемая с целью поддержания внутренней безопасности государства, сохранения идеологической целостности общества. Библиография
1. Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского Государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. т 20. № 4. С. 172.
2. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 32. 3. Романовская В.Б., Мигунова Т.Л. Судебная власть – исторически первая ветвь власти // Российский судья. 2000. №5. С. 3. 4. Белогриц-Котляревский Л.С. Преступление против религии в важнейших государствах Запада. Ярославль. 1886. С.68. 5. Монтер В. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. С.11. 6. Буассье. Римская религия от Августа до Антонинов / Пер. Корсак. 1878. С. 272. 7. Кипарисов В.О. О свободе совести. 1883. С.101. 8. Бердников И.С. Государственный характер Римской религии // Православный собеседник. Январь. 1881. С. 107. 9. Богословский М. «Варварские правды». Книга для чтения по истории средних веков / Под ред. Р.Г. Виноградова. Т.1, М., 1906. 10. Сборник законодательных памятников древнего западно-европейского права / Под ред. Р.Г. Виноградова и В.Р. Владимирского –Буданова, в 1-3. К., 1906-1908. 11. Гольцендорф. Вступительный очерк уголовного права // Юридический вестник. М.: Моск. Юрид. О-во, 1874. Кн. 7-8. С.10. 12. Стрингольм. Походы викингов / Пер. с нем. Шемякина. 1861. Ч.2. С. 23. 13. Романовская В.Б., Калинина Е.В., Остроумов Н.В. История права зарубежных стран. Нижний Новгород, 2009. 14. Стрингольм А. Походы викингов. М.: АСТ, 2002. Ч.2. С.17. 15. Цит. по: Белогриц-Котляревский Л.С. Преступление против религии в важнейших государствах Запада. Ярославль. 1886. С.81. 16. Белогриц-Котляревский Л.С. Преступление против религии в важнейших государствах Запада. Ярославль. 1886. С.85. 17. Хрестоматия по истории права зарубежных стран. Учебное пособие / Сост. Романовская В.Б и др. 2009. С. 86. 18. Романовская В.Б. История права зарубежных стран. Учебное пособие / Романовская В.Б., Калинина Е В., Остроумов Н.В. Нижний Новгород, 2009. С. 73. References
1. Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. Religiya i pravo v politicheskoi zhizni srednevekovoi Evropy // Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2014. t 20. № 4. S. 172.
2. Tsyganov V.I. Teoriya gosudarstva i prava: tezisy lektsii. Nizhnii Novgorod, 2012. S. 32. 3. Romanovskaya V.B., Migunova T.L. Sudebnaya vlast' – istoricheski pervaya vetv' vlasti // Rossiiskii sud'ya. 2000. №5. S. 3. 4. Belogrits-Kotlyarevskii L.S. Prestuplenie protiv religii v vazhneishikh gosudarstvakh Zapada. Yaroslavl'. 1886. S.68. 5. Monter V. Ritual, mif i magiya v Evrope rannego Novogo vremeni. M., 2003. S.11. 6. Buass'e. Rimskaya religiya ot Avgusta do Antoninov / Per. Korsak. 1878. S. 272. 7. Kiparisov V.O. O svobode sovesti. 1883. S.101. 8. Berdnikov I.S. Gosudarstvennyi kharakter Rimskoi religii // Pravoslavnyi sobesednik. Yanvar'. 1881. S. 107. 9. Bogoslovskii M. «Varvarskie pravdy». Kniga dlya chteniya po istorii srednikh vekov / Pod red. R.G. Vinogradova. T.1, M., 1906. 10. Sbornik zakonodatel'nykh pamyatnikov drevnego zapadno-evropeiskogo prava / Pod red. R.G. Vinogradova i V.R. Vladimirskogo –Budanova, v 1-3. K., 1906-1908. 11. Gol'tsendorf. Vstupitel'nyi ocherk ugolovnogo prava // Yuridicheskii vestnik. M.: Mosk. Yurid. O-vo, 1874. Kn. 7-8. S.10. 12. Stringol'm. Pokhody vikingov / Per. s nem. Shemyakina. 1861. Ch.2. S. 23. 13. Romanovskaya V.B., Kalinina E.V., Ostroumov N.V. Istoriya prava zarubezhnykh stran. Nizhnii Novgorod, 2009. 14. Stringol'm A. Pokhody vikingov. M.: AST, 2002. Ch.2. S.17. 15. Tsit. po: Belogrits-Kotlyarevskii L.S. Prestuplenie protiv religii v vazhneishikh gosudarstvakh Zapada. Yaroslavl'. 1886. S.81. 16. Belogrits-Kotlyarevskii L.S. Prestuplenie protiv religii v vazhneishikh gosudarstvakh Zapada. Yaroslavl'. 1886. S.85. 17. Khrestomatiya po istorii prava zarubezhnykh stran. Uchebnoe posobie / Sost. Romanovskaya V.B i dr. 2009. S. 86. 18. Romanovskaya V.B. Istoriya prava zarubezhnykh stran. Uchebnoe posobie / Romanovskaya V.B., Kalinina E V., Ostroumov N.V. Nizhnii Novgorod, 2009. S. 73. |