DOI: 10.7256/2306-420X.2013.6.9378
Дата направления статьи в редакцию:
17-11-2013
Дата публикации:
1-12-2013
Аннотация:
В статье анализируется положение пятидесятничества в СССР в 1950-1980-х гг. В 1944-1945 гг. пятидесятники были объединены с баптистами, но часть пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту». География распространения пятидесятников в СССР охватывала Украину, Россию, Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Киргизию, Грузию. Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие, за что подвергались гонениям в СССР. Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности пятидесятников становится борьба за эмиграцию. До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Пятидесятники использовали в своей борьбе как основное средство, - обращения к международным организациям, к конкретным официальным лицам; кроме того - голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства, попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе. Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники. В 1979 г. в СССР был создан «Совет церквей пятидесятников». В 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР. С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют Российская церковь ХВЕ; Объединенная церковь ХВЕ; Российский объединенный союз ХВЕ.
Ключевые слова:
СССР, государственно-конфессиональные отношения, вероисповедная политика, секта, пятидесятники, эмиграция, Совет церквей пятидесятников, Российская церковь ХВЕ, Объединенная церковь ХВЕ, Российский объединенный союз
УДК: 94(470.40)
Abstract: In article the provision of a pyatidesyatnichestvo in the USSR in the 1950-1980th is analyzed. In 1944-1945 Pentecostals were combined with baptists, but the part the pyatidesyatnicheskikh of communities refused to obey to this "project".The geography of distribution of Pentecostals in the USSR covered Ukraine, Russia, Belarus, Kazakhstan, Moldova, Kyrgyzstan, Georgia.Some Pentecostals followed the doctrine "nonresistance to the evil" and refused to take in hand the weapon, for what were exposed to persecutions in the USSR.From the second half of the 1960th fight for emigration becomes the main content of oppositional activity of Pentecostals. Till 1974 the Soviet management at all didn't consider the application of Pentecostals on emigration as there were no calls and visas. Pentecostals used in the fight as the main means, - appeals to the international organizations, to specific officials; besides - hunger strikes, press conferences, unauthorized penetrations into foreign embassies, attempts of illegal emigration, etc. However it should be noted that unlike baptists, activity of Pentecostals didn't meet a wide resonance in the West. The Moscow human rights activists tried to give real help to Pentecostals.In 1979 in the USSR "Council of churches of Pentecostals" was created. In 1980 the human rights group of evangelical Christians Pentecostals of RSFSR was formed.Since the end of the 1980th in the state and confessional relations there is a change. Now on the territory of Russia operate the Russian church of Christians of Evangelican Faith; United Church of Christians of Evagelical Faith and Russian Union of Christians of Evagelical Faith.
Keywords: USSR, state-confessional relations, faith-based policy, sect, Pentecostals, emigration, Council of Pentecostal Churches, Russian Church of Christians of Evangelical Faith, United Church of Christians of Evagelical Faith, Russian United Union
Советские пятидесятники в 1950-х первой половине 1960-х гг. В 1944-1945 гг. пятидесятники («Христиан веры евангельской») были объединены с баптистами. Около половины пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту». К 1964 г. таких оппозиционеров среди пятидесятников оказалось свыше 20 тыс. человек.
Общее количество верующих-пятидесятников в СССР оставалось достаточно стабильным в 1960-х гг.: 1961 г. 26,2 тыс. человек; 1962 г. - 24,6 тыс. человек; 1964 г. - 20,5 тыс. человек; 1965 г. - 24,9 тыс. человек; 1968 г. - 23 тыс. человек; 1969 г. - 25,8 тыс. человек. В 1970 г. было зафиксировано 910 самостоятельных религиозных объединений пятидесятников. В 1974 г. численность членов секты составила около 60 тыс. человек.
География деятельности пятидесятников в 1970-е гг. секты выглядела следующим образом: Украина - около 19 тыс. человек, Россия - 7,2 тыс. человек, Белоруссия - 3,4 тыс. человек, затем по убывающей - Казахстан, Молдавия, Киргизия, Грузия [1].
Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие. В начале 1960-х гг. в Черногорске и Канске Красноярского края 13 молодых сектантов отказались служить в рядах Советской Армии; несколько десятков человек принципиально не участвовали в выборах; 6 человек вышли из комсомола [2].
Примерно с этого же времени набирает силу тенденция к выезду из СССР, хотя сама идея о необходимости покинуть «безбожную» страну, на которую обрушится гнев Божий, витала еще с 1940-х гг.
Одной из первых с прошением о разрешении на эмиграцию обратилась семья верующих-пятидесятников Ващенко из Черногорска Хакасской автономной области. В своем заявлении они мотивировали свой отъезд тем обстоятельством, что «в СССР детям не преподают в школах закон Божий». Им было отказано. Тогда семья Ващенко и еще несколько пятидесятников - всего 32 сектанта, 2 января 1963 г. побывали в американском посольстве, где описали все сложности своего положения в СССР. В этом же году пятидесятники Черногорска и Канска проникли в американское посольство и передали письма в ООН, в которых содержались жалобы на притеснения верующих в СССР и просьба предоставить им убежище в США или Израиле [3].
В 1965 г. пятидесятник Находки Сиденко передал японцу Исидо Исао письма в адрес ООН и Конгресса США с заявлениями всей его семьи и единоверца Боева с отказом от советского гражданства.
Во второй половине 1960-х гг. получает распространение анонимный «антиобщественный» документ «Решения братской беседы по вопросу устройства церквей христиан веры евангельской». Авторы «Решения» агитировали верующих не служить в советской армии, не брать в руки оружия, не вставать на учет в советских государственных и партийных органах, воспитывать детей в религиозном духе, принимать участие в благотворительности и т.д. [4].
Интересно, что возвращение из заключения лидеров пятидесятников, в отличие от членов СЦЕХБ, не вызвало широкого общественного резонанса среди верующих.
Советское руководство продолжало гнуть свою линию на консолидацию верующих, для чего на пленуме ВСЕХБ в 1972 г. было принято специальное обращение к пятидесятникам. После пленума активисты ВСЕХБ побывали в Волынской, Ворошиловградской, Донецкой, Львовской, Ровенской, Харьковской, Хмельницкой областях, Краснодарском и Ставропольском краях, призывая к объединению. Борьба пятидесятников за эмиграцию из СССР Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности советских пятидесятников становится борьба за эмиграцию. В 1973 г. свыше 400 человек пытались получить разрешение на выезд: Находка - около 300 человек, Старотитаровская станица - около 100 человек и т.п.
«Пикантность» ситуации заключалась в том, что пятидесятников, с одной стороны, активно поддерживали США, с другой. «Советы не хотели создавать прецедент для эмиграции славян». Выход был найден: к пятидесятниками начали подходить, как если бы они были евреями. Желавшие эмигрировать должны были предъявить приглашения в Израиль и получить израильские визы, прежде чем им будет разрешено выехать.
До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Как только все определилось, пятидесятники создали «вызовоизготовительную» контору в Риме. Позвонив по определенному номеру телефона и сообщив имена членов семьи, можно было «заказать» вызов. Не прошло много времени, и уже КГБ стал сообщать римский номер телефона» [5].
Так же, как баптисты, пятидесятники использовали в своей борьбе, как основное средство, - обращения к международным организациям (Всемирный Совет Церквей, Комитет по правам человека при ООН, ООН и пр.), письма к конкретным официальным лицам (Президент США и т.д.); кроме того - голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства (с конца 1970-х гг.), попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе.
Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники. Изданный пятидесятниками в 1976 г. сборник «Выходи из нее, народ мой» по проблемам эмиграции Московская Хельсинская Группа разослала правительствам стран, принимавшим участие в Хельсинкском Совещании, и зарубежным корреспондентам. Правозащитница Л. Воронина по заданию МХГ занималась проблемой секты пятидесятников Находки и ст. Старотитаровской. В декабре 1977 г. А.Д. Сахаров, МХГ, Христианский комитет прав верующих в СССР, Рабочая комиссия по рассмотрению использования психиатрии в политических целях обратились к делегатам Белградской встречи с документом о движении пятидесятников в Советском Союзе. В 1979 г. В. Елистратов по поручению МХГ выезжал в Находку для изучения положения пятидесятников, добивавшихся эмиграции из СССР.
В 1979 г. был создан «Комитет борьбы за свободную эмиграцию из СССР», который стал заниматься делом пятидесятников Находки.
16 июня 1979 г. на съезде представителей церквей пятидесятников в СССР был создан руководящий центр - «Совет церквей пятидесятников» [6]. Совет намерен был координировать усилия членов церквей в борьбе за свободу совести и оказание помощи членам церквей, пытавшимся выехать из Советского Союза. К этому времени желавших эмигрировать насчитывалось около 30 тыс. чел. Буквально сразу же были арестованы лидеры движения - Н. Бобарыкин, Н. Горетой, Б. Перчаткин, Ф. Сидоренко и др.
Весной 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР. К данному событию было приурочено издание альманаха пятидесятников «Красное и черное» [7]. Группа должна была содействовать выявлению и преданию гласности всех незаконных действий властей в отношении пятидесятников.
Аресты пятидесятников 1982 г. были масштабнее предыдущих, но не ослабили их стойкости и фанатизма.
С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют три основных объединения: Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ); Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ); Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ).
Библиография
1. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 38. Л. 225.
2. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 67. Д. 115. Л. 171.
3. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 233. Л. 37.
4. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 410. Л. 2.
5. Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России(1970-80-е и начало 90-х годов). М.: Научная книга, 1999. С. 140.
6. АС. № 4196. Вып. 4/81. С. 3, 5.
7. АС. № 4196. С. 7-8.
References
1. RGANI. F. 5. Op. 62. D. 38. L. 225.
2. RGANI. F. 5. Op. 67. D. 115. L. 171.
3. RGANI. F. 5. Op. 33. D. 233. L. 37.
4. RGANI. F. 5. Op. 30. D. 410. L. 2.
5. Burlatskii F.M. Problemy prav cheloveka v SSSR i Rossii(1970-80-e i nachalo 90-kh godov). M.: Nauchnaya kniga, 1999. S. 140.
6. AS. № 4196. Vyp. 4/81. S. 3, 5.
7. AS. № 4196. S. 7-8.
|