Правильная ссылка на статью:
Головлев А.И..
Русская музыка в Метрополитан-опера: репертуарный анализ в социо-культурном контексте новейшей истории Соединённых Штатов
// Genesis: исторические исследования.
2017. № 12.
С. 126-146.
DOI: 10.25136/2409-868X.2017.12.22571 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22571
Аннотация:
Предметом исследования является динамика исполнений произведений русской музыке на сцене Метрополитан-оперы в Нью-Йорке и развитие публичного дискурса рассмотренного через призму социо-экономической истории и динамики российско- и советско-американских отношений в ХХ в. На протяжении временного периода существования Метрополитан-оперы (1883-2016 г.) анализируется история премьер, формата, частоты и распределения представлений русской оперы и балета, а также отзывов ведущих критиков, которые позволяют вычленить основные элементы восприятия русской музыки и конструкции образа России среди образованной публики Нью-Йорка, а также их трансмиссию в более широкие слои общества (публикации в газетах, теле-, радио- и интернет-трансляции в новейшее время). С помощью оцифрованного архива Метрополитан-оперы проводится количественный анализ наиболее значительных композиторов и опер "русского" репертуара и их контекстуализация как на фоне общей репертуарной политики, так и социально-политических и экономических условий основных периодов американской истории ХХ в. В частности выделены довоенный период, в особенности десятилетие между началом Великой депрессии и Второй мировой войны, годы Великой отечественной войны и советско-американского союза, Холодной войны и новейший период после 1991 г. Внимание уделяется как общей статистике, так и отдельным операм в их стилистическом ключе и общественно-политическом контексте. Также рассмотрена выборка критических отзывов ведущих журналистов США и, реже, Великобритании, опубликованных на сайте, которая подвергнута дискурсивному анализу. Новизна исследования заключается в комплексном репертуарном и дискурсивном анализе с социально-политической точки зрения. Основными выводами является ясное разделение на лидирующих композиторов - Чайковского и Мусоргского в классической музыке XIX века и Стравинского в современной академической музыке. Наряду с доминированием ограниченного числа классиков, в чём Метрополитан-опера следовала тенденциям консервативного редукционизма, характерного и для других оперных театров и усиленного рыночными тенденциями, обращает на себя внимание ясное дистанцирование от современной советской школы до окончания Холодной войны. Кратковременное сближение с Советским Союзом в годы Второй мировой войны, напротив, не привело к увеличению доли русского репертуара, в то время как экономическая конъюнктура оказывала прямое воздействие на частоту, разнообразие и общественный резонанс произведений русской музыки. В рецепции русских опер и дискурсивных практиках, конструируемых вокруг русского репертуара, прослеживаются элементы экзотицизма, культурной дистанции, однако в то же время и высокого престижа русской музыки и связанных с ним ожиданий. Антикоммунизм не привёл к негативному образу русской культуры, однако оказывал влияние на восприятие современной музыки и усиливал культурно-политическое дистанцирование по отношению к России. Системный анализ истории русской оперы в "Мет" показывает нелинеарный характер взаимодействия с экономическими, макрополитическими и социальными факторами и проливает свет на характер и динамику общественной дискуссии, в которой отношение к России и её образ преломлялись в многомерном характере восприятия русской музыки. Обогащая существующее понимание культурных трансферов из России в Соединённые Штаты, данное исследование осуществляет междисциплинарную интеграцию проблем музыковедческого характера в социальную и политическую историю, что представляет интерес для историков Соединённых Штатов, международных отношений в широком понимании, наций и национализма, а также культурных и дискурсивных процессов.
Ключевые слова:
новая музыкальная история, культурный трансфер, история дискурсов, музыкальный национализм, Метрополитан-опера, Чайковский, Стравинский, классическая музыка, современная музыка, высокая культура
Abstract:
The subject of this research is the dynamics of performing Russian music on the stage of Metropolitan Opera in New York and development of public discourse viewed through the prism of socioeconomic history and dynamics of Russian-American and Soviet-American relations in the XX century. Throughout the entire existence of Metropolitan Opera (1883-2016), the article analyzes the history of premieres, format, frequency and distribution of the representatives of the Russian opera and ballet, as well as feedbacks of the leading critics that allow singling out the basic elements of comprehension of the Russian music and image of Russia among the educated audience of New York, as well as their transmission into the wider social strata (publications in newspapers, TV, radio, Internet broadcasting). Using the digitalized archive of Metropolitan Opera, the author conducts a quantitative analysis of the most prominent composers and operas of the “Russian” repertoire, as well as their conceptualization on the background of the general repertoire policy, sociopolitical and economic conditions of the key periods in American history of the XX century. Particularly, the author underlines the prewar period, especially the decade between the beginning of the Great Depression and World War II, Great Patriotic War and U.S.-Soviet alliance, Cold War, and contemporary period after 1991. The author also considers the selection of critical feedbacks from the leading journalists of the United Stated and Great Britain. The scientific novelty lies in the comprehensive repertoire and discursive analysis from the sociopolitical perspective. The main conclusion is defined by the clear distinction of leading composers – Tchaikovsky, Mussorgsky in classical music of the XIX century and Stravinsky in contemporary classical music. Along with the dominance of the limited number of classics, in which regards the Metropolitan Opera followed the trends of conservative reductionism inherent also to other opera theatres, there is an evident distancing from the contemporary Soviet school until the end of the Cold War. A brief alignment with the Soviet Union during the World War II, on the contrary, did not led to the expansion of Russian repertoire, while the economic conjuncture directly affected the frequency, diversity, and public response towards the compositions of Russian music. Anti-Communism did not result in the negative image of Russian culture, but affected the perception of the contemporary music, as well as aggravated cultural-political distancing with regards to Russia. Enriching the existing comprehension of the cultural transfers from Russia into the United States, this article realizes the cross-disciplinary integration of the issues of musicological character into social and political history, which represents interest to the U.S. historians, international relations in broad sense, nations and nationalism, as well as cultural and discursive processes.
Keywords:
Stravinsky, Tchaikovsky, Metropolitan Opera, musical nationalism, history of discourses, cultural transfer, repertoir analysis, classical music, contemporary music, high culture