Правильная ссылка на статью:
Фугина О.А..
Проявление черт американской культуры в творчестве Дж. Баланчина
// Genesis: исторические исследования.
2019. № 11.
С. 170-180.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.11.31262 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31262
Аннотация:
Объектом исследования является творчество русско-американского балетмейстера Дж. Баланчина, рассматриваемое через призму доминантных черт американской культуры, которые, в свою очередь, были выделены и сформулированы автором (дуальность, перманентная трансформация, стремление к инновации, американское коммуникативное поведение, «особое» отношение к женщине, массовая культура). В ходе исследования были проанализированы культурные явления и процессы, характерные для американского общества, оценен уровень интеграции в американскую культуру Баланчина, как творческой единицы и генератора идей. Теоретико-методологическую базу исследования составила концепция культурогенеза. Кроме того, были применены такие методы как: анализ, герменевтический, компаративный, биографический. Новизна исследования заключается в том, что творчество Баланчина впервые подвергается культурологическому анализу, прежде его наследие рассматривалось с искусствоведческой или балетоведческой позиций. Основным результатом исследования является заключение, что несмотря на пятидесятилетнее пребывание Баланчина в США природа его творческой мысли осталась русской, а способы реализации исходили из условий американской действительности. Таким образом, именно данная культурная диффузия породила новую балетную эстетику – неоклассическую, ставшую традиционной для американского балетного театра. Проведенный анализ может поспособствовать более глубокому пониманию балетного наследия Баланчина теоретиками и практиками балета.
Ключевые слова:
Джордж Баланчин, американский балет, черты американской культуры, дуальность, перманентная трансформация, стремление к инновации, отношение к женщине, массовая культура, американское коммуникативное поведение, культурная диффузия
Abstract:
The object of this research is the works of the Russian-American ballet master George Balanchine, viewed through the prism of dominant features of American culture, which in turn, were determined and formulated by the author (duality, permanent transformation, strive for innovation, American communicative behavior, “special” treatment of women, mass culture). In the course of this study, the author analyzes the cultural phenomena and processes common to the American society, as well as assesses the level of Balanchine’s integration into American culture as a creative individual and generator of ideas. The novelty of this research lies in the first ever culturological analysis of the work of George Balanchine; previously, his heritage was viewed from the perspective of art or ballet studies. It is concluded that despite the 50-year stay of George Balanchine in the United States, the nature of his creative thought remained Russian, while the means of realization leant on the American reality. Therefore, namely such cultural diffusion generated the new ballet aesthetics – neoclassical, which became traditional for the American ballet theatre. The conducted analysis allows to more profoundly understand Balanchine’s ballet heritage by the theoreticians and practitioners of ballet.
Keywords:
attitude towards women, intention for innovation, permanent transformation, duality, the features of the American culture, American ballet, Gorge Balanchine, mass culture, American communicative behavior, cultural diffusion