Правильная ссылка на статью:
Лощенков А.В..
Характеристика, элементы композиции и интерпретация ксилографа «Myur-lam» из коллекции ЦВРК ИМБТ СО РАН
// Genesis: исторические исследования.
2017. № 11.
С. 57-66.
DOI: 10.25136/2409-868X.2017.11.21329 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21329
Аннотация:
Статья посвящена изучению тибетского ксилографа, содержание которого относится к категории Ламрим (поэтапный путь), под названием «Myur-lam», автором которого является Второй Панчен-лама Лосанг Еше. Данная статья ставит собою цель дать источниковедческую характеристику текста, его композицию и анализ на примере выявленной структуры. Труд Панчен-ламы Лосанга Еше относится к важнейшим источникам тибетского буддизма, традиция которого получила в прошлом распространение в странах Трансгималайского региона, Монголии, России (Бурятия, Калмыкия, Тыва), а сегодня широко распространяется по всему миру. Труд входит в базу так называемых «коренных» текстов тибетского буддизма, которые определяют философское и религиозное содержание тибетской традиции буддизма. В особенности значимым этот текст является для школы Гелуг, традиционной для Монголии и России. При работе с источником было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального и герменевтического анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы сравнительно-исторического анализа, методы конкретного описания текстов, аналитического сопоставления, их структурной и содержательной классификации. Текстологический анализ вступления из вводных шлок †четверостиший, предоставляет информацию об учителях линии преемственности данных наставлений. Это позволяет сделать вывод о том, что автор, посредством указания учителей, значимых для традиции Ламрим в целом и в частности для данного вида комментария на Ламрим, продемонстрировал содержащиеся в его тексте наставления, держателями которых они являлись. Представлена история составления текста. Особое внимание уделяется описанию структурной композиции работы. Здесь отмечается, что автор текста скомпоновал темы для медитации по Ламриму в особую структуру, позволяющую быстрейшим образом достигать цели этих медитаций. Такой принцип построения материала подчеркивает особую, практическую направленность текста.
Ключевые слова:
Панчен-лама, ксилограф, поэтапный путь, Ламрим, медитация, быстрый путь, буддизм, Кадам, Атиша, Махаяна
Abstract:
The article is devoted to the study of the Tibetan xylograph, the content of which belongs to the Lamrim category (gradual path), under the name «Myur-lam», authored by the Second Panchen Lama, Losang Yeshe. This article aims to give a source-study description of the text, its composition and analysis on the example of the identified structure. The work of Panchen Lama is one of the most important sources of Tibetan Buddhism, the tradition of which has spread in the past in the Trans-Himalayan region, Mongolia, Russia (Buryatia, Kalmykia, Tuva), and is now widely distributed around the world. Work is part of the so-called root texts of Tibetan Buddhism, which determine the philosophical and religious content of the Tibetan tradition of Buddhism. Especially significant, this text is for the Gelug school, traditional for Mongolia and Russia. When working with the source, a combination of the classical textological approach and contextual and hermeneutic analysis, taking into account the Buddhist commentary tradition, was used. Methods of comparative historical analysis, methods of specific description of texts, analytical comparison, and their structural and substantive classification were also used. A textual analysis of the introduction from the introductory quatrains, provides information about the teachers of the line of continuity of these instructions. This allows concluding that the author, through the guidance of teachers, significant for the tradition of Lamrim in general and in particular for this type of commentary on Lamrim, demonstrated the instructions contained in his text, the holders of which they were. The history of constituting the text is presented. Particular attention is paid to the description of the structural composition of the work. It is noted here that the author of the text compiled the themes for meditation on Lamrim into a special structure, allowing the fastest possible achievement of the goal of these meditations. This principle of constructing the material emphasizes the special, practical orientation of the text.
Keywords:
Buddhism, quick path, meditation, Lamrim, gradual path, Xylograph, Panchen lama, Kadam, Atisha, Mahayana