Социальная философия
Правильная ссылка на статью:
Авакян-Форер А.Г.
Философские проблемы экономики в эпоху Нового времени
// Философская мысль.
2022. № 6.
С. 21-28.
DOI: 10.25136/2409-8728.2022.6.38154 EDN: VZUGWU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38154
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: VZUGWU
|
Аннотация:
Экономика является неотъемлемой частью жизни всего человечества с самых древних времён. Развитие этой науки напрямую связано с деятельностью людей в тот или иной исторический период. Различные сферы и области жизни претерпевали многочисленные изменения под действием многочисленных факторов, таких как образование государств, изменение политических режимов, научных открытий и многих других. Очень мало работ посвящено философским вопросам экономики Нового времени. Как следствие, предметом исследования стали основные концепции социально-экономической проблематики в философской мысли эпохи Нового времени. Автор подробно рассматривает причины и предпосылки становления экономической науки. В Новое время она оформляется в автономную систему. Особое внимание уделяется трансформации таких основных экономических категорий, как хозяйство, труд, интересы, потребность. Экономические проблемы в этот период пронизываются новым философским смыслом. Основными выводами проведенного философского анализа являются выявления новых отношений человека, как к самому себе, так и к обществу. Возникают новые отношения к человеку, к природе, к труду, к торговле, к богатству. Анализируя их содержания, автор выявляет общее представление о природе хозяйственной деятельности этой эпохи. В результате оказывается, что экономические идеи философов этого периода, в частности Т. Гоббса, А. Смита и Б. Мандевиля затрагивают ряд очень важных сторон сущности человека и влияют на дальнейшее развитие экономической теории в целом. Новизна исследования заключается в том, что обобщая идеи философов об экономических вопросах, автор объединяет их в три подхода.
Ключевые слова:
Разумный эгоизм, материальный успех, личный интерес, капитализм, экономическая деятельность, нравственные нормы, труд, меркантилизм, базовые потребности, экономические школы
Abstract:
The economy has been an integral part of the life of all mankind since the most ancient times. The development of this science is directly related to the activities of people in a particular historical period. Various spheres and areas of life have undergone numerous changes under the influence of numerous factors, such as the formation of states, changes in political regimes, scientific discoveries and many others. Very few works are devoted to philosophical issues of Modern economics. As a result, the main concepts of socio-economic issues in the philosophical thought of the Modern era became the subject of the study. The author examines in detail the reasons and prerequisites for the formation of economic science. In Modern times, it is being formed into an autonomous system. Special attention is paid to the transformation of such basic economic categories as economy, labor, interests, and need. Economic problems during this period are permeated with a new philosophical meaning. The main conclusions of the philosophical analysis are the identification of new human relationships, both to himself and to society. There are new attitudes to man, to nature, to work, to trade, to wealth. Analyzing their contents, the author reveals a general idea of the nature of economic activity of this era. As a result, it turns out that the economic ideas of the philosophers of this period, in particular T. Hobbes, A. Smith and B. Mandeville, affect a number of very important aspects of the essence of man and influence the further development of economic theory as a whole. The novelty of the research lies in the fact that generalizing the ideas of philosophers about economic issues, the author combines them into three approaches.
Keywords:
economic schools, basic needs, mercantilism, labour, moral standards, economic activity, personal interest, capitalism, material success, Reasonable selfishness