Этнография и этнология
Правильная ссылка на статью:
Тычинских З.А., Зиннатуллина Г.И.
Элементы шаманизма в народной медицине сибирских татар
// Genesis: исторические исследования.
2022. № 12.
С. 51-61.
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.12.39304 EDN: WCOILI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39304
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: WCOILI
|
Аннотация:
Целью статьи является рассмотрение на основе полевых этнографических материалов, собранных авторами в Тюменской, Омской и Новосибирской областей в течение ряда полевых сезонов реликтов шаманизма, сохранившихся в народной медицине сибирских татар. Актуальность исследования связана со слабой изученностью данного вопроса. Объектом исследования являются реликты доисламских верований сибирских татар, включающие категории шаманствующих (имце, куремце, сихырце, коцле мулла и др.). Предметом – их роль в традиционной лечебно-магической обрядности. Авторы считают, что с распространением ислама в Западной Сибири происходит утрата или существенная трансформация ранних общетюркских представлений о мироздании, природе и сущности человека. Но, несмотря на это, в культуре сибирских татар сохранились некоторые элементы общетюркской культурно-религиозной практики. Основными выводами авторов являются следующие. В традиционной народной медицине сибирских татар значимое место занимали магические обряды. Авторы показывают сохранение у сибирских татар некоторых реликтов шаманизма, а также категорий шаманствующих, к которым относят имце, куремце, сихырце. Показаны сходства и различия в их возможностях в традиционной лечебной практике: ясновидения (куремце, имце, сихырце), диагностики болезней, лечения (имце, куремце, сихырце), камлания (имце, сихырце), предсказания будущего, общения с духами (куремце, сихырце). В связи с важной ролью суфизма в сибирском исламе показано, что практики, присущие шаманствующим, использовались в лечении исламскими священнослужителями - муллами.
Ключевые слова:
шаманизм, шаманствующие, сибирские татары, народная медицина, магические обряды, мулла, целители, имце, куремце, сакральные знания
Abstract:
The purpose of the article is to examine, on the basis of field ethnographic materials collected by the authors in the Tyumen, Omsk and Novosibirsk regions during a number of field seasons, the relics of shamanism preserved in the folk medicine of the Siberian Tatars. The relevance of the study is related to the poor knowledge of this issue. The object of the study is the relics of the pre–Islamic beliefs of the Siberian Tatars, including the categories of shamans (imce, kuremce, sihyrce, kotsle mullah, etc.). The subject is their role in the traditional healing and magical rituals. The authors believe that with the spread of Islam in Western Siberia, there is a loss or significant transformation of the early common Turkic ideas about the universe, nature and essence of man. But, despite this, some elements of the common Turkic cultural and religious practice have been preserved in the culture of the Siberian Tatars. The main conclusions of the authors are the following. Magical rituals occupied a significant place in the traditional folk medicine of the Siberian Tatars. The authors show the preservation of some relics of shamanism among the Siberian Tatars, as well as categories of shamanists, which include imce, kuremce, sihyrce. The similarities and differences in their capabilities in traditional medical practice are shown: clairvoyance (kuremce, imce, sihyrce), diagnosis of diseases, treatment (imce, kuremce, sihyrce), kamlaniya (imce, sihyrce), prediction of the future, communication with spirits (kuremce, sihyrce). In connection with the important role of Sufism in Siberian Islam, it is shown that the practices inherent in shamanism were used in the treatment of Islamic clerics - mullahs.
Keywords:
sacred knowledge, kuremce, imce, healer, mullah, folk medicine, magic rituals, siberian tatars, shamans, shamanism