Личность в истории
Правильная ссылка на статью:
Поляков А.Н.
К вопросу о многожёнстве и распутстве князя Владимира Святославича
// Genesis: исторические исследования.
2022. № 3.
С. 58-68.
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.3.35313 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35313
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
|
Аннотация:
Предметом данного исследования являются семейные связи князя Владимира Святославича. Объектом — личность князя Владимира. Цель данной статьи — установить на основе сравнительного анализа источников степень достоверности фактов, которые в них содержатся, о распущенности, количестве браков и детей Владимира. В качестве методологической основы используются материалистический подход к истории. В его рамках в статье применяются: сравнительно-исторический метод, метод критического анализа, принципы историзма и объективности. Источниковой базой служат данные русских летописей («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись), Хроника Георгия Амартола, библейский тексты, сочинения Титмара Мерзебургского, Льва Диакона, Иоанна Скилицы, Ибн Хаукала. В статье рассматривается спорный вопрос о семейных связях князя Владимира. Автор приходит к выводу, что Владимир Святославич, вопреки указаниям летописи на многожёнство князя в языческую эпоху, был женат всего дважды — первый раз языческим браком на полоцкой княжне Рогнеде и второй раз христианским браком на византийской царевне Анне. Количество детей князя превышало цифру, указанную в летописи — около 8 сыновей и 9 дочерей. Главный «антигерой» древнерусской истории князь Святополк, по мнению автора, был законным сыном Владимира, а не Ярополка. Вместе с тем, автор полагает, что Владимир отличался невоздержанностью в отношениях с женщинами и содержал множество наложниц.
Ключевые слова:
Владимир, Русь, Повесть временных лет, Титмар Мерзебургский, Скилица, Библия, Рогнеда, Анна, Святополк, многожёнство
Abstract:
The subject of this study is the family ties of Prince Vladimir Svyatoslavich. The object is the personality of Prince Vladimir. The purpose of this article is to establish, based on a comparative analysis of sources, the degree of reliability of the facts they contain about promiscuity, the number of marriages and children of Vladimir. A materialistic approach to history is used as a methodological basis. Within its framework, the article applies: the comparative historical method, the method of critical analysis, the principles of historicism and objectivity. The source base is the data of the Russian chronicles ("The Tale of Bygone Years", the Laurentian Chronicle), the Chronicle of George Amartol, biblical texts, the writings of Titmar of Merseburg, Leo the Deacon, John Skilitsa, Ibn Haukal. The article discusses the controversial issue of Prince Vladimir's family ties. The author comes to the conclusion that Vladimir Svyatoslavich, contrary to the instructions of the chronicle on the prince's polygamy in the pagan era, was married only twice — the first time by a pagan marriage to the Polotsk Princess Rogneda and the second time by a Christian marriage to the Byzantine princess Anna. The number of the prince's children exceeded the figure indicated in the chronicle — about 8 sons and 9 daughters. The main "antihero" of ancient Russian history, Prince Svyatopolk, according to the author, was the legitimate son of Vladimir, not Yaropolk. At the same time, the author believes that Vladimir was distinguished by intemperance in relationships with women and kept many concubines.
Keywords:
The Bible, Skilica, Titmar of Merseburg, The Tale of Bygone Years, Russia, Vladimir, Rogneda, Anna, Svyatopolk, polygamy