Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Создание литературных объединений писателей Чувашии в 1920-1930-е гг.

Агаева Екатерина Васильевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра общеобразовательных дисциплин, Чувашский государственный аграрный университет

428003, Россия, республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29, оф. пр-кт Московский

Agaeva Ekaterina Vasil'evna

PhD in History

Associate Professor, Chair of General Disciplines, Chuvash State Agrarian University

428003, Russia, Republic of Chuvashia, Cheboksary, K. Marx str., 29, of. Moskovsky Ave.

agaeva.ek@yandex.ru
Сергеев Тихон Сергеевич

доктор исторических наук

профессор, кафедра отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет

428003, Россия, республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Sergeev Tikhon Sergeevich

Doctor of History

Professor, Russian and General History Department, Chuvash State Pedagogical University

428003, Russia, Republic of Chuvashia, Cheboksary, K. Marx str., 38

tikhon-sergeev@yandex.ru
Михайлова Рената Васильевна

доктор философских наук

профессор, кафедра общеобразовательных дисциплин, Чувашский государственный аграрный университет

428003, Россия, республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29

Mikhailova Renata Vasil'evna

Doctor of Philosophy

Professor, Head of Chair of General Disciplines, Chuvash State Agrarian University

428003, Russia, Republic of Chuvashia, Cheboksary, K. Marx str., 29

neti-mix@yandex.ru
Тихонов Анатолий Сергеевич

доктор философских наук

профессор, кафедра общеобразовательных дисциплин, Чувашский государственный аграрный университет

428003, Россия, республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29

Tikhonov Anatolii Sergeevich

Doctor of Philosophy

Professor, Head of Chair of General Disciplines, Chuvash State Agrarian University

428003, Russia, Republic of Chuvashia, Cheboksary, K. Marx str., 29

tihonov.an12@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.12.39319

EDN:

YSTAEG

Дата направления статьи в редакцию:

05-12-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: В статье рассматривается процесс зарождения и развития литературных объединений писателей Чувашии в период 1920-1930-х гг. Объектом исследования являются литературные объединения писателей Чувашии в рассматриваемый период. Предметом исследования выступает становление в 1920-1930-е гг. творческих литературных объединений чувашских писателей. Теоретико-методологическую базу исследования составили сравнительно-исторический, логический методы, а также хронологический подход. Их применение дало возможность раскрыть литературно-объединительные процессы в развитии и в контексте явлений, происходящих как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Цель статьи - выявить особенности зарождения и развития литературных объединений чувашских писателей как становящегося целого, включающего в себя некоторые структурные элементы. В современной России, в условиях духовного кризиса, когда интерес к литературным произведениям национальных писателей падает, необходимо использовать опыт, накопленный в 1920-1930-е гг. За два десятилетия в Чувашии сформировалась плеяда профессиональных писателей, во многом благодаря культурно-просветительской деятельности литературных объединений. Научная новизна заключается в выявлении специфики и условий создания литературных объединений в Чувашии. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что особенности зарождения и развития литературных объединений чувашских писателей выступали как становящееся целое, которое включает в себя моменты и ступени формирования: 1) группы чувашских писателей, 2) чувашская журналистика, 3) чувашская литература с разнообразием литературных жанров.


Ключевые слова:

литературные объединения, Чувашия, писатели, культура Чувашии, национальная литература, творческая интеллигенция, ассоциация писателей, союз писателей, учреждения культуры, социалистический реализм

Abstract: The article examines the process of the origin and development of literary associations of writers of Chuvashia in the period of the 1920s-1930s. The object of research is the literary associations of writers of Chuvashia in the period under consideration. The subject of the study is the formation of creative literary associations of Chuvash writers in the 1920s-1930s. The theoretical and methodological basis of the study was made up of comparative historical, logical methods, as well as a chronological approach. Their application made it possible to reveal the literary and unifying processes in the development and in the context of phenomena occurring both in the whole country and in individual regions. The purpose of the article is to identify the features of the origin and development of literary associations of Chuvash writers as an emerging whole, including some structural elements. In modern Russia, in conditions of spiritual crisis, when interest in the literary works of national writers is declining, it is necessary to use the experience accumulated in the 1920s and 1930s. Over two decades, a galaxy of professional writers has formed in Chuvashia, largely due to the cultural and educational activities of literary associations. The scientific novelty lies in the identification of the specifics and conditions for the creation of literary associations in Chuvashia. Thus, we come to the conclusion that the peculiarities of the origin and development of literary associations of Chuvash writers acted as a becoming whole, which includes moments and stages of formation: 1) groups of Chuvash writers, 2) Chuvash journalism, 3) Chuvash literature with a variety of literary genres.


Keywords:

literary associations, Chuvashia, writers, culture of Chuvashia, national literature, creative intelligentsia, writers' association, writers' union, cultural institutions, socialist realism

Всестороннее изучение профессиональной и общественной деятельности творческой интеллигенции в России, постижение ее роли в развитии культуры невозможны без исчерпывающей разработки этой темы по отдельным регионам. Каждый регион или национальная республика имеет свою специфику, условия и пути формирования интеллигенции. Писатели, как представители творческой интеллигенции, являются наиболее ярким выражением национального самознания народа. Молодая Чувашская автономная область, образованная в 1920 г., и получившая статус автономной республики в 1925 г., развивалась и экономически, и культурно. Открывались учреждения культуры, специальные учебные заведения. Рост периодических печатных изданий на чувашском языке требовал специалистов-профессионалов - журналистов, публицистов, критиков и т. п. Талантливая молодежь по путевкам от республики смогла обучаться в ведущих вузах страны. Именно при учебных заведениях появились первые литературные кружки, привившие любовь к поэзии и прозе у молодых людей.

Первые литературные кружки открылись в Москве, Ленинграде, Казани, Самаре [1]. Необходимо отметить, создание литературных объединений стало неким экспериментом в Советской России. Было необходимо поднять образовательный уровень населения, т. к. 80 % являлось неграмотным, о чем отмечали в своей работе Д. С. Московская и О. В. Романова [13]. Вскоре подобные объединения возникли и на территории Чувашии: в Чебоксарах, Вурнарах, Аликове и других населенных пунктах. Поскольку Чебоксары в то время были «тихим городом», временными «очагами» новых культурных преобразований стали близлежащие города, где проживало достаточно много чувашской студенческой молодежи. В 1921 г. в Казани, при клубе Красной Армии «Ампир» открылось «Чувашское литературное общество». Одновременно возник еще один кружок вокруг редакции газеты «Канаш» (Совет). Эти кружки издавали рукописные журналы с небольшими рассказами и стихами как известных, так и начинающих авторов. В 1921 г. в Симбирске известный чувашский публицист, поэт, этнограф А. П. Прокопьев-Милли создал «Чувашский литературный кружок». Активное участие в работе кружка принимали сотрудники газеты «Сутала» (Свет) и студенты Чувашской учительской семинарии. Совместными усилиями были изданы два номера рукописного журнала «Атал юрри» (Волжская песня). Члены кружка занимались также переводом иностранной литературы на чувашский язык, популяризацией чувашской литературы среди русского населения [14].

Постепенно центром культуры чувашского народа становятся Чебоксары, куда переезжают из других городов М. К. Сеспель, Н. И. Полоруссов-Шелеби, Н. Я. Золотов, С. В. Эльгер и другие литературные деятели. 18 декабря 1921 г. было создано «Общество любителей чувашской словесности и литературы им. Н. И. Ашмарина». Первоначально это сообщество формировалось в виде свободной ассоциации, где могли бы состоять писатели Чувашии с разными творческими подходами к литературе. Однако не придя к консенсусу о дальнейшем развитии чувашского литературного языка и чувашской письменности через девять месяцев вышеназванное общество раскололось.

Большинство писателей выступали за реформирование чувашского языка. А. П. Милли, Д. П. Петров-Юман и некоторые другие выступали за сохранение исконного чувашского языка, предлагали вместо чужеродных слов образовывать чувашские [9]. В апреле 1923 г. группой писателей во главе с А. П. Милли было создано «Чувашское литературное общество». Позже и руководителя, и членов этого общества: А. П. Милли, Д. П. Петрова-Юмана, С. В. Эльгера, Н. Т. Васянку, Н. И. Шелеби и других обвинили в приверженности к буржуазно-националистическим элементам, в отказе от русской культуры и переходе к усвоению западной, что стало причиной роспуска общества [15].

В июне 1923 г. был создан Союз чувашских писателей и журналистов «Канаш», куда вошли около 40 профессиональных журналистов, публицистов, поэтов, прозаиков. Д. С. Эльмень, Н. Я. Золотов, С. В. Эльгер, Н. Т. Васянка, Ф. П. Павлов, Н. В. Васильев (Шубоссини), Г. В. Зайцев (Тал-Мрза) и другие говорили о необходимости развития чувашской литературы и языка, вводить научные, интернациональные термины [6]. Свое вдохновение они находили в революционных событиях, гражданской войне, героическом труде трудящихся и т. п. С июля 1924 г. силами объединения стал издаваться литературно-художественный журнал «Сунтал» (Наковальня). Необходимо подчеркнуть, что «Канаш» проделал большую работу по приобщению народных масс к просвещению и литературе. В. И. Соколова и В. Б. Ласточкин отмечали в своей работе, что реализация некоторых аспектов национальной политики проводилась и через небольшие общественные формирования, к которым можно отнести данный союз [17]. К 1925 г. в различных литературных кружках состояли около 200 человек.

Раскол, произошедший в 1921 г. в "Обществе любителей чувашской словесности и литературы им. Н. И. Ашмарина", привел с одной стороны, к постоянной критике части писателей в излишнем национализме, с другой - способствовал развитию разных жанров и направлений в национальной литературе.

Преобразование Чувашской автономной области в автономную республику в апреле 1925 г. вывело национальную культуру на новый уровень. Стали издаваться разнообразные газеты, журналы «Самрак коммунист» («Молодой коммунист»), «Ялкор» («Селькор»). С 1926 по 1929 гг. число рабочих и крестьянских корреспондентов при редакциях газет и журналов увеличилось с 500 до 1500. Из них около 80 человек наряду с заметками публиковали стихи и рассказы, что говорит об изменении грамотности. Корреспонденты обычно стояли на стороне новой власти. Р. В. Михайлова в своей работе приводит примеры, как многие крестьяне переживали, как бы их не отнесли к категории "зажиточных" и об этом писали в газеты [11]. На территории республики действовали 22 литературных кружка и 8 секций, в которых были задействованы около 300 молодых писателей, журналистов, рабселькоров [19].

В середине 1920-х гг. наступил перелом в развитии литературы. В данном случае перелом - глубинные изменения. Решения XIII съезда РКП(б) о печати (1924) и резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы (1925) стали началом тотального идеологического контроля над литературными произведениями. Усилилась борьба с буржуазными и контрреволюционными элементами. Упор был сделан на воспитание идейно-правильных коммунистических кадров [12]. Перед писателями с направляющими напутствиями часто выступали партийные и государственные деятели: С. П. Петров, В. И. Токсин, А. Н. Никитин. Стала ограничиваться свобода творчества, приветствоваться доносительство.

Чувашское литературное общество было закрыто. М. Ф. Юрьев, Н. В. Шубоссини, П. П. Хузангай и другие обвинялись в создании внеклассовых произведений, восхвалении прошлого.

В июне 1927 г. союз «Канаш» был реорганизован в Чувашскую ассоциацию пролетарских писателей по аналогии с Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП), созданной в 1925 г. С одной стороны вся литературная деятельность становилась подконтрольной партийным структурам, но с другой – творческая интеллигенция республики снова объединилась, и объединяющим началом стала социалистическая идейность, трансформирующаяся к 1932 г. в стиль социалистического реализма. Вторая половина 1920-х гг. стала периодом бурного роста чувашской национальной литературы. На этот процесс оказали влияние встречи А. М. Горького, В. В. Маяковского с писателями Чувашии. Некоторые из них вели впоследствии переписку с известными мастерами слова. Произведения "Говорит Земля" В. Е. Рзая, "Дочь бури" В. О. Алагера, "Деревня в плмени" Д. В. Исаева о событиях революционных лет, получили народное признание. Появились произведения для детей "Этнюсь и Маруся", "В тихой избушке" М. Д. Трубиной, "Кот и петух" Н. И. Шелеби.

В учебные заведения страны повышать свой профессиональный уровень продолжали направляться как молодые таланты, так и опытные мастера [2]. Обучение велось в Московском государственном университете, Литературном институте им. А. М. Горького, Государственном институте журналистики, Московском педагогическом институте иностранных языков, Ленинградском государственном университете и других. Е. З. Маден обучался в аспирантуре Научно-исследовательского института культуры восточных народов в Ленинграде, а Н. Я. Золотов в аспирантуре при Академии наук СССР. В 1920-1925 гг. в республике число писателей, имеющих высшее образование, составляло около 5 %, а к 1935-1940 гг. уже около 20 % [3].

В 1931-1932 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, направленных на полный идеологический диктат со стороны государства. В своей работе С. С. Бакарягин делает вывод, что "партийная идеология становилась единственно возможной для трансляции во всех сферах жизни общества" [4]. Стали упразднять литературные группировки и общества. Объединяющей организацией писателей, поддерживающих советскую власть, стал Союз советских писателей, образованный в 1934 г., структурной единицей котрого стал Союз писателей Чувашии.

В июне 1934 г. открылся I съезд Союза писателей Чувашии. В состав правления этого союза были избраны авторитетные писатели: А. И. Золотов, И. С. Максимов-Кошкинский, Д. Д. Данилов, М. Ф. Данилов-Чалдун. Недавно созданная писательская организация Чувашии стала проводить активную общественно-политическуую работу. Его члены - писатели Чувашии регулярно проводили творческие встречи с трудящимися республики. Роль Союза писателей была значима в содействовии изданию книг. Стоит подчеркнуть, что содержание этих книг должно было соответствовать распространению темы труда рабочих и крестьян, достижений советской власти. Важно отметить, что произведения чувашских писателей в 1930-е гг. достигли профессионального уровня. Об этом свидетельствует признание произведений чувашских писателей на всесоюзном уровне. На русский язык были переведены стихи П. П. Хузангая, Я Г. Ухсая, рассказы А. Ф. Талвира и других. На чувашском языке издавались произведения русских классиков. В альманахах и журналах республики печатались стихи и рассказы татарских, удмуртских, марийских, мордовских авторов. Эти моменты, по сути, способствовали обмену опытом творческого богатства между разными регионами.

Нельзя не отметить, что в рассматриваемый период в писательской среде возникали противоречия между писателями, представляющими разные идейные направления [5]. Они отражали идущую «сверху» установку ВКП(б) постоянно отслеживать отклонения в сторону национализма и разных уклонов. В рамках такой партийной установки действовали некоторые представители творческой интеллигенции - "выслужиться" перед правлением Союза писателей, стремясь выискивать в работах коллег строчки, за которые авторов можно было бы причислить к «врагам народа». Известно также, что иногда сам Союз писателей инициировал критику творчества того или иного писателя. Понятно, в таких действиях находили оправдание начавшиеся реапрессии против "врагов народа" [9, 10]. В контексте сказанного важно отметить, что уже к признанным мастерам прикреплялся ярлык «несоветского писателя».

Известен случай, когда секретарь Чебоксарского горкома партии вызвал к себе народного поэта Чувашской АСССР С. В. Эльгера и потребовал заняться чисткой от "врагов народа" [7]. В 1937 г. согласно приказу наркома внутренних дел СССР в республике должны были репрессировать 1800 человек, из них расстрелять – 300 [20]. Были репрессированы В. Е. Митта, А. И. Золотов, Д. П. Петров-Юман, П. П. Хузангай и другие. Подобные процессы проходили и в других регионах страны [16, 18].

Итак, несмотря на сложность исторического периода 1920-1930-х гг., когда происходили противоречивые общественно-политические процессы, нет сомнения в том, что этот период стал временем становления и развития национальной чувашской литературы.

Мы пришли к выводу о том, что особенности зарождения и развития литературных объединений чувашских писателей выступали как становящееся целое, которое включает в себя моменты и ступени формирования: 1) с 1920-х гг. происходит объединение любителей литературы в группы, которые начинают вести просветитетльскую и издательскую деятельность; 2) в связи с ростом периодических изданий на чувашском языке возникает чувашская журналистика, представленная как профессиональными журналистами, так и различными авторами статей из народных масс; 3) происходит бурный рост чувашской литературы с разнообразием литературных жанров, растет численность профессиональных писателей.

Библиография
1. Агаева Е. В., Сергеев Т. С., Михайлова Р. В. Проблема подготовки театральных кадров для Чувашии в 20-30-е годы XX века // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2. С. 5-10.
2. Агаева Е. В., Петров В. Р., Черноярова М. Ю. Деятельность государственных и партийных органов по подготовке кадров творческой интеллигенции для Чувашской Республики в 1920-1930-х гг. // Учет, анализ и аудит в условиях цифровой экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 31 октября 2018 года. – Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 444-450.
3. Агаева Е.В., Сергеев Т.С. Формирование творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски. 2-е изд., доп. и перераб. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008.
4. Бакарягин С. С. Журнал "Искусство в массы" как источник изучения художественной культуры СССР на рубеже 1920-1930-х гг. // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4(115). С. 199-204.
5. Гончаренко, А. А. Институт критики искусств в системе культуры СССР 1930-х годов // Культура и искусство. 2020. № 6. С. 38-46.
6. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 2718/434. Оп. 2. Д. 81. Л. 46.
7. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф.2718/434. Оп.2. Д.82. Л.9.
8. Емельянова Т. Н. Некоторые размышления о зарождении жанровой системы Чувашской литературы // Язык и слово: Сборник научных трудов. – Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2021. С. 107-109.
9. История Чувашии новейшего времени. Кн. 1: 1917-1941. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.
10. Кукушкина Т. А. «Молчавшие заговорили»: Серапионы на дискуссии в Ленинградском отделении Всероссийского союза советских писателей об идейно-творческой перестройке (1931) // Серапионовы братья: взгляд из XXI века: К 100-летию литературного содружества. Государственный музей К. А. Федина, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов: ИЦ «Наука», 2021. С. 58-65.
11. Михайлова Р.В. Особенности духовности российского крестьянства в 20-30 –е годы XX века // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. – С.106-123.
12. Московская Д.С. Пролетарская литература как проект // Новое литературное обозрение. 2021. № 5(171). С. 80-93.
13. Московская Д. С., Романова О. В. Литературные кружки как инструмент строительства пролетарской культуры. 1920–1932 гг. (По документам отдела рукописей ИМЛИ РАН) // Вестник славянских культур. 2021. Т. 61. С. 189–198. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-189-198.
14. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 1071. Л. 5.
15. Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательствово, 1956.
16. Son Z. Soviet Culture and Soviet Koreans (1920-1930). Journal of Toegye Studies. Republic of Korea, Seoul. 2020. Vol. 3. No. 2. P. 95-111.
17. Соколова В. И., Ласточкин В.Б. О некоторых аспектах реализации национальной политики советского государства в Чувашской АССР в 1920-1930-х годах // Вестник Чувашского университета. 2020. № 2. С. 150-157.
18. Соколова Ф. Х., Паникар М. М. Политические репрессии против интеллигенции Европейского Севера России в 1920-1930 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. С. 194-203.
19. Сунтал (Наковальня). 1930. № 7-8. С.4. (на чув. яз.)
20. Советская Чувашия. 2005. 29 апр.
References
1. Agaeva, E. V., Sergeev, T. S., & Mikhailova, R. V. (2021). The problem of training theatrical personnel for Chuvashia in the 20-30s of the XX century. Bulletin of the Chuvash University, 2, 5-10.
2. Agaeva, E. V., Petrov, V. R., & Chernoyarova, M. Yu. (2018). Activities of state and party bodies for the training of creative intelligentsia for the Chuvash Republic in the 1920s-1930s. In Accounting, analysis and audit in the digital economy : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 444-450). Cheboksary: Chuvash State Agricultural Academy.
3. Agaeva, E.V., & Sergeev, T.S. (2008). Formation of the creative intelligentsia of Chuvashia: problems and searches, 2nd ed., supplement and revision, Cheboksary: Chuvash. state. ped. un-t.
4. Bakaryagin, S. S. (2020). The magazine "Art to the masses" as a source of studying the artistic culture of the USSR at the turn of the 1920s-1930s. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4(115), 199-204.
5. Goncharenko, A. A. (2020). Institute of Art criticism in the USSR culture system of the 1930s. Culture and Art,6, 38-46.
6. State Archive of Modern History of the Chuvash Republic. F. 2718/434. Op. 2. d. 81. L. 46.
7. State Archive modern history of the Chuvash Republic. F.2718/434. Op.2. d.82. l.9.
8. Emelyanova, T. N. (2021). Some reflections on the origin of the genre system of Chuvash literature. Language and word: Collection of scientific papers. Cheboksary: I.N. Ulyanov Chuvash State University, 107-109.
9. History of modern Chuvashia. Book 1: 1917-1941 (2001). – Cheboksary.
10. Kukushkina, T. A. (2021). "The silent ones have spoken": Serapions at a discussion at the Leningrad branch of the All-Russian Union of Soviet Writers on ideological and creative perestroika (1931) // The Serapion Brothers: A Look from the XXI century: To the 100th anniversary of the Literary Community. K.A. Fedin State Museum, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky. – Saratov: IC "Science", 2021. – pp. 58-65.
11. Mikhailova, R.V. (2005). Features of spirituality of the Russian peasantry in the 20-30s of the XX century. Artistic culture of Chuvashia: the 20s of the XX century. Cheboksary: CHGIGN, 106-123.
12. Moskovskaya, D.S. (2021). Proletarian literature as a project. New Literary Review, 5(171), 80-93.
13. Moskovskaya, D. S., & Romanova, O. V. (2021). Literary circles as a tool for building proletarian culture. 1920-1932 (according to the documents of the Department of manuscripts of IMLI RAS). Bulletin of Slavic Cultures, 61,189-198. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-189-198 .
14. Russian State Archive of Literature and Art. F. 1698. Op. 1. D. 1071. L. 5.
15. Sirotkin, M.Ya. (1956). Essay on the history of Chuvash Soviet literature. Cheboksary.
16. Son, Z. (2020). Soviet Culture and Soviet Koreans (1920-1930). Journal of Toegye Studies, 3 (2), 95-111.
17. Sokolova, V. I., & Lastochkin, V. B. (2020). On some aspects of the implementation of the national policy of the Soviet state in the Chuvash ASSR in the 1920s-1930s. Bulletin of the Chuvash University, 2, 150-157.
18. Sokolova, F. H., & Panikar, M. M. (2021). Political repressions against the intelligentsia of the European North of Russia in 1920-1930. Bulletin of Tomsk State University, 469, 194-203.
19. Suntal (Anvil). 1930. No. 7-8. p.4. (in Chuvash)
20. Soviet Chuvashia. 2005. 29 Apr.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
История создания творческих организаций писателей Чувашии в 1920-1930-е гг.
Название отчасти соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и не обосновал её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор хронологических и географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор стремился грамотно использовать источники, выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор сообщил, что «революционные события 1917 г. дали импульс для развития чувашской литературы»: «талантливая молодежь из Чувашии, получившая возможность обучаться в вузах страны, стала объединяться в творческие кружки» т.д.
В основной части статьи автор, прежде всего, перечислил ряд творческих организаций, возникших в начале 1920-х гг., сообщил, что они наладили выпуск периодических изданий. Затем автор пояснил, почему «постепенно центром культуры чувашского народа становятся Чебоксары, сообщил, что в 1923 г. было создано «Чувашское литературное общество» и вдруг заметил, что некоторых его членов «позже обвинили в приверженности к буржуазно-националистическим элементам» т.д.
Автор продолжил фрагментарное изложение фактов истории (неясно: почему именно «создания»?) творческих организаций: рассказал о том, что в 1923 г. возник Союз чувашских писателей и журналистов «Канаш» т.д., вновь неожиданно заявил о том, что «раскол в среде чувашских писателей имел и положительные моменты, т. к. способствовал развитию разных жанров и направлений в национальной литературе», обосновал мысль о том, что «преобразование Чувашской автономной области в автономную республику в апреле 1925 г. вывело национальную культуру на новый уровень» т.д.
Далее автор сообщил читателю о том, что «в середине 1920-х гг. наступил перелом в развитии « т.д., что «стала ограничиваться свобода творчества, приветствоваться доносительство» т.д., что «в июне 1927 г. союз «Канаш» был реорганизован в Чувашскую ассоциацию пролетарских писателей по аналогии с Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП), созданной в 1925 г.» и что «объединяющим началом стала социалистическая идейность, трансформирующаяся к 1932 г. в стиль социалистического реализма» т.д.
В следующих сюжетах автор обратил внимание на то, что «в учебные заведения страны повышать свой профессиональный уровень продолжали направляться как молодые таланты, так и опытные мастера» т.д., что «в 1931-1932 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, направленных на полный идеологический диктат со стороны государства» т.д., что «в писательской среде росли противоречия между представителями разных идейных направлений» т.д., и что писателей наряду с другими гражданами СССР подвергали репрессиям.
Выводы автора носят обобщающий характер.
Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования отчасти. Выводы не отражают результатов исследования, проведённого автором, в полном объёме.
В заключительном абзаце статьи автор сообщил, что «1920-1930-е гг. стали периодом становления и развития чувашской литературы» т.д. Автор неожиданно резюмировал, что, «несмотря на идеологический диктат сохранились традиции, заложенные классиками чувашской литературы».
Выводы, на взгляд рецензента, не проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует существенной доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Известно, что для отечественной культуры всегда был характерен литературоцентризм, в связи с чем значение писателей и поэтов для формирования общественного мнения было предельно высоким. Вспомним здесь только таких корифеев как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и др. Однако не менее значимыми для становления своих этносов были национальные литературы, в целом ряде случаев начавших своё становление в XX в. и, особенно, после революции 1917 года. В этой связи вызывает интерес изучение различных аспектов формирования национальных литературных школ в истории России XX в.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является создание литературных объединений писателей Чувашии в 1920-1930-е гг. Автор ставит своими задачами проанализировать историю литературных объединений Чувашии, показать противоречия между писателями, представляющими разные идейные направления, а также опередить вклад данного периода в становление чувашской национальной литературы.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать начальный этап формирования чувашских национальных литературных объединений. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя до 20 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена опубликованными материалами (периодическая печать) и документами из фондов Государственного архива современной истории Чувашской Республики и Российского Государственного архива литературы и искусства. Из используемых исследований отметим труды Е.В. Агаевой и Т.С. Сергеева, Т.Н. Емельяновой и других авторов, в центре внимания которых различные аспекты истории чувашской литературы. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей чувашской культуры в целом, так и чувашской литературой, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «изучение профессиональной и общественной деятельности творческой интеллигенции в России, постижение ее роли в развитии культуры невозможны без исчерпывающей разработки этой темы по отдельным регионам». Автор показывает поэтапное формирование национальной чувашской литературы, которая довольно быстро из соседних регионов (Казань) начинает развиваться в Чебоксарах. В рамках исследования делается несколько важных выводов: «1) с 1920-х гг. происходит объединение любителей литературы в группы, которые начинают вести просветитетльскую и издательскую деятельность; 2) в связи с ростом периодических изданий на чувашском языке возникает чувашская журналистика, представленная как профессиональными журналистами, так и различными авторами статей из народных масс; 3) происходит бурный рост чувашской литературы с разнообразием литературных жанров, растет численность профессиональных писателей».
Главным выводом статьи является то, что «период 1920-1930-х гг. стал временем становления и развития национальной чувашской литературы».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале « Genesis: исторические исследования».