Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Ярыгин В.В.
Антикитайские погромы в Территории Вашингтон в 1885-1886 гг.
// Genesis: исторические исследования.
2022. № 12.
С. 295-304.
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.12.39191 EDN: KGNXCS URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39191
Антикитайские погромы в Территории Вашингтон в 1885-1886 гг.
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.12.39191EDN: KGNXCSДата направления статьи в редакцию: 17-11-2022Дата публикации: 30-12-2022Аннотация: Американо-китайские отношения часто становятся объектом рассмотрения исследователей. Нередко отечественными историками поднимается вопрос о китайской иммиграции в Новый Свет, но, как правило, это обзорно-ретроспективные работы, охватывающие весь период данной проблематики, начиная с середины XIX столетия. И перипетии развития синофобии, которая процветала в американском обществе в эпоху “Позолоченного века” и объединяла все слои населения, показаны в общих чертах. Между тем, расизм по отношению к азиатам проявлял себя не только в принятии закона об ограничении китайской иммиграции в 1882 г., но и в актах насилия по отношению к приезжим: убийствах, линчеваниях, принимая иногда самую массовую форму – форму антикитайских бунтов. По этой причине автор обратился к слабо разработанному в российской исторической науке вопросу об антикитайских погромах на северо-западе США в середине 1880-х гг. В статье рассматриваются события, произошедшие в Такоме и Сиэтле, разобраны причины, ход и последствия беспорядков на расовой почве, случившихся на Территории Вашингтон осенью-зимой 1885-1886 гг., а также раскрыта реакция местных и федеральных властей на случившееся. События на северо-западе США отражали, царившие тогда в обществе шовинистические настроения и нежелание ассимилировать китайцев в рамках американского «плавильного котла». Ключевые слова: Позолоченный век, синофобия, расизм, радикализм, нативизм, Территория Вашингтон, Сиэтл, Северо-Запад США, антикитайский погром, американское обществоAbstract: US-Chinese relations often become the object of researchers' consideration. Russian historians often raise the issue of Chinese immigration to the New World, but, as a rule, these are review and retrospective works covering the entire period of this problem, starting from the middle of the XIX century. And the vicissitudes of the development of sinophobia, which flourished in American society in the era of the “Gilded Age" and united all segments of the population, are shown in general terms. Meanwhile, racism towards Asians manifested itself not only in the adoption of the law on the restriction of Chinese immigration in 1882, but also in acts of violence against newcomers: murders, lynchings, sometimes taking the most massive form – the form of anti-Chinese riots. For this reason, the author turned to the poorly developed question in Russian historical science about anti-Chinese pogroms in the northwestern United States in the mid-1880s. The article examines the events that took place in Tacoma and Seattle, examines the causes, course and consequences of the racially motivated riots that occurred on the Territory of Washington in the autumn-winter of 1885-1886, and also reveals the reaction of local and federal authorities to what happened. The events in the north-west of the United States reflected the chauvinistic sentiments prevailing in society at that time and the unwillingness to assimilate the Chinese within the framework of the American "melting pot". Keywords: Gilded Age, sinophobia, racism, radicalism, nativism, Washington Terrirtory, Seattle, North-West USA, anti-chinese riot, american societyНесмотря на то, что Соединённые Штаты Америки со времён своего основания в 1776 г. называли себя страной иммигрантов, это не мешало процветать в американском обществе разнообразным ксенофобским настроениям. Различным формам дискриминации со стороны, как они сами себя называли, «коренных американцев» (как известно коренным населением Америки являются индейцы, а не белые) стали представители других народов. Это были и ирландцы с их многовековым этнорелигиозным конфликтом между англосаксонскими протестантами и католиками-ирландцами; и итальянцы, которых, как и ирландцев, также обвиняли в «папизме»; и представители различных славянских народов, прибывавшие в Новый Свет из Российской империи и Австро-Венгрии; и евреи из Восточной Европы, продолжавшие придерживаться своей религии и обычаев, что вызывало появление первых ростков антисемитизма в Америке. Отдельной главой в истории американской англосаксонской ксенофобии, которая процветала в США во второй половине XIX в., является синофобия, то есть ненависть по отношению к китайцам. Как известно, китайцы впервые массово начали прибывать в Америку во времена «золотой лихорадки» в 1850-е гг. И почти сразу же китайские законтрактованные рабочие вызвали к себе волну ненависти со стороны белого населения. Насильственные действия начались уже в 1860-е гг. Массовые антикитайские погромы в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско в 1871 г. привели к гибели 18 и 21 китайца. Позднее, в 1877 г., во время железнодорожной стачки в Сан-Франциско толпа сожгла 25 китайских предприятий и построек, антикитайские выступления происходили в Денвере в 1880-е гг. [10, p.23-23]. Росло число антикитайских выступлений, включая поджоги домов, убийства, при этом не было возбуждено ни одного судебного дела. За период 1870–1880 гг. на американском Западе зарегистрировано 153 антикитайских бунта в Денвере, Лос-Анджелесе, Такоме, Вашингтоне. Многие китайские иммигранты создавали чайнатауны – закрытые, замкнутые пространства, напоминавшие клетку, из которой сложно выбраться, но где они ощущали себя в безопасности [2, c. 170]. Подобные настроения среди белого населения штатов Дальнего Запада полностью разделялись местной политической элитой. Американский историк Дж. Родс писал: «Ни один человек не мог рассчитывать на политическую поддержку в Калифорнии, пока он не выразит возражение против китайской иммиграции» [14, p. 191]. Причиной для такой агрессии послужила способность азиатов выполнять любую работу за плату в 2-3 раза ниже, чем требовали белые за свой труд. Американские рабочие и представители мелкой буржуазии требовали у законодателей защиты от конкуренции со стороны дешевой иностранной рабочей силы (приводились данные, согласно которым китайцы могли жить на 10 центов в день, в то время как белым рабочим требовалось не меньше 50 центов [4, p. 49-50]). Проживавший тогда в США русский эмигрант и бизнесмен П.А. Дементьев, писавший под псевдонимом «Тверской» констатировал: «Китаец работает днём и ночью, спит урывками, питается водой и рисом и откладывает всякий грош; его неутомимость и безусловное отсутствие каких-либо потребностей цивилизованного человека делают его страшным, непобедимым противником белых, где они сталкиваются на житейском поле битвы» [1, c. 290]. Окончание строительства канадской железной дороги «Canadian Pacific Railway» до Британской Колумбии осенью 1885 г. высвободило сотни неквалифицированных и полуквалицифированных рабочих, наводнившие рынок труда западного Вашингтона. Многие из этих безработных являлись китайскими иммигрантами, которых набирали на строительство железных дорог [21, p. 175]. Немаловажным фактором, усиливавшим межнациональное напряжение, между приплывающими на восточное побережье США китайцами и местными американцами, являлись фундаментальные культурные различия, которые на тот момент считались в принципе непреодолимыми. Всё это в сумме приводило к тому, что вопрос о китайской иммиграции в последней четверти XIX в. перешёл из разряда местных, занимавших внимание только штаты Западного побережья, в особенности Калифорнию; в разряд общенациональных, выйдя на федеральный уровень. Пока федеральное правительство вводило запреты для выходцев из Поднебесной («закон Пейджа» 1875 г., «Закон об исключении китайцев» 1882 г., «закон Гири» 1892 г.) население само пыталось решить проблему с приезжими. Причём далеко не всегда законными способами, зафиксированы случаи линчевания «кули», доходило дело и до погромов. Самый известный антикитайский погром произошёл в городке Рок-Спригнс, территория Вайоминг, 2 сентября 1885 г. – тогда было убито 28 китайцев и 50 было ранено. Произошедшее настолько всколыхнуло общественность, что президент Г. Кливленд счёл необходимым упомянуть о погроме в послании Конгрессу, отметив, что «расовые предрассудки являются главным фактором, порождающим подобные происшествия, они существуют на большой части нашей территории, подвергая опасности внутренний общественный порядок и добрые отношения, которые стараемся сохранить с Китаем» [5]. Но послание президента никак не повлияло на настроения населения, в прессе писали, что «цивилизация западного побережья не может быть на половину белой и на половину – монголоидной» [15, p. 2]. Погром в Рок-Спрингс спровоцировал нативистов Территории Вашингтон на активные действия. Толпа ночью напала на спящих в палатках рабочих, трое из них были застрелены неизвестными под покровом темноты [3, p. 458]. В конце 1885 г. участились различные сходки и митинги, активное участие в этом приняла американская рабочая организация «Рыцари труда». Представитель «Рыцарей» Д. Кронин в сентябре 1885 г., спустя несколько дней после «Бойни в Рок-Спрингс» представил копию антикитайской «хартии» подготовленную своей организацией мэру городка Такома Р. Вайсбаху, который на тот момент тоже был членом «Рыцарей Труда» [23]. Журналистка Э. Адамс спросила мэра, как он собирается избавляться от 700 китайцев, что составляют примерно десятую часть населения Такомы, и получила такой ответ: «Их предупредили, что они должны уйти. Время, которое им предоставили на сборы, истекло, и они об этом знают. Если любой из них начнёт мешкать – мы им не поможем» [20, p. 378]. 28 сентября в Сиэтле собрался «Антикитайский Конгресс», на котором были представлены все рабочие организации, какие только разделяли данные убеждения [3, p. 458]. Резолюция Конгресса была опубликована в местной прессе с требованиями «немедленного увольнения всех китайцев», «немедленного изгнания их из города не позднее 1 ноября» [16, p. 1]. Губернатор докладывал министру внутренних дел, что народ готов «силой избавить графство от китайцев, и, если люди найдут это необходимым, сделать это своими руками» [13, p. 12]. Глава Территории старался не навредить американо-китайским отношениям и завязал переписку с китайским консулом в Сан-Франциско. В начале октября белые горняки Такомы и Сиэтла и представители среднего класса собирались с противоположной целью. «Конгресс Пьюджет Саунд» избрал комитет из 15 членов, постановивший, что китайцы должны покинуть Сиэтл и окрестности не позднее 1 ноября [10, p. 24]. Ещё в сентябре мэр Сиэтла Г. Ислер и бывший мэр Дж. Лири должны были известить китайцев, что они больше не нужны в городе и должны быть готовы покинуть Сиэтл на ближайшем пароходе [8, p. 105]. 14 октября губернатор спрашивал у шерифа графства Кинг, Дж. Мак-Гроу в «состоянии ли он защитить жизнь и имущество на вверенной ему территории без привлечения федеральной армии?» [13, p. 13]. В 9 утра 3 ноября 1885 г. в Такоме «Комитет Пятнадцати» и сотни членов «Рыцарей труда» [17, p. 2] подошли к проживавшим за городом китайцам. Они силой выволокли азиатов из домов, посадили на повозки и под конвоем препроводили на небольшую железнодорожную станцию в 9 милях от города, оставив дожидаться поезда в Портленд. Шериф Л. Бирд сообщал, что всё пошло без жертв и решил никого не арестовывать. На следующий день губернатор доложил министру внутренних дел Л. Ламару, что «шериф Такомы не защитил китайцев от запугивания и насильственного выдворения. Около 200 человек изгнаны вчера и сегодня» [13, p. 24]. 4 ноября мэр Сиэтла в телеграмме потребовал от губернатора ввести войска. 5 ноября губернатор У. Скъюэ опубликовал обращение, где было сказано, что правительство разрешило «использовать любою власть закона на Территории для защиты китайцев от нападок» [Ibid., p. 25]. Ситуация в Территории Вашингтон становилась всё серьёзнее, помощник федерального прокурора Хэнфорд сообщал губернатору, что «дома китайцев в огне, вы обязаны что-то предпринять» [Ibid., p. 25]. 6 ноября тот вызвал федеральную армию для защиты китайцев в Сиэтле. Войска прибыли под командованием генерала Дж. Гиббона из форта Ванкувер 8 ноября и оставались в городе до 17 числа того же месяца [25, p. 207]. По итогу произошедших событий 27 жителей Такомы были обвинены в заговоре, мятеже и нарушении закона о запрете Ку-Клукс-Клана от 1871 г. Этот же закон использовался для того, чтобы посадить за решётку активиста «Рыцарей труда» Д. Кронина и ещё 16 видных членов антикитайского движения Сиэтла [20, p. 383]. 7 ноября Г. Кливленд своей властью президента США в специальной прокламации приказывал «всем мятежниками любым лицам, которые собрались в любой точке Территории Вашингтон с незаконными целями, разойтись по своим жилищам не позднее полудня 8 ноября» [6]. Вмешательство главы государства лишний раз показывает, что проблемы с приезжими азиатами и их самовольным выдворением из страны докатились и до Белого дома. Но, ни появление федеральной армии, ни прокламация Кливленда не возымели действия. Территория Вашингтон тлела, готовая в любой момент снова взорваться. 16 января 1886 г. прошёл митинг с требованием бойкота тех предпринимателей и владельцев лесопилок, которые нанимают китайцев. В начале февраля встречи радикалов из южного Сиэтла проходили в «Театре Бижу», где «Комитет Пятнадцати» давал инструкции проверять чайнатаун на предмет нарушения норм санитарии. Во время этих инспекций присутствовал шеф полиции, но реальной целью было изгнание азиатов. Пароход «Королева Тихого Океана» находился у причала и должен был отправиться в Сан-Франциско во второй половине дня 7 февраля. Радикалы планировали посадить китайцев на него силой [25, p. 208-209]. Доподлинно неизвестно, когда жители Поднебесной впервые появились в Сиэтле, но в 1870 г., когда по результатам переписи, численность города составляла 1107 человек, там проживало 33 китайца [22, p. 28]. К середине 1880-х гг. в Сиэтле проживало около 350 представителей китайской диаспоры. За несколько недель до произошедшего в Территории Вашингтон активизировалась агитация против китайских рабочих. Утверждалось, что они – «зло, которое работает над уничтожением нашей христианской цивилизации», и что «понадобятся столетия, чтобы цивилизовать и американизировать китайцев и привить у них любовь и уважение или понимание к нашим институтам; они тотально отличаются от европейцев, и они никогда не смогут ассимилироваться с нашими людьми» [11, p. 1]. В прессе раздавались призывы к легислатуре «сделать всё возможное для защиты американского рабочего от гибельного соревнования с китайцами» [19, p. 1]. Например, по свидетельству газеты «Weekly Puget Sound Argus» на трёх угольных копях неподалёку Ванкувера (не путать с одноимённым канадским городом – В. Я.) в графстве Кларк в общей сложности трудилось 339 китайцев, что составляло 32% от всей численности горняков на указанных предприятиях [24, p. 1]. Один ресторан в Сиэтле специально оговорил в объявлении газете, что «не держит китайцев в штате» [18, p. 1]. Так что, вопрос о конкуренции на рынке труда между белыми и приезжими азиатами стоял достаточно остро. По воспоминаниям одного из очевидцев, Дж. Киннера, за несколько дней до февральского погрома, один из зачинщиков проговорился, что их цель «не только выгнать китайцев, но и сжечь город, разграбить склады и забрать понравившееся там добро, взломать банки и забрать оттуда деньги; всё равно это всё принадлежит нам; а кто попробует помешать – последует за китайцами» [9, p. 5]. 5 февраля не названный в официальном отчёте корреспондент из Такомы писал в Сиэтл шерифу Дж. Мак-Гроу, что радикалы собираются «не просто очистить чайнатаун в вашем городе на следующей неделе, так что приготовьтесь к проблемам ... Я думаю, они собираются сжечь или взорвать там всё» [12, p. 27]. К сожалению, письмо дошло до адресата только вечером 8 февраля, когда было уже поздно. Для противодействия грядущим беспорядкам, самозащиты и поддержания законности в Сиэтле было организовано вооружённое ополчение численностью около 80 человек, готовых применять оружие. Их назвали «Стражи дома», капитаном избрали вышеназванного Дж. Киннера. Вечером 6 февраля 1886 г. в Сиэтле собрался очередной антикитайский митинг. Большинство обвинений в отношении китайцев касалось нарушения городских санитарных норм, для «Комитета Пятнадцати» это послужило предлогом для того, чтобы заставить тамошних обитателей убраться из города [3, p. 466]. Около 7 утра следующего дня начала собираться толпа для выдворения китайцев. «Стражи дома» были приведены в боевую готовность, зазвонил пожарный колокол. Губернатор был в городе, и примерно к 10 часам была отпечатана и размножена его прокламация с требованием прекратить насилие и разойтись по домам. Прокламацию начали распространять агитаторы. У. Скъюэ этим действием ничего не добился, толпа в ответ улюлюкала и расходиться отказывалась. После этого он дал команду двум вооруженным группам людей, что находились в городе, доложить шерифу графства о необходимости поддержания законности. Шериф поспешно собрал и вооружил своих помощников. Примерно в 11 утра 7 февраля толпа проследовала с повозками в чайнатаун, чтобы заставить азиатов собрать свой скарб. Участники беспорядков погрузили китайцев числом около 350 человек вместе с багажом на повозки и препроводили, по словам Киннера, «гуртом» [9, p. 6], в порт, где их дожидался пароход. Однако судно не могло взять на борт больше 200 пассажиров. Город был полностью в руках толпы, полиция во главе с шефом Мёрфи не только не противостояла происходящему, но и прямо содействовала беззаконию. Губернатор в сложившейся ситуации отправил три телеграммы: одну в Форт Таусенд генералу Дж. Гиббону, две другие в столицу – министру внутренних дел Л. Ламару и военному министру У. Эдикотту. Глава Территории Вашингтон просил прислать солдат для подавления беспорядков [12, p. 10; 13, p. 34]. В ответ на эту просьбу 8 февраля генерал ответил, что «никто, кроме президента Соединённых Штатов, не может приказать армии вмешиваться в гражданские дела» [13, p. 35]. Однако далеко не все азиаты имели возможность оплатить проезд, жители Сиэтла согласились внести деньги за 100 китайцев, которые сами не смогли попасть на борт, хотя пароходная компания специально согласилась снизить цены на билеты до 7 долларов [12, p. 11]. Случившаяся заминка дала время для работы судебной системы. Судья Р. Грин издал предписание, что китайцы незаконно удерживаются против их воли на борту парохода. И каждый из них волен решать за себя оставаться ему в городе или же уезжать из Сиэтла, если кто-то из них решит остаться, то эти люди будут пользоваться защитой закона. Из 350 человек на борту отплывавшего парохода оказалось 196 пассажиров, купивших билеты, остальные китайцы остались в Сиэтле и под охраной помощников шерифа прошли из порта в свой разорённый квартал. Около полудня 7 февраля произошла перестрелка между «Стражами дома», сопровождавшими китайцев из порта в чайнатаун, и погромщиками, в результате 4 человека было ранено, один их которых вскоре скончался. После стрельбы судья предложил губернатору ввести в городе военное положение, глава территории согласился с необходимостью принятия этой меры. К вечеру ситуация более-менее стабилизировалась. По улицам ходили вооружённые патрули, власти города провели ночь в подготовке к будущим беспорядкам, которые могли начаться уже утром следующего дня. Около полуночи была предпринята попытка посадить китайцев на поезд, отправлявшийся в 4 утра в Портленд. В это же время группа «Стражей дома» отправилась в порт, где находились члены антикитайского комитета, и арестовала их [3, p. 468]. Рано утром 8 февраля председатель Верховного суда Территории Вашингтон Р. Грин, федеральный прокурор У. Уайт и губернатор У. Скъюэ телеграфировали в Белый дом президенту о необходимости приостановки действия «Хабеас корпус акта» и введения военного положения на подведомственной территории [13, p. 36]. Не дожидаясь одобрения главы государства, губернатор своей властью ввёл в Сиэтле военное положение с 8 февраля 1886 г., о чём немедленно телеграфировал в столицу. Были закрыты все салуны до особого распоряжения, другим учреждениям было предписано работать до 19 часов вечера; все лица, замеченные на улицах без разрешения с 19 часов вечера и до 5 утра, подлежали аресту [12, p. 23]. Время шло, но армия на улицах Сиэтла так и не появилась, местные власти слали телеграммы различным сенаторам, членам кабинета, Ч. Вурхису – делегату от Территории Вашингтон в Конгрессе. Они настаивали президенту Кливленду о необходимости скорейших действий. Другие телеграфировали прямо Кливленду, чтобы тот издал желаемое распоряжение [8, 124]. Губернатор требовал от хозяина Белого дома подтвердить введение военного положения в графстве Кинг и прислать 200 солдат [13, 37]. После получения телеграммы из Сиэтла 9 февраля глава государства дал разрешение на использование армии для подавления беспорядков, также президент приказывал всем собравшимся разойтись по домам не позднее 6 часов вечера 10 февраля [7]. Утром 10 февраля восемь рот солдат под командованием полковника Де Бюсси вошли в город, законность была восстановлена, генерал Гиббон прибыл позднее. Действие военного положения с Сиэтле продолжалось до 22 февраля, больше беспорядков на расовой почве в городе не было. Между 25 февраля и 2 апреля шесть рот вернулись в казармы Ванкувера, но губернатор просил дозволения у президента оставить в Сиэтле две роты до начала мая [10, p. 28]. 13 февраля 1886 г. китайский консул Минг написал губернатору Скъюэ благодарственное письмо, в котором выражал признательность за действия по защите своих соотечественников. Произошедшие в Территории Вашингтон события являлись прямым отражением царивших тогда в американском обществе настроений. Несмотря на то, что Америка была и до сих пор является страной эмигрантов, в последней трети XIX в. американское общество являлось достаточно ксенофобным, и в нём прочно укоренились различные расовые предрассудки. Нативизм, который достиг своего пика в 1830–1850-е гг. в лице «Партии ничего не знающих» никуда не ушёл из американской ментальности. Стремительная капиталистическая трансформация, какую переживали США в период «Позолоченного века», ломка привычного жизненного уклада, рост числа приезжих, радикально отличающихся в культурном плане от местного населения – всё это вызывало недовольство и рост шовинистических настроений в социуме. Особенно это видно на примере с китайскими рабочими. Положения антикитайского расизма разделялись как и народными массами, что выливалось в петиции, соответствующую публицистику, митинги, погромы и линчевания; так и политической элитой, которая последовательно принимала законодательные акты по ограничению и запрету въезда китайцев на территорию страны. Ограничения эти были сняты только в середине ХХ в. принятием закона Магнусона. Библиография
1. Тверской П.А. Очерки Северо-Американских Соединённых Штатов. – СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1895. – 471 с.
2. Чертина З.С. Китайцы в США. “Образцовое меньшинство”: миф или реальность. // Новая и новейшая история. – 2020. – № 5. – С. 168-180. 3. Bagley C. History of Seattle from the earliest settlement to the present time. Vol. II. – Chicago: The S.J. Clarke publishing company, 1916. – 633 p. 4. Chinese immigration; social, moral, and political effect. Report of The California State Senate of its Special Committee on Chinese immigration. – Sacramento: F.P. Thompson, supt. state printing, 1878. – 302 p. 5. Cleveland G. First annual message (first term). // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/first-annual-message-first-term (дата обращения: 1.07.2021). 6. Cleveland G. Proclamation 274 – Law and order in the Territory Washington. // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/proclamation-274-law-and-order-the-territory-washington (дата обращения: 1.07.2021). 7. Cleveland G. Proclamation 275 – Intent to use force against unlawful assemblages in the Territory of Washington. // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/proclamation-275-intent-use-force-against-unlawful-assemblages-the-territory-washington (дата обращения: 1.07.2021). 8. Karlin J.A. The anti-chinese outbreaks in Seattle, 1885-1886. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1948. – Vol. 39. – № 2 (April, 1948). – P. 103-130. 9. Kinnear G. Anti-chinese riots at Seattle, Wn. February 8th, 1886. – Seattle, 1911. – 17 p. 10. Laurie C.D. “The Chinese must go”: The United States Army and the anti-chinese riots in Washington Territory, 1885-1886. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1990. – Vol. 81. – № 1 (Jan., 1990). – P. 22-29. 11. Northwest Enterprise. 1886, January 30. 12. Report of the adjutant general of Washington Territory to the Legislative Assembly, Session of 1886-7. – Olympia: Thomas H. Cavanaugh, public printer, 1887. – 90 p. 13. Report of the governor of Washington Territory to the secretary of the interior. 1886. – Washington: Government printing office, 1886. – 61 p. 14. Rhodes J.F. History of the United States from Hayes to McKinley 1877 – 1896. – N.Y.: The Macmillan Company, 1919. – 524 p. 15. Seattle Daily Post-intellegencer. 1885, September 11. 16. Seattle Daily Post-intellengenser. 1885, September 29. 17. Seattle Daily Post-intelligenser. 1885, November 4. 18. Seattle Daily Post-intellegencer. 1886, January 20. 19. Seattle Daily Post-intellegencer. 1886, January 27. 20. Schwantes C.A. Protest in a Promised land: unemployment, disinheritance, and the origin of labor militancy in the Pacific Northwest, 1885-1886. // Western Historical Quarterly. – 1982. – Vol. 13. – № 4 (Oct., 1982). – P. 373-390. 21. Schwantes C.A. From anti-chinese agitation to reform politics: The legacy of The Knights of Labor in Washington and the Pacific Northwest. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1997. – Vol. 88. – № 4.Special issue in honor of Robert E. Burk. (Fall, 1997). – P. 174-184. 22. Taylor Q. The peopling of Seattle: race, migration, and immigration. 1851 – 2015. // The Pacific Northwest Quarterly. – Vol. 107. – № 1, Special issue: excavating Seattle’s histories: people, politics, place, part 1 (Winter 2015/2016). – P. 24-34. 23. The anti-chinese conspirators. // URL: https://www.cinarc.org/Violence.html#anchor_147 (дата обращения: 9.07.2021). 24. Weekly Puget Sound Argus. 1886, January 4. 25. Wilcox B.P. Anti-chinese riots in Washington. // The Washington Historical Quarterly. 1929. – Vol. 20. – № 3 (July, 1929). – P. 204-21 References
1. Tverskoj P.A. The sketches of the North-American United States. Saint-Petersburg: I.N. Skorohodov's Printing Office, 1895. - 471 p.
2. Chertina Z.S. The Chinese in the Unites States. “A Model Minority: Myth or Reality // New and Newest History. – 2020. – № 5. P. 168-180. 3. Bagley C. History of Seattle from the earliest settlement to the present time. Vol. II. – Chicago: The S.J. Clarke publishing company, 1916. – 633 p. 4. Chinese immigration; social, moral, and political effect. Report of The California State Senate of its Special Committee on Chinese immigration. – Sacramento: F.P. Thompson, supt. state printing, 1878. – 302 p. 5. Cleveland G. First annual message (first term). // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/first-annual-message-first-term (дата обращения: 1.07.2021). 6. Cleveland G. Proclamation 274 – Law and order in the Territory Washington. // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/proclamation-274-law-and-order-the-territory-washington (дата обращения: 1.07.2021). 7. Cleveland G. Proclamation 275 – Intent to use force against unlawful assemblages in the Territory of Washington. // URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/proclamation-275-intent-use-force-against-unlawful-assemblages-the-territory-washington (дата обращения: 1.07.2021). 8. Karlin J.A. The anti-chinese outbreaks in Seattle, 1885-1886. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1948. – Vol. 39. – № 2 (April, 1948). – P. 103-130. 9. Kinnear G. Anti-chinese riots at Seattle, Wn. February 8th, 1886. – Seattle, 1911. – 17 p. 10. Laurie C.D. “The Chinese must go”: The United States Army and the anti-chinese riots in Washington Territory, 1885-1886. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1990. – Vol. 81. – № 1 (Jan., 1990). – P. 22-29. 11. Northwest Enterprise. 1886, January 30. 12. Report of the adjutant general of Washington Territory to the Legislative Assembly, Session of 1886-7. – Olympia: Thomas H. Cavanaugh, public printer, 1887. – 90 p. 13. Report of the governor of Washington Territory to the secretary of the interior. 1886. – Washington: Government printing office, 1886. – 61 p. 14. Rhodes J.F. History of the United States from Hayes to McKinley 1877 – 1896. – N.Y.: The Macmillan Company, 1919. – 524 p. 15. Seattle Daily Post-intellegencer. 1885, September 11. 16. Seattle Daily Post-intellengenser. 1885, September 29. 17. Seattle Daily Post-intelligenser. 1885, November 4. 18. Seattle Daily Post-intellegencer. 1886, January 20. 19. Seattle Daily Post-intellegencer. 1886, January 27. 20. Schwantes C.A. Protest in a Promised land: unemployment, disinheritance, and the origin of labor militancy in the Pacific Northwest, 1885-1886. // Western Historical Quarterly. – 1982. – Vol. 13. – № 4 (Oct., 1982). – P. 373-390. 21. Schwantes C.A. From anti-chinese agitation to reform politics: The legacy of The Knights of Labor in Washington and the Pacific Northwest. // The Pacific Northwest Quarterly. – 1997. – Vol. 88. – № 4.Special issue in honor of Robert E. Burk. (Fall, 1997). – P. 174-184. 22. Taylor Q. The peopling of Seattle: race, migration, and immigration. 1851 – 2015. // The Pacific Northwest Quarterly. – Vol. 107. – № 1, Special issue: excavating Seattle’s histories: people, politics, place, part 1 (Winter 2015/2016). – P. 24-34. 23. The anti-chinese conspirators. // URL: https://www.cinarc.org/Violence.html#anchor_147 (дата обращения: 9.07.2021). 24. Weekly Puget Sound Argus. 1886, January 4. 25. Wilcox B.P. Anti-chinese riots in Washington. // The Washington Historical Quarterly. 1929. – Vol. 20. – № 3 (July, 1929). – P. 204-21.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются антикитайские погромы на территории Вашингтон в 1885-1886 гг. Автор ставит своими задачами показать причины синофобии в США во второй половине XIX в., определить основные положения антикитайской риторики, проанализировать обстоятельства погромов на территории Вашингтон в рассматриваемый период. Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, в основе которого находится ««последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта», а его отличительными сторонами являются конкретность и описательность. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать антикитайские настроения в последней четверти XIX в в США. Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 20 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежных англоязычных материалов, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором источников отметим прежде всего материалы периодической печати. Из используемых исследований отметим труды З.С. Чертиной, К. Тейлора, Б. Вилкокса и других авторов, в центре внимания которых различные аспекты восприятия китайцев в США в последней четверти XIX в. Заметим, что библиография обладает важностью не только с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудиторией, всем, кому интересны как проблемы национализма и ксенофобии, в целом, так и на территории США, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что уже в 1850-е гг. в США «китайские законтрактованные рабочие вызвали к себе волну ненависти со стороны белого населения». В работе показано, что «стремительная капиталистическая трансформация, какую переживали США в период «Позолоченного века», ломка привычного жизненного уклада, рост числа приезжих, радикально отличающихся в культурном плане от местного населения – всё это вызывало недовольство и рост шовинистических настроений в социуме». Показывая антикитайские погромы, автор обращает внимание на то, что они являлись «прямым отражением царивших тогда в американском обществе настроений». Главным выводом статьи является то, что «Положения антикитайского расизма разделялись как и народными массами, что выливалось в петиции, соответствующую публицистику, митинги, погромы и линчевания; так и политической элитой, которая последовательно принимала законодательные акты по ограничению и запрету въезда китайцев на территорию страны». К статье есть отдельные замечания: так, не совсем корректным, на наш взгляд, является с точки зрения русского литературного языка название статьи. Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования». |