Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Анализ отечественных историографических работ по истории музейного дела и состояние российской музейной историографии

Девейкис Марина Викторовна

выпускница аспирантуры, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, линия Менделеевская, 5

Deveykis Marina

Postgraduate student, Department of Museology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Mendeleevskaya line, 5

deveykis@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.12.39367

EDN:

YZMXIK

Дата направления статьи в редакцию:

10-12-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Целью работы является выявление, классификация и анализ существующих опубликованных историографических публикаций по истории музейного дела. При исследовании использовались общеисторические принципы: объективность, научность и историзм, а также методы систематизации и хронологический. Одна из значимых черт, маркирующих последние тенденции в российском музейном деле, может быть охарактеризована появлением значительного количества публикаций, посвященных деятельности музеев, истории их фондов, коллекций, собраний, отдельных экспонатов. В то же время широкой историографической оценки российская музейная литература не получила. Отечественные музееведы обращали внимание на неполноту российской историографии музейного дела. Данное исследование выполнено впервые, результатом его является группировка всей совокупности представленных работ по проблемно-тематическому принципу и даны выводы по историческим периодам. По дореволюционному периоду следует отметить, что на тот момент музейное дело было достаточно новым видом профессиональной деятельности, не в полной мере сформировавшимся и институционализированным. Советский период отличается повышением исследовательского интереса и внимания к проблеме музеев и историографии музейного дела. Но научно-теоретический задел формировался по-прежнему медленными темпами. Демократизация общества в целом и социальной сферы, образования и культуры привело к более масштабным исследованиям музейного дела. Именно в современный период существенно повышается публикационная и исследовательская активность. В заключении представлены перспективные направления дальнейших исследований в рамках рассмотренной темы.


Ключевые слова:

историографические работы, история музеев, музейная историография, периодизация, музейное дело, региональные исследования, музейные публикации, российское музееведение, музейная сфера, классификация музеев

Abstract: The purpose of the work is to identify, classify and analyze existing historiographical publications on the history of museum business. The study used general historical principles: objectivity, scientific and historicism, as well as methods of systematization and chronological. One of the significant features marking the latest trends in the Russian museum business can be characterized by the appearance of a significant number of publications devoted to the activities of museums, the history of their funds, collections, individual exhibits. At the same time, Russian museum literature has not received a broad historiographical assessment. Russian museologists drew attention to the incompleteness of the Russian historiography of museum business. This study was carried out for the first time, the result of it is the grouping of the entire set of submitted works according to the problem-thematic principle and conclusions on historical periods are given. According to the pre-revolutionary period, it should be noted that at that time the museum business was a fairly new type of professional activity, not fully formed and institutionalized. The Soviet period is characterized by increased research interest and attention to the problem of museums and the historiography of museum business. But the scientific and theoretical groundwork was still being formed at a slow pace. The democratization of society as a whole and the social sphere, education and culture has led to more extensive research of museum business. It is in the modern period that publishing and research activity is significantly increasing. In conclusion, promising directions for further research within the framework of the topic under consideration are presented.


Keywords:

historiographical works, museum history, museum historiography, periodisation, museum management, regional research, museum publications, Russian museology, museum field, classification of museums

Несмотря на достаточно динамичное развитие музееведения как научной дисциплины в России в последние годы, необходимо отметить тот факт, что ряд значимых для данной отрасли научного знания вопросов по-прежнему остаётся освещённым лишь в самой незначительной степени. Наиболее наглядно подобная лакунарность проявляется в тех сферах, которые связаны с историографией. Неравномерность в тематическом освещении тем в современном российском музееведении выливается в то, что количество публикаций по истории отдельных музеев, коллекций, групп музеев, а также по становлению музейного дела, представляется достаточно внушительным, в то время как обобщающих работ, ставящих своей целью концептуальное осмысление всего процесса становления музейной сферы в России, остаётся незначительным. Ранее отечественные музееведы уже обращали внимание на неполноту российской музейной историографии. Так, профессор В. П. Грицкевич подчеркивал, что литературы, рассматривающей историю и динамику развития музейного дела в России, по-прежнему недостаточно, в то время как историография данной проблематики почти полностью отсутствует. Вместе с тем, автор указывает, что применение к историографии музейного дела характерной для «социально-политической» истории методологии невозможно, поэтому единственным возможным путём историографического осмысления музейного дела является рассмотрение историко-музейной мысли [1, с. 41]. Такая точка зрения представляется чрезвычайно радикальной, однако с необходимостью глубокой рефлексии над развитием представлений о музейной сфере нельзя не согласиться. Представляется также очень справедливым замечание учёного о необходимоcти междисциплинарного историографического подхода, который сочетал бы в себе обращение не только к музейным историографическим источникам, но и к таким сферам, как культурная история или история идей, а также историография [1, с. 42].

По меткому замечанию О. С. Сапанжи, в современной российской историографии музейного дела в значительной мере развита историография отдельных музеев или аспектов музееведения в то время, как создание «общей» историографии находится лишь на зачаточном уровне. Всё это приводит к тому, что, как указывает автор: «Столь незначительное количество историографических работ и, в целом, некоторое невнимание к историографии рождает ряд серьезных методологических проблем» [2, с. 198]. Неразрешённость этих проблем приводит к тому, что музеология как отдельная научная дисциплина и её развитие в исторической перспективе оказываются мало осмыслены и структурированы [2, с. 199]. Вместе с этим, остается нерешенной и проблема периодизации истории музейного дела.

Вся совокупность работ, которые так или иначе представляют собой историографический интерес, условно может быть разделена нами на несколько групп. Прежде всего, это те исследования, в которых анализируется литература по истории российских музеев в целом. Далее мы можем выделить работы, посвящённые музейной сфере в отдельных регионах страны. В-третьих, стоит отметить работы, посвящённые становлению и развитию отдельных музейных профилей. В заключение, необходимо указать в качестве отдельной категории также и историографические исследования истории конкретных музеев.

Хронологически более ранней представляется первая группа историографических трудов. Особо стоит упомянуть фундаментальную работу «Опыт русской историографии» российского историка В. С. Иконникова написанную в конце XIX века. Несмотря на то, что эта работа в значительной степени посвящена развитию исторической науки в России в целом, отдельные её части были посвящены музейной сфере, которую автор рассматривает в контексте сохранения памятников прошлого. Широта источникового материала, привлечённого автором работы, среди которого присутствуют путеводители, очерки, каталоги, заметки, позволяет говорить о ней, как о своего рода начале отечественной традиции историографического исследования музейного дела в стране. Автором были проанализированы отдельные аспекты архивного, библиотечного и музейного дела за достаточно продолжительный период времени, от зарождения российского государства до XIX в, а также дана определённая характеристика тех тенденций, которые были присущи данной сфере в различный период её становления. В. С. Иконников прослеживает в своем исследовании эволюцию охраны памятников культурного наследия и музейных фондов. Он расширил круг источников своего исследования за счёт включениях в них материалов периодической печати, что для этого периода казалось достаточно новаторским. Особое внимание автор уделял тому, что собой представляет само определение музей и какими специфическими особенностями это определение оказалось наделено в российском контексте, а также выявлению того, какие специфические факторы предопределили развитие музейного дела в России [2, с. 200-201]. Представляется также значимой, и попытка В. С. Иконникова включить в широкий контекст становления музейного дела в России также и региональные музеи, причём автор концентрирует своё внимание на всех уголках Российской империи. Кроме того, он также попытался дать определённую классификацию музеев. С точки зрения современного музееведения она представляется в значительной мере устаревшей. Однако попытка подобной классификации, пусть и сильно упрощённой, и формальной, представляется несомненным достоинством работы. Тем не менее, несмотря на все возможные достоинства этой книги, следует отметить тот факт, что в основном она носит скорее энциклопедический характер, поэтому в таком характере изложения материала нет ничего удивительного. Однако, на наш взгляд, «Опыт русской историографии» можно рассматривать в качестве труда, который положил начало появлению историографии музейного дела, поэтому представляется весьма важным её рассмотрения в рамках нашего анализа. Хотя сам В. С. Иконникова относился к своей работе достаточно критично [3, с. 5–8], высокая научная теоретическая значимость труда «Опыт русской историографии» очевидна и признана отечественными музееведами.

Столь же крупного по своему хронологическому масштабу и, что более важно, написанного уже в проблемном русле труда по истории музеев, отечественному музееведению пришлось ждать более ста лет. В 2004 году вышло уже упомянутое нами обширное исследование В. П. Грицкевича «История музейного дела до конца XVIII века». Наиболее интересной частью труда Грицкевича является глава, посвящённая методологическим вопросам музейной историографии. В фокусе внимания исследователя находятся историографические источники по истории музейного дела, охватывающие период с конца XVIII в. до 2003 года. В. П. Грицкевич достаточно подробно анализирует работы по истории музеев ряда стран Европы и США, а также выделяет саму специфику музейного дела в западных странах. Скрупулёзному анализу подвергаются ранние работы, так или иначе связанные с музейным делом. Музееведение как отдельная научная дисциплина, как он справедливо отмечает, возникает только на рубеже XIX-XX веков, когда появляются музейные съезды и периодические издания. Обзор отечественной историографии в работе Грицкевича представляется несколько расплывчатым в рамках общего историографического анализа. Автор практически не пытается вписать опыт отечественного музееведения в широкий опыт музейного строительства в мире, перечисляя работы европейских и американских авторов через запятую с отечественными. Помимо этого, учёный полностью игнорирует дореволюционные публикации по музейной сфере, что является несомненным недостатком его труда, поскольку большой пласт российской музейной мысли оказался не охвачен. В работе Грицкевича не были представлены результаты научных изысканий таких исследователей как И. Г. Бакмейстера, И. Г. Георги, Ф. П. Аделунга. Тем не менее, критические оценки Грицкевича относительно состояния проблематики отечественной историографии в целом, представляются справедливыми: «Совокупность перечисленных работ, обладая своей несомненной ценностью, все же целостной картины развития музейного дела в мире не создает» [1, с. 58].

Приблизительно в это время свет увидело коллективное обобщающее исследование «Музейное дело России» [4]. Эта монография носит научный характер, и в ней был проведен обзор работ, посвящённых проблематике развития музейного дела в России. Историография музейной деятельности в России, как справедливо отмечают авторы, ведёт свой отсчёт начиная с момента зарождения музеев в России вообще, то есть с XVIII века. Все они носили описательный и общий характер. Однако описательный характер исследований, обусловленный предметом и выбранной методологией, присущий большинству анализируемых авторами публикаций, не отменяет того факта, что ранние работы положили начало изучению проблемы и формированию российской традиции музейной историографии. Авторами работы также даётся попытка классификации музееведческих исследований, поднимается и разрабатывается тема периодизации музейного дела в России. Показательным также является обращение к социокультурным аспектам жизни петербургского общества николаевской эпохи – прежде всего на процессы демократизации общественной мысли и расширения сферы периодической печати. Советский период изучения истории музейного дела, связанный с именами Ф. И. Шмита, Н. И. Воробьева, Г. Л. Малицкого, рассмотрен в труде более подробно. Это в определённой мере нивелирует значимость дореволюционной историографии. Рассматривая постсоветский этап развития музееведческой историографии, авторы отмечают расширение исследовательского поля, регионализацию исследований, введение в научный оборот новых научных источников, но прежде всего смену исследовательской проблематики в связи с отказом от политического догмата. Тем не менее, расширение и «эмансипация» музейной – и шире гуманитарной сферы научного знания – не привели к формированию релевантной методологической и историографической базы. В рамках современной историографии авторами были выявлены «белые пятна» в истории музейного дела России, а именно «отсутствие научной периодизации истории музейного дела» что серьезным образом затрудняет дальнейшие исследования [4, с. 28]. Несмотря на то, что в книге такая периодизация дана, на наш взгляд, она недостаточно понятна и приемлема.

Развитие региональной историографии начинается лишь в современный период истории. На наш взгляд, это является важным и перспективным направлением в российском музееведении, находящимся в стадии развития. Опыт историографии региональной истории музеев важен для нашего исследования в методологическом плане.

Региональные исследования по истории музейного дела в России посвящены в основном крупным российским регионам. Так, работа Э. А. Беляковой «Историография и источники по истории музейного дела в Республике Алтай (1918-2008 гг.)» [5, с. 11–15], на примере публикаций сибирских авторов Г. В. Найдаковой, О. Н. Труевцевой, П. В. Винокурова и др., раскрывает особенности строительства музейного дела в различных районах Сибири. По мнению Беляковой, все те работы, которые так или иначе связаны с сибирскими музеями, имеют одну общую для себя характеристику – все они уделяют значительное внимание пересмотру концепции развития музейной сферы, роли музеев в современном обществе. В рассмотренных работах отражены: история возникновения музеев, их общественные функции, роль в осуществлении государственной политики по сохранению культуры народов, особенности формирования музейной сети, деятельность общественных музеев, развитие краеведческого движения. Несмотря на положительные тенденции, автор приходит к неутешительному выводу: «Степень изученности сети музеев характеризуется относительно небольшим, в количественном отношении, объемом публикаций и отсутствием монографических исследований» [5, с. 12]. Кроме того, Беляковой также отмечается и недостаточная разработка источниковой базы в рамках историографии сибирских музеев. Она указывает на то, что доступный исследователям массив источников в целом позволяет воссоздать основные этапы и динамику государственной музейной политики, однако многие из этих источников до сих пор в научный оборот не введены.

Другой любопытной работой нам представляется статья Н. А. Томилова «История музеев России: вопросы периодизации» [6]. Автор подчеркивает, что в последние десятилетия анализ истории музеев России (муниципальных, ведомственных и общественных) начинает принимать целенаправленный характер. Он также считает, что знаковым явлением современного периода может стать работа по подготовке и изданию серии трудов по истории ведущих музеев Сибири.

В статье Л. А. Лозовой «Становление историографии музейного дела западной Сибири (1920-е гг.)» [7] рассмотрены публикации по истории музейного дела в Западно-Сибирском регионе. Автор проводит обзор статей преимущественно советских периодических изданий. Лозовая рассматривает точки зрения различных авторов на сибирские музеи, на опыт перестройки музейной деятельности на новый социалистический лад.

О. Н. Шелегина в своей монографии «Музейный мир Сибири: история и современные тенденции» [8] приходит к ряду выводов, которые позволяют констатировать определённые методологические трудности российской музейной историографии. Прежде всего, это разрозненность и разнородность тем, к которым обращаются отечественные специалисты по музейному делу, что приводит к практически полному отсутствию здесь какой-либо системности. Автор полагает, что региональное музееведение нуждается в прочной и обстоятельной основе, позволяющей быть возможным создание концептуального исследования по истории музеев конкретного региона. Стоит отметить, что в данном регионе ставится и является актуальной научно-теоретическая проблема «периодизации истории сибирских музеев» [8, с. 50].

В статье К. О. Жеребцовой «К историографии музейного дела Новосибирска» [9] кратко рассмотрены основные труды начиная с 1920-х гг. в хронологическом порядке, и на основе их изучения сжато прослежено развитие музейного дела Новосибирска. Однако стоит отметить отсутствие выводов по проведенному обзору.

Любопытна также и статья «Основные направления в изучении истории музейного дела Бурятии (конец XIX – начало XXI в.)» [10], где на основе выявленного комплекса источников определены основные результаты исследований по данному региону в дореволюционный, советский и российский периоды. Важными также представляются методологические причины обращения к музейной сфере и музейной историографии, приведённые авторами в этой статье. Исследователи полагают, что это актуально в той степени, что раскрывает целый культурный пласт истории региона и страны в целом – важное замечание, которое подчёркивает необходимость вписывания музейной истории в рамки широких политических и культурных преобразований в России.

Таким образом, региональные исследования представляют особую ценность для нашего исследования, поскольку представляют богатый методологический материал для нашей работы.

Переходя к следующей историографической категории, выделенной нами, а именно историографии профильных музеев, следует отметить её особую значимость для всестороннего анализа музейной сферы, поскольку анализ развития профильных музеев позволяет более глубоко осмыслить сами этапы музейной трансформации в России в целом. В этой связи, прежде всего необходимо выделить работу, которая была проведена в журнале «Казанский музейный вестник» советским музееведом Г. Л. Малицким. В статье «Литература по теории историко-археологических музеев» автор проводит широкий обзор отечественных и зарубежных публикаций на тему развития историко-археологических музеев. Им отмечается ряд недостатков и пробелов в исследовании и осмыслении опыта музейного дела; признается факт того, что имеющиеся источники не систематизированы, «так же как не составлен еще и общий библиографический справочник по теории и практике гуманитарных музеев вообще» [11, с. 202]. Г. Л. Малицкий в своем исследовании предпринимает попытку устранить существующие лакуны, в частности, формирует свой собственный библиографический список. Среди недостатков работы отметим излишнее внимание автора к опыту музеев европейских стран, в первую очередь, Германии и Чехии. Несколько игнорируется и недооценивается отечественный опыт, который уже в конце XIX в. был накоплен в связи с интересом к археологическим раскопкам и с появлением новых музеев в таких российских городах как Петербург, Владимир, Одесса, Рязань, Тверь. Из отечественных музеев более-менее значительное место в исследовании отведено Историческому музею в Москве. Игнорирование российского опыта приводит автора к определённым упрощениям и неоднозначным выводам.

В монографии «Этнографическая наука и музеи» [12] Т. В. Станюкович выступила с критикой публикаций, имеющихся в дореволюционной российской историографии, подчеркивая их преимущественно аналитический характер, отсутствие критической составляющей и незначительное практическое значение. Анализируя и осмысливая сформированные научно-теоретические подходы, автором отмечается, как начало исследований в области этнографии – временной период с 30-х годов ХХ в. Неполный охват дореволюционных материалов в литературе тоже не кажется обоснованным.

Одной из немногих статей, которые посвящены конкретно дореволюционной проблематике, является коллективная статья «Исторические музеи России в дореволюционной историографии» [13]. В ней авторами рассмотрены дореволюционные публикации по музеям местного края в Красноярске, Уфе, Ростове-на Дону, Иркутске, Барнауле и др. городах. Авторы увязывают развитие исторических музеев с социо-политическими трансформациями в стране, а также с широкими процессами трансформации исторической науки, что представляется несомненно важным.

Значительный вклад в развитие историографии музейного дела по отдельным музеям в нашей стране внесла монография «История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917)» [14] В. Ф. Левинсон-Лессинга, сотрудника Государственного Эрмитажа. Работа с архивными материалами и первоисточниками, включающими альбомы, путеводители, каталоги, брошюры, позволила восстановить хронологию и картину эволюции музея. Данная монография отличный пример полноценного исследования, посвящённого одному конкретному профильному музею.

Особый интерес представляет статья А. Н. Козловой «История создания музея-кабинета Д. И. Менделеева при Императорском Санкт-Петербургском Университете», поскольку хронологически создание данного музея относится к дореволюционному периоду [15]. Автором представлены публикации об истории создания музея-кабинета Д. И. Менделеева за весь период его существования. Тем не менее, исследовательница приводит лишь одну работу до 1917 г.; далее публикации о музее приводятся лишь с 1948 г.

На основе проведенного анализа можно констатировать:

1. Крупные обобщающие труды по истории музейного дела появляются в основной своей массе в 2000-ые годы. Тем не менее, в дальнейшем данное направление не получило слишком большого развития. Следует отметить то, что общие труды со временем уступают свою роль региональным направлениям.

2. Региональная историография является на сегодняшний день очень важным и необходимым вектором в развитии исторического музееведения. На основе исследованных работ, можно сделать вывод, что наибольшее отражение в публикациях получило изучение музейного дела и его историографии в крупных городах Сибири. Историографические исследования по музейному делу в центральной части в настоящее время немногочисленны. На наш взгляд, недостаточное внимание к общей истории развития музеев в центральных регионах России, в особенности в столичных, вызвана наличием большого пласта исследовательской литературы по конкретным крупным музеям. На наш взгляд, написание региональной истории музеев Петербурга на основе архивным материалов и опубликованных источников представляется чрезвычайно полезным для осмысления становления музейной деятельности в контексте развития самой культурной среды города.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые выводы по историческим периодам:

- Дореволюционный период характеризуется незначительным вниманием к научно-теоретическому осмыслению музейного дела. В качестве причин следует отметить, что на тот момент музейное дело было достаточно новым видом профессиональной деятельности, не в полной мере сформировавшимся и институционализированным, находящимся в процессе накопления и систематизации фактического материала по проблемам музейного дела.

- Советский период отличается повышением исследовательского интереса и внимания к проблеме музеев и историографии музейного дела. Но научно-теоретический задел формировался по-прежнему медленными темпами. По нашему мнению, это было обусловлено тем, что приоритетом гуманитарного знания оставались идеологические вопросы, связанные с изучением марксистко-ленинских подходов к истории, где развитию музеев не уделялось должного внимания.

- Демократизация общества в целом и социальной сферы, образования и культуры привело к более масштабным исследованиям музейного дела. Именно в современный период существенно повышается публикационная и исследовательская активность, что также связано и с развитием информационных технологий, появлением специализированных образовательных учреждений и кафедр для подготовки специалистов музейного профиля.

Таким образом, проведенный нами анализ существующих наиболее значимых историографических работ по музейному делу, позволил нам выявить несколько перспективных и проблемных направления: это историографический обзор публикаций по малоисследованным темам; включение истории музейного дела в более широкий контекст политических, культурных, социальных и интеллектуальных трансформаций российского общества; формирование более целостной и обстоятельной методологической основы для написания единой региональной истории музеев России.

Библиография
1. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.
2. Сапанжа О. С. Историография музеологии, музееведения, музеографии: К вопросу разделения понятий // Вопросы музеологии. 2013. № 2(8). С. 197–205.
3. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
4. Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. Под ред. Каулен М. Е., Косовой И. М., Сундиевой А. А. – М.: Издательство «ВК», 2010. – 676 с.
5. Белякова Э. А. Историография и источники по истории музейного дела в Республике Алтай (1918–2008 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. – № 4–2. – С. 11–15.
6. Томилов Н. А. История музеев России: вопросы периодизации // Грибушинские чтения — 2011. На стыке традиций, эпох, континентов. Кунгур, 2011. С. 379–382.
7. Лозовая Л. А. Становление историографии музейного дела западной Сибири (1920-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С. 199–201.
8. Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития. – Новосибирск, 2014.
9. Жеребцова К. О. К историографии музейного дела Новосибирска // Вестник Томского государственного университета. Культурология, искуствоведение. 2018. № 32. С. 135–143.
10. Цыремпилова И. С., Немчинова Т. А. Основные направления в изучении истории музейного дела Бурятии (конец XIX – начало XXI в.) // Манускрипт. 2019. Т. 12., В. 7. С. 74–78.
11. Малицкий Г. Л. Литература по теории историко-археологических музеев// Казанский музейный вестник. – 1922. – № 2. – С. 200–213.
12. Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи. – Л.: Наука, 1978. – 285 с.
13. Синицын О. В., Синицына К. Р. Исторические музеи России в дореволюционной историографии // Вестник ТГГПУ, 2008, № 3. С. 4–10.
14. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985. – 408 с.
15. Козлова А. Н. История создания музея-кабинета Д. И. Менделеева при Императорском Санкт-Петербургском Университете // Вопросы музеологии. 2016. № 1. С. 60–68
References
1. Gritskevich V. P. (2004) History of Museum Business to the End of the 18th Century.-SPb.: SPbGUKI,-408 с.
2. Sapanzha O. S. (2013) Historiography of museology, museology, museography: To the question of the division of concepts // Voprosy museologii. № 2(8). С. 197-205.
3. Ikonnikov V. S. (1891) Experience of Russian historiography. Т. 1. Kiev.
4. Museum business in Russia. (2010) Edited by Kaulen M.E., Kosova I.M., Sundieva A.A.-M.: Publishing house "VK".-676 с.
5. Belyakova E. A. (2009) Historiography and sources for the museum work history in Altai Republic (1918-2008 years) // Proceedings of Altai State University.-№ 4-2.-С. 11-15.
6. Tomilov N. A. (2011) History of Museums in Russia: questions of periodization // Gribushin readings-2011. At the Crossroads of Traditions, Epochs, Continents. Kungur. С. 379-382.
7. Lozovaya L. A. (2013) The Formation of Historiography of Museum Business of Western Siberia (1920s) // Bulletin of Tomsk State University. History. № 6. С. 199-201.
8. Shelegina O.N. (2014) Museum World of Siberia: History and Modern Trends of Development.-Novosibirsk.
9. Zherebtsova K. O. (2018) To the historiography of museum work in Novosibirsk // Bulletin of Tomsk State University. Culturology, Art History. № 32. С. 135-143.
10. Tsyrempilova I. S., Nemchinova T. A. (2019) Main Directions in the Study of Buryatia's Museum History (late 19th-early 21st centuries) // Manuscript. Т. 12. V. 7. PP. 74-78.
11. Malitsky G. L. (1922) Literature on the Theory of Historical and Archaeological Museums // Kazan Museum Bulletin.-№ 2.-С. 200-213.
12. Stanyukovich T. V. (1978)Ethnographic Science and Museums.-L.: Nauka,-285 с.
13. Sinitsyn O. V., Sinitsyn K. R. (2008) Historical Museums of Russia in Pre-Revolutionary Historiography. // Bulletin of TGGPU, No. 3. С. 4-10.
14. Levinson-Lessing V. F. (1985) History of the Hermitage Picture Gallery.-Л.-408 с.
15. Kozlova A. N. (2016) History of the Museum-Cabinet of D. I. Mendeleev at the Imperial St. Petersburg University // Voprosy museologii.№ 1. С. 60-68.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Анализ отечественных историографических работ по истории музейного дела и состояние российской музейной историографии // Genesis: исторические исследования.
Интенсивному развитию современных музеев в значительной степени содействуют государственная программа по сохранению национального достояния в области культуры, а также новые принципы технического обеспечения музейных экспозиций. Потоки туристов в разы увеличивают количество посетителей музеев. Новые задачи и возможности побуждают усилить внимание к музееведению как важной составной части исторических наук. Сказанное объясняет актуальность рецензируемой статьи. Однако название, на взгляд рецензента, имеет внутреннее противоречие. Анализ отечественных историографических работ есть суть музейной историографии, а состояние науки «музейная историография» – предмет исследования этой науки. На основе исследованных работ автор пришел к выводу, что лучше всего происходит изучение музейного дела и его историографии в крупных городах Сибири. Поэтому основное внимание статьи уделено истории сибирских музеев, которые по масштабам влияния выделяются среди других регионов. В статье проведена своеобразная группировка музееведческой литературы, которая включает литературу о российских музеях в целом, о региональных музеях, о профильных музеях и «отдельных музеях» (вероятно крупнейших музеях, имеющих международный авторитет). В статье подчеркнуты «методологические трудности российской музейной историографии» и в связи с этим высказано мнение и необходимости «пересмотра концепции развития музейной сферы». Проведенный анализ позволил «выявить несколько перспективных и проблемных направления: это историографический обзор публикаций по малоисследованным темам; включение истории музейного дела в более широкий контекст политических, культурных, социальных и интеллектуальных трансформаций российского общества; формирование более целостной и обстоятельной методологической основы для написания единой региональной истории музеев России». Предложенная в конце статьи периодизация историографии музееведения соответствует трем глобальным периодам отечественной истории: дореволюционному, советскому и новейшему. Однако единый внутренний критерий периодизации отсутствует, так как дореволюционный период выделен как самостоятельный потому, что в то время, по мнению автора, отсутствовали методологические принципы и существовало «незначительное внимание к научно-теоретическому осмыслению музейного дела». Советский период характеризуется приоритетом гуманитарного знания, преобладанием идеологических вопросов, «связанных с изучением марксистско-ленинских подходов к истории». Современный период характеризуется «развитием информационных технологий, появлением специализированных образовательных учреждений и кафедр для подготовки специалистов музейного профиля». Библиографический список отражает важнейшую литературу по музееведению. Статья вызовет интерес разных слоев читателей, прежде всего музейных работников. Несмотря на некоторую полемичность, рецензируемую статью рекомендую опубликовать в целях развертывания профессиональной дискуссии по историографии музееведения.