Материя и движение
Правильная ссылка на статью:
Емельянов А.С.
Ленин и Мейясу: Возможен ли спекулятивный материализм?
// Философская мысль.
2024. № 6.
С. 13-24.
DOI: 10.25136/2409-8728.2024.6.70378 EDN: PFBZTQ URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70378
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: PFBZTQ
|
Аннотация:
В центре внимания данной статьи – вопрос о совместимости материализма и спекулятивизма. В качестве отправной точки исследования берется диалектико-материалистическая философия В.И. Ленина, представленная им в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Его позиция сравнивается с концепцией спекулятивного материализма современного французского философа Квентина Мейясу, представленной в работе «После конечности: Эссе о необходимости контингентности». Автор подчеркивает, что программы Мейясу и Ленина объединяет общая задача – борьба с фидеизмом в философии и науке. По мнению советского и французского философов единственным оружием против фидеизма в науке может быть только материализм. Для решения этой задачи они оба концентрируют основное внимание на критике корреляционизма (координации) в его «сильной» и «слабой» вариациях. В первой части исследования автор раскрывает общие концептуальные положения критики корреляционизма Ленина и Мейясу, а во второй и третьей ее частные вопросы. В частности, вопрос о существовании материи "до нас" и вопрос о возможностях существования объективной истины. Автор статьи приходит к выводу, что между взглядами Ленина и Мейясу имеются существенные различия. Они заключаются, во-первых, в различном понимании сущности материи (объективной реальности), во-вторых, в различном отношении к познавательному статусу вещей в себе и, наконец, в-третьих, в различном отношении к объективной истине. Данные различия ставят под сомнение популярную точку зрения, выражаемую утверждением «Меяйсу – это современный Ленин». В исследовании отмечается, что программа спекулятивного материализма имеет много общего с эмпириокритицизмом А. Богданова и А. Пуанкаре. С первым Мейясу роднит отрицание существования объективной истины, со вторым – приверженность так называемому «математическому фидеизму». В заключении автор отмечает, что, несмотря на свою неудачу, проект Мейясу является наглядным свидетельством происходящего в настоящее время в философии «ренессанса» материализма, пусть и в весьма «специфической» форме.
Ключевые слова:
материализм, спекулятивный материализм, диалектический материализм, корреляционизм, Ленин, Мейясу, материя, объективная истина, фидеизм, математический фидеизм
Abstract:
This article is focused on the compatibility of materialism and speculativism. The dialectical-materialistic philosophy of V.I. Lenin, presented in his work «Materialism and Empiriocriticism», is taken as the starting point of the study. Lenin’s position is compared with the philosophy of speculative materialism, presented by modern French philosopher Quentin Meillassoux, presented in the work «After Finitude: An Essay on the necessity of contingency». The author emphasizes that the programs of Meillassoux and Lenin are united by a common task – the fight against fideism in philosophy and science. According to the Soviet and French philosopher, the only means of combating fideism in science can only be materialism. To solve this problem, they both focus on criticizing correlationism (coordination) in its «strong» and «weak» forms. Despite certain similarities in solving this problem, there are significant differences between the views of Lenin and Meillassoux. They consist, firstly, in a different understanding of the essence of matter (objective reality), secondly, in a different attitude to the cognitive status of «thing-in-itself», and finally, thirdly, in a different attitude to objective truth. These differences call into question the popular point of view expressed by the statement «Meillassoux is a modern Lenin». The study notes that the program of speculative materialism has much in common with the empiriocriticism of A. Bogdanov and A. Poincare. Meillassoux shares with the first the denial of the existence of objective truth, and with the second – the commitment to the so called «mathematical fideism». In conclusion, the author notes that, despite its failure, the project, presented by Meillassoux, is a clear evidence of the renaissance of materialism, currently happening in philosophy (albeit in a very «specific» form).
Keywords:
mathematical fideism, fideism, objective truth, material, Meillassoux, Lenin, dialectical materialism, correlationism, speculative materialism, materialism