Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о диалектике научного познания в отечественной философии: проблема взаимосвязи рефлексии и рациональности

Свергузов Анвер Тяфикович

ORCID: 0000-0002-1040-3044

кандидат философских наук

доцент, кафедра философии науки и социальной работы, Казанский национальный исследовательский технологический университет

420015, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. К.маркса, 68

Sverguzov Anver Tyafikovich

PhD in Philosophy

Associate professor, Department of Philosophy and History of Science, Kazan National Research Technological University

68 K.Marx Street, Kazan, 420015, Russia, Republic of Tatarstan

atsverguzov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2024.6.70020

EDN:

QGCRJX

Дата направления статьи в редакцию:

29-02-2024


Дата публикации:

05-08-2024


Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь феноменов рефлексии и рациональности в структуре механизмов научного познания. Сравниваются результаты, полученные в рамках отечественной философии в разные периоды ее развития – советский и современный этапы. Обращается внимание на фундаментальность результатов исследований взаимосвязи рефлексии и рациональности, полученных в советский период развития философии. В философии того периода была предложена концепция, которая осталась вне поля зрения современных исследований проблемы. Особенностью предмета советской концепции является понимание взаимосвязи рефлексии и рациональности как диалектической взаимосвязи. Предмет современных отечественных исследований испытывает влияние западной, позитивистской традиции изучения обоих феноменов. Характерной его чертой является стремление к обособленному рассмотрению рефлексии и рациональности в науке.    Методом исследования является диалектико-материалистический подход. Специфика исследования заключается в анализе взаимосвязи рефлексии и рациональности посредством выделения смысловыявляющей функции рефлексии как основной. Новизна работы характеризуется применением результатов советских диалектических исследований проблем рефлексии и рациональности в науке к современному анализу проблемы. На примере современных отечественных исследований демонстрируется необходимость учета диалектического характера взаимосвязи рефлексии и рациональности. Показывается современная дискуссия по этой проблеме в рамках диалектического контекста, конституируемого рамками взаимосвязи рефлексии и рациональности. Выражается мысль, что этот контекст указывает на фундаментальность диалектического метода, на его адекватность как способа анализа существующего понимания проблемы. В частности, диалектико-материалистическая методология будет способствовать разрешению, по выражению одного из современных исследователей, «эпистемологического тупика», которым он характеризует результаты современного изучения проблемы рефлексии. Делается вывод о продуктивности возобновления диалектических исследований в современной философии.


Ключевые слова:

отечественная философия, философия науки, диалектико-материалистический подход, позитивистский подход, рефлексия, рациональность, смысловыявляющая функция рефлексии, смыслополагающая функция рефлексии, методологическая функция науки, интервальный подход

Abstract: The subject of the study is the interrelation of the phenomena of reflection and rationality in the structure of the mechanisms of scientific cognition. The results obtained within the framework of Russian philosophy in different periods of its development – the Soviet and modern stages – are compared. Attention is drawn to the fundamental nature of the research results on the relationship between reflection and rationality obtained during the Soviet period of philosophy development. In the philosophy of that period, a concept was proposed that remained outside the field of view of modern research. One of the features of the subject of the Soviet concept is the identification of the relationship between reflection and rationality through the connection of rationality with the semantic function of reflection. The subject of modern domestic research is influenced by the Western tradition of studying phenomena. Its characteristic feature is the separate consideration of reflection and rationality in science. The research method is a dialectical-materialistic approach. The peculiarity of the research is the use of internal contradictions of reflection and rationality. The novelty of the work is characterized by the application of the results of Soviet dialectical-materialistic studies of the problems of reflection and rationality in science to the modern analysis of the problem. Using the example of modern domestic research, the dialectical nature of the relationship between reflection and rationality is demonstrated. It is shown that the modern discussion of this problem is in a dialectical context, constituted by the framework of the relationship between reflection and rationality. The idea is expressed that the dialectical method continues to be fundamental and is an adequate way of analyzing the existing understanding of the problem. In particular, dialectical-materialistic methodology contributes to the resolution, in the words of one of the modern researchers, of the "epistemological impasse", which he characterizes the results of the modern study of scientific reflection. In general, the conclusion is made about the productivity of resuming dialectical research in modern philosophy.


Keywords:

Russian philosophy, philosophy of science, dialectical-materialistic approach, the positivist approach, reflection, rationality, semantic function of reflection, meaning – setting function of reflection, methodological function of science, interval approach

Работа является продолжением предыдущей публикации [1], в которой современные исследования проблемы научной рефлексии рассматривались в диалектическом контексте. Речь шла о контексте, задаваемом внутренним противоречием рефлексии, выраженным взаимосвязью смысловыявляющей и смыслополагающей функций рефлексии. В данной работе также предлагается рассмотреть современные исследования проблемы в диалектическом контексте. В контексте, заданном внешним противоречием рефлексии, выраженным взаимосвязью научной рефлексии и научной рациональности.

В истории философии выделяют разные трактовки понятия «рефлексия». Принципиальные отличия выражены в философии Гегеля и диалектическом материализме. Анализируемая проблема лежит в плоскости противостояния диалектических методологий, выраженных этими подходами. В данном исследовании проблема рассматривается в диалектико-материалистическом смысле. Гегель ограничивает рефлексию сферой замкнутого на себя мышления. Источник развития мышления находится в самом мышлении. Рефлексия, как элемент гегелевского диалектического метода, характеризует взаимоотношение понятий как форма их отражения друг в друге. С точки зрения этого подхода, взаимосвязь рефлексии и рациональности лежит в сфере «чистого» мышления. В диалектическом материализме мышление рассматривается шире, как практически ориентированное мышление. Источник развития мышления находится не только в мышлении, но и в практике. Рефлексия осуществляется над мышлением, отражающим действительность. Здесь рациональность характеризует отражение действительности в мышлении. Поэтому взаимосвязь рефлексии и рациональности выходит за рамки «чистого» мышления. Именно в этом, а не гегелевском смысле используется понятие «внешнее противоречие» по отношению к взаимосвязи рефлексии и рациональности.

В предыдущей работе сравнивались результаты изучения проблемы рефлексии, полученные в рамках отечественной философии советского и современного периодов ее развития. По сути, речь шла о противостоянии советской и западной традиций. Констатировалось, что советская концепция осталась вне поля зрения современных исследователей. Их внимание оказалось смещено к проблематике, предлагаемой западной, позитивистской традицией. Отношение к советским результатам В.А. Бажанов, один из основных советских исследователей проблемы рефлексии, характеризует как «малоинтересные» [2, с. 31-32].

Обратим внимание, что советские исследования рефлексии выходят за временные рамки существования СССР [например: 3]. Особенностью результатов советской концепции является выделение двух аспектов научной рефлексии. А именно, диалектика научной рефлексии характеризуется двухуровневой структурой. Основные взаимосвязанные стороны научной рефлексии – внешняя и внутренняя. Внешняя сторона характеризуется диалектикой отношений научной рефлексии и научной рациональности. Внутренняя сторона – диалектикой отношений смыслополагающей и смысловыявляющей функций рефлексии.

Следует подчеркнуть, что диалектический характер рефлексии означает, что отрыв указанных противоположностей друг от друга приводит к искаженному пониманию противоположностей самих по себе. Это может выражаться, например, игнорированием как феномена рефлексии, так и феномена рациональности в науке. История западной философии науки непосредственно это демонстрирует. «С точки зрения диалектики рефлексивного и рационального можно рассматривать неопозитивистские и постпозитивистские концепции науки как акцентирование либо на рациональной, либо на рефлексивной стороне ее развития» [3, с. 17]. Как известно, основные идеи неопозитивизма в западной философии были сформулированы в рамках деятельности «Венского кружка». Для него было характерно стремление к абсолютизации рациональной стороны научного познания, выделить универсальный метод научного познания, ограничить рефлексию анализом языка науки. Но неопозитивизму не удалось вывести идеал научной рациональности, модель «полностью формализованной теории» и, таким образом, избавиться от необходимости «бессмысленной» рефлексии над основаниями научного знания [4].

Основную тенденцию постпозитивизма выразил критический рационализм. Если неопозитивизм заострял внимание на рациональной стороне научного познания, то постпозитивизм на рефлексивной. Если в неопозитивизме проблему научной рациональности сузили до соответствия логико-методологическим стандартам, то в постпозитивизме проблему рефлексии свели к критическому моменту: подлинная рациональность предполагает предельную критико-рефлексивную позицию субъекта, «бескомпромиссную критику». Методология критицизма привела его представителей к отказу от попыток выделить критерии различения рационального и иррационального, научного и ненаучного [5].

Западная традиция в современной отечественной философии может выражаться по-разному. Например, О.Е. Столярова во взаимосвязи рефлексии и рациональности абсолютизирует рефлексивную сторону развития науки. А внутри проблемы рефлексии абсолютизирует смыслополагающую функцию. Е.Г. Цуркан развитие науки анализирует лишь с точки зрения феномена рациональности. «Второе положение касается возможности принятия "рациональности" в качестве универсального критерия научного прогресса. Утверждается и обосновывается сомнение в применимости данного критерия к оценке достижений научного знания вообще, вместе с тем применение данного критерия к частным наукам представляется возможным» [6, с. 65].

Западные исследования рефлексии в целом, с точки зрения диалектико-материалистического подхода, не выходили за рамки смыслополагающей функции, то есть за рамки традиционного понимания рефлексии. В советской философии о необходимости преодоления традиционного понимания рефлексии, о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работ сознания утверждал А.П. Огурцов [7, с. 17]. На «методологическую функцию науки» указывал В.Т. Салосин [8, с. 71-72]. В.А. Киносьян характеризовал эту функцию термином «методологический демарш науки» [9, с. 38]. В целом, при анализе этой проблемы, советские исследователи указывали на принцип саморефлексивности научного знания. Рефлексия в традиционном понимании, по словам Х. Кронблита (H. Kronblith), это знание второго порядка по отношению к знанию первого порядка, которое, в свою очередь, также должно быть подтверждено рефлексией, и так далее до бесконечности, что служит источником тотального скептицизма [10, pp. 12-14]. Игнорирование основной, то есть смысловыявляющей функции превращает рефлексию, говоря словами Гегеля, в «дурную бесконечность», т.е. не имеющую рациональных ограничений. Неудивительно, что результаты традиционного анализа феномена рефлексии даже по западным оценкам оказались неудовлетворительными, «феномен потерял свой радикализм и четкие контуры» [11, p. 96]. О.Е. Столярова метко охарактеризовала эту ситуацию как «эпистемологический тупик» [12, с. 82].

В центре нашего внимания оказалась позиция О.Е. Столяровой, так как именно вокруг ее позиции развернулась так называемая «панельная дискуссия» на страницах журнала «Эпистемология и философия науки» №4 за 2022 год. Она, по нашему мнению, является ярким выразителем традиционного понимания рефлексии в современной отечественной философии.

Если говорить о внутреннем противоречии рефлексии, то позиция О.Е. Столяровой противоречива [подробнее: 1]. С одной стороны, она вроде бы предполагает, если говорить в терминах диалектико-материалистического подхода, взаимосвязь смыслополагающей и смысловыявляющей функций рефлексии: «…философская рефлексия, даже обращенная на себя, не может не учитывать результаты эмпирических наук» [13, с. 50]. «…Ограничение философской рефлексии областью эпистемологии неизбежно приводит к скептицизму. Чтобы избежать парализующего скептицизма, нужно допустить, что философская рефлексия наряду с эпистемологической ролью играет не менее важную онтологическую роль… При этом она является не столько эпистемологическим обоснованием, сколько генетическим объяснением знания и раскрывает вовлеченность познающего субъекта в реальный мир» [12, с. 81]. «Все уважаемые комментаторы, будучи философами, так или иначе выразили общую мысль о том, что философская рефлексия, даже обращенная на себя, должна учитывать практики и результаты эмпирических наук» [13, с. 54]. Но, с другой стороны, она в конечном итоге не выходит за рамки традиционного понимания рефлексии, сводя ее к смыслополагающей функции: «…за каждым научным фактом лежат предпосылки, или социальные факторы, скрытые от "наивных" ученых. Но социальные факторы – это не голые факты. Это культурный, политический, идеологический, коммуникативный бэкграунд, который служит источником объяснения и фактов, и обобщающих факты научных теорий» [13, с. 52].

Для нее взаимосвязь смыслополагающей и смысловыявляющей функций означает дублирование функций, неприемлемую редукцию смыслополагающей функции к смысловыявляющей. «Рефлексивность не дублирует исходную, "наивную" позицию, на которую она обращена и не находится внутри нее. Она объективирует свой предмет, берет его, так сказать, в готовом виде для того, чтобы "провернуть фарш назад". Внешняя позиция – необходимая предпосылка рефлексивного акта, источник объясняющей власти над "наивной" позицией» [14, с. 27]. С точки зрения В.А. Бажанова [2, с. 32-33] и В.Н. Поруса [15, с. 44] позиция О.Е. Столяровой игнорирует принцип саморефлексивности научного знания.

Принцип саморефлексивности означает, что смысловыявляющая функция является основной для научного познания. Функция предполагает вычленение и реконструкцию из актуальной научной рациональности встроенного в нее сознания. Для О.Е. Столяровой это, по сути, не полноценное сознание, а лишь «наивная», простая позиция. С точки зрения советских исследователей, речь должна идти непосредственно о субъективности, на позиции которой должен встать реальный субъект познания. Это субъективность, полная реконструкция которой возможна, по нашему мнению, только при переходе к новой рациональности, когда встроенный субъект действительно займет, в терминологии О.Е. Столяровой, «внешнюю позицию» по отношению к прежней рациональности. При этом «внешняя позиция» будет иметь внутренние объективные, а не субъективные, по сути, экстерналистские основания, как это предполагается у О.Е. Столяровой.

Если говорить о взаимосвязи рефлексии и рациональности в научном познании, то ее смысл заключается в переходе в рефлексивный план рациональной формы движения научного знания. «Рациональное в одних ситуациях перестает быть таковым в других. Научная деятельность формирует в ходе своего самоизменения собственные предпосылки и основания, которые выявляются и развиваются в ходе рефлексии» [3, с. 13]. При этом рациональный этап движения является основным. «В процессе своего развития наука как бы "вводит" методологические представления и проблемы различной степени общности (в том числе и философские) в научное сообщество» [3, с. 5]. Смена рефлексивных ориентиров сопровождает реальное развитие науки, а не наоборот. «Специфика саморефлексивности науки заключается не столько в контроле научного сознания за формированием предпосылок научного познания (это практически полностью неосуществимо), сколько в объективно обусловленном механизме саморегуляции научного познания» [3, с. 12-13]. «Рефлексия при нарушении понимания выступает конструктивным средством восстановления включенности субъекта в концептуальные структуры знания» [3, с. 13].

Советские исследования говорят о существовании в науке «сознания», непосредственно вплетенного в ткань научного познания. «Имеет смысл рассматривать (помимо реально действующего в науке субъекта) субъективность, конституируемую нормами и принципами научной рациональности. При этом сущность рефлексии реального субъекта заключается в актуализации познавательной позиции, субъективности, ответственной за целевую направленность реального движения научного знания. В ходе рефлексии осуществляется проникновение во внутреннюю структуру научной деятельности и выявление ее целевой направленности. Реальный субъект познания, независимо от социокультурных реалий и установок собственного сознания, при смене исторического типа научной рациональности вынужден встать на позиции новой субъективности (являющейся продолжением и завершением исследуемой объективности). Таким образом, рациональное познание обеспечивается переходом в план рефлексии и общая цель рефлексии заключается в вычленении из реального процесса научного познания такой совокупности структур (сущностей), путем работы с которой посредством полностью осознанной их реконструкции, развития достигается понимание рационального в науке» [3, с. 20-21]. «…Сущность рефлексивной деятельности заключается в актуализации оснований научной рациональности» [3, с. 6]. О существовании функции научной рефлексии, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру научной деятельности и выявлении ее целевой направленности утверждает В.Н. Духанин [16, с. 115-116, 119]. О том, что рефлексия «требует реконструкции непосредственно существующего, "фактического" сознания» говорит Е.А. Алексеева [17, с. 91]. О «конституируемом нормами научного познания разума» говорит В.В. Ильин [18, с. 110].

С точки зрения диалектико-материалистического подхода, в самом общем виде источником познания выступает практика. Здесь находится основное противоречие между субъектом и объектом, потребность в разрешении которого порождает саму необходимость познания. Обусловленность сознания практическим отношением человека к миру ведет к тому, что сознание меняется, если меняется это практическое отношение. В научном познании субъект вынужден считаться с объектом, приспосабливать к нему свои цели. Кардинальное изменение деятельности объективно может менять содержание рациональной, а вслед за ним и рефлексивной сферы. Происходит скачок к качественно новым теориям, предполагающим иной тип рациональности и рефлексии. С этой точки зрения, например, научная революция на рубеже XIX-XX веков происходила не только как смена типа рациональности, но и как смена рефлексивных ориентиров научного познания.

Нельзя говорить о том, что научное сознание способно полностью контролировать исходные предпосылки формирования научного знания. Наличие научного метода не гарантирует получение запланированного результата, так как метод должен формироваться в соответствии с качественным своеобразием предмета. Развитие и обоснование научного знания является единым процессом. Фундаментальные теории нельзя отнести к разряду запрограммированных. Поэтому они и вызывают революционные перевороты в научном самосознании. Например, квантовая механика была создана под давлением массива экспериментальных данных и вопреки методологическим (рефлексивным) установкам прежней физической картины мира. Поэтому, когда мы говорим, например, что «революционные научные открытия конца XIX – начала XX в. и дальнейшее развитие науки и техники привели к кризису рациональности и пересмотру ее границ» [19, с. 271], то следует добавить «и к кризису рефлексии, соответствующей данной рациональности».

Для обоснования данного подхода следует обратиться к практике образования фундаментальных научных теорий. Показательным примером является история создания квантовой механики, которая лежит в фундаменте современной физики. В нерелятивистской форме она создавалась на протяжении почти тридцати лет от выдвижения идеи квантов М.Планком в 1900 году до формулировки принципа неопределенности Гейзенбергом в 1927 году. История свидетельствует о том, что квантовая механика предполагалась как временная теория, на смену которой должны были прийти прежние классические представления. Среди противников квантово-механических представлений был, например, А.Эйнштейн, который получил Нобелевскую премию за результаты в области квантовой механики. Свою рефлексивную «внешнюю позицию» он сформулировал по-философски образно: «Бог в кости не играет». Однако, дальнейшее развитие науки эту позицию не приняло. Как и не приняло его позицию в отношении общей теории относительности, когда он пытался вывести из нее стационарную модель Вселенной.

О.Е. Столярова искажает понимание рациональности, замыкает ее на себя, вводит понятие «замкнутый круг рациональности», выход из которого осуществляется только благодаря «внешней позиции» субъекта рефлексии. «В статье обсуждается проблема кругового доказательства, которое возникает при философском обсуждении рациональности, ее идеалов и стандартов. При попытках определить, что такое рациональность, мы вынуждены ссылаться на ее идеалы и критерии, рациональность которых должна быть заранее установлена посредством рациональных процедур. Эта ситуация характеризуется как эпистемический круг инструмента и результата и сопоставляется с ситуацией регресса экспериментатора. Регресс экспериментатора представляет собой круговое рассуждение, при котором судить о правильности получаемых научных результатов можно только на основании правильности процедуры их получения, а судить о правильности процедуры их получения невозможно без ссылки на полученные результаты. Таким образом, сторонники объективности полученного результата и их оппоненты не имеют оснований для того, чтобы сделать разумный выбор из представленных альтернатив. Эпистемологическая проблематизация регресса экспериментатора косвенным образом проблематизирует теории рациональности, так как наука и принятые в ней критерии рационального выбора выступают как стандарты рациональности самой по себе. Показано, что эпистемологическое обоснование преодоления регресса экспериментатора осуществляется за счет обращения к «внешним факторам», которые рационализируются эпистемологом». [19, с. 141]. По нашему мнению, никакой «замкнутой рациональности» нет. Рациональность всегда не завершена и в явном виде выход за рамки «круга» осуществляется реальным развитием научного знания при переходе к новому типу рациональности.

О.Е. Столярова искажает понимание научной рациональности, отрицая взаимосвязь между различными этапами ее развития. Рациональность по отношению к предшествующему этапу развития науки трактует как «альтернативную рациональность». Соответственно искажает также понимание научной рефлексии, ограничивая ее рамками данной рациональности. «Дело в том, что в структуру научной рациональности изначально было включено противоречие. Заявив о себе как о новом методе познания, для которого единственным безусловным авторитетом является опыт, наука отвергла предшествующую познавательную традицию как спекулятивную и авторитарную и учредила новое пространство истины. В этом пространстве истина не была задана априори; она раскрывалась (или создавалась) в процессе систематического освоения опытных данных эмпирическими субъектами и в ходе свободной дискуссии, которая должна была приводить к разумному согласию. Однако принятые «правила игры» существенно ограничивали свободу. Внимание к оппозиционной точке зрения признавалось осмысленным, только если эта точка зрения формулировалась в терминах новой познавательной парадигмы. Иными словами, истина конструировалась апостериори, но лишь в заранее заданных (априорных) условиях и никак иначе. Будучи альтернативной рациональностью по отношению к предшествующей традиции, наука делала ставку на критическое мышление и альтернативные точки зрения, но при этом исключала любую познавательную альтернативу, выходящую за пределы новой модели научного познания» [20, с. 269].

Как видим, О.Е. Столярова отрицает способность научной рефлексии, встроенной в рамки научной рациональности, выйти за эти рамки. Чтобы сделать это, рефлексия якобы не должна опираться на рациональность. «Вместе с тем встроенное в научную рациональность критическое мышление, некогда обеспечившее науке победу над авторитаризмом традиции, обладает возможностью выступить оппонентом по отношению к самой науке. Сила критического мышления заключается в его рефлексивной способности занимать внешнюю позицию по отношению к самому себе как своему объекту и тем самым ликвидировать монополию на истину. Именно это происходит во времена поздней современности и постсовременности, когда объектом критического мышления становится научная рациональность» [20, с. 269]. Как мы уже говорили, «внешняя позиция» осуществляется объективно, в явном виде при переходе к новому этапу научной рациональности. Рефлексия естественным образом занимает «внешнюю позицию» по отношению к предыдущей рациональности. Что касается данной рациональности, то встроенная в нее рефлексия, по нашему мнению, всегда обладает признаками «внешней позиции», так как никакая рациональность не является законченной и должна быть актуализирована рефлексией.

О.Е. Столярова считает, что встроенная в рациональность рефлексия («натурализация рефлексии») не является рефлексией, так как подлинная рефлексия есть обоснование знания. «Натурализация рефлексии предполагает перевод её в термины реально существующих, то есть наблюдаемых, физических процессов. Показано, что при таком подходе специфика рефлексии как знания второго порядка стирается. Знание второго порядка, переведённое в термины наблюдения, не имеет никакого качественного отличия от знания первого порядка и не несёт никакой нормативной нагрузки» [21, с. 54]. С нашей точки зрения, сущность «натурализованной» рефлексии не меняется, так как реальный субъект осуществляет рефлексию даже с позиции встроенной субъективности. О.Е. Столярова трактует эту позицию как примитивную, «наивную», как принятие на веру готового знания. «Таким образом, рефлексия противоположна наивности – принятию на веру чужих убеждений или непосредственному переживанию тех или иных впечатлений» [21, с. 58]. Повторяем, никакого «готового знания», рациональности нет, так как завершенное знание надо создать, реконструировать путем рефлексивной, критической работы.

О.Е. Столярова во взаимосвязи рефлексии и рациональности искажает роль рефлексии, так как сводит ее к смыслополагающей функции. Напомним, что с ее точки зрения, предпосылки научного знания находятся во внешнем социокультурном контексте науки: «…за каждым научным фактом лежат предпосылки, или социальные факторы, скрытые от "наивных" ученых. Но социальные факторы – это не голые факты. Это культурный, политический, идеологический, коммуникативный бэкграунд, который служит источником объяснения и фактов, и обобщающих факты научных теорий» [13, с. 52]. «…Наивный и рефлексивный режимы не могут совпадать друг с другом. В наивном режиме мы не можем знать порождающий наше знание контекст, но в рефлексивном режиме этот неартикулированный контекст становится предметом внимания и артикулируется» [21, с. 64]. Таким образом, получается, что научное знание есть продукт рефлексии. «Если рефлексия артикулирует контексты, или раскрывает допущения того или иного знания, которое она пытается понять и объяснить, то для неё эти контексты, эти допущения являются заранее обоснованными. Они обоснованы постольку, поскольку они объясняют и описывают наличествующее (объясняемое) знание, которое самим фактом своего существования подтверждает существование порождающих его условий (если существует следствие, то существует и причина)» [21, с. 64]. «Если мы фиксируем следствие – знание первого порядка, то его причина существует и раскрывается знанием второго порядка. Если же речь идёт о причинах, то мы имеем дело с онтологической работой рефлексии» [21, с. 66]. Как видим, с ее точки зрения «онтологическая работа» не продукт рационального движения самого научного знания, а продукт внешней по отношению к науке рефлексии.

Более того, О.Е. Столяровой считает, что объяснение знания рефлексией лежит за рамками критериев истинности-ложности. «Начиная с несомненного факта наличия знания, трансцендентальная рефлексия движется к его основаниям, которые выступают источником объяснения знания» [21, с. 65]. «Но к источникам объяснения, или порождающим условиям знания, не применимы критерии истинности или ложности. Порождающие условия выполняют объясняющую функцию. Они не являются ни истинными, ни ложными. Они существуют постольку, поскольку существует знание, которое они объясняют (как существуют грамматические правила в силу того, что существует описываемый ими естественный язык)» [21, с. 65].

Не удивительно, что в современной прозападной философии существует некое уравнивание мифа с наукой. «Однако архетипы, – притом, что они отсылают к началам, образцам, интегралам и неподвластным времени идеалам, – демонстрируют удивительную гибкость по отношению к радикально новым изменениям человеческого существования, ломающим границы возможного. Вечные образы мифологического мышления несут в себе безграничные многозначность и вариативность своих проявлений. Они включают в свое смысловое поле динамику исторических событий, непредсказуемость и случайность, новизну и стихийность» [22, с. 272]. С нашей точки зрения, во-первых, мы уже говорили, не всякая рефлексия принимается наукой. Во-вторых, сама наука с развитием становится «фантастичнее», сложнее и богаче смыслами, чем любой миф.

Что касается критики позиции О.Е. Столяровой, то в современной отечественной философии мы ее усматриваем со стороны, например, «интервального подхода». Так, В.А. Бажанов не согласен с тем, что в «наивной позиции», т.е. внутри наличной рациональности нельзя осуществлять полноценную рефлексию. «Ольга Евгеньевна обращает внимание на тот факт, относящийся к сильной программе в STS, что ее последователи не смогли дистанцироваться от предмета своего изучения и занять внеположенное отношение к нему, т.е. это суждение надо понимать так, что они оставались "внутри" своей программы и не смогли осуществить подлинную рефлексивность, выйти на внешнюю позицию. В этом плане в отечественной философии также можно найти важные наработки. Я имею в виду в первую очередь интервальный подход (М.М. Новоселов, Ф.В. Лазарев), в котором дается четкое различение внутри- и вне- интервальных ситуаций, оперирующих, вообще говоря, абстракциями с различными разрешающими свойствами и поэтому позволяющими анализировать предметные области с "внешних позиций" и осуществлять полноценную рефлексию с некоторой наперед заданной "гносеологической точностью"» [2, с. 35].

Обратим внимание, что интервальный подход имеет корни в советской философии, на что указывают его разработчики Е.Б. Агошкова и М.М. Новоселов. «Кажется, что за последние полвека, усилиями интервального анализа, аппарат абстракций получил более полное (чем прежде) теоретическое оформление» [23, с. 51].

Центральным в подходе является понятие «интервал абстракции». «Ключевым в этом методологическом течении стало понятие интервала абстракции как выражения семантической полноты понятий и одновременной их "замкнутости в границах"» [23, с. 46]. При переходе от старой теории к новой, или от прежней рациональности к новой меняется интервал абстракций, служащих средствами рефлексивного анализа. «Развитие теории, её распространение на более широкую предметную область означает, что при построении новой теории мы рассматриваем уже иной интервал условий и, соответственно, получаем иной интервал содержания теоретических законов. Принцип соответствия как методологический принцип науки как раз и означает, что возврат к прежнему интервалу условий приведёт и к прежнему интервалу содержания теории» [23, с. 56]. Как видим, здесь, по сути, говорится и о взаимосвязи различных этапов рационального движения научного знания, и о соответствующих им типах рефлексии.

По нашему мнению, интервальный подход подтверждает диалектику взаимосвязи рефлексии и рациональности в научном познании. В его рамках утверждается взаимосвязь всех элементов познавательного процесса. «При этом сам собою возникал вопрос о полноте охвата методами и критериями всех актов познавательного процесса. Поиск белых пятен в гносеологии и методологии науки вновь стал насущной задачей. Итогом явилось создание двух фундаментальных направлений в методологии – системного подхода к объектам познания и интервального подхода к полученному знанию» [23, с. 45]. На основании анализа физических теорий Е.Б. Агошкова и М.М. Новоселов делают вывод противоположный, чем вывод О.Е. Столяровой. «Что касается самих физических теорий, то их формальная структура (математическая физика) менее значима для наших целей, чем содержательная их сторона (теоретическая физика), с предельной ясностью открывающая простор для философского анализа, который приводит нас к заключению, что границы познания рождаются не снаружи, а внутри структуры теории» [23, с. 48].

В предыдущей статье [1] мы делали вывод о продуктивности возобновления диалектических исследований проблемы рефлексии. В советской философии была показана диалектическая сущность научной рефлексии, ее объективное значение в механизме функционирования научного знания. И задачей той статьи было показать анализ проблемы научной рефлексии в современной отечественной философии с точки зрения диалектики. В заключении говорилось о возможности продолжения исследования с целью показать с точки зрения диалектики современный анализ проблемы взаимосвязи рефлексии и рациональности. В данной работе мы попытались выполнить эту задачу. Исследование проводилось на основании результатов диалектических исследований проблемы рефлексии в отечественной философии советского периода. В конечном итоге, можно усилить предыдущий вывод утверждением о необходимости возобновления диалектических исследований в отечественной философии не только по проблемам философии науки.

Библиография
1. Свергузов А.Т. К вопросу о диалектике научного познания в отечественной философии: проблема рефлексии // Философская мысль. 2023. № 12. С. 83-92.
2. Бажанов В.А. Об анализе феномена рефлексии в науке в отечественной философии и в сильной программе STS // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 4. С. 31-37.
3. Свергузов А.Т. Рефлексия в структуре механизмов научного познания: автореферат дисс… к-та филос. наук: 09.00.01. Самара: СамГУ, 1996. 23 с.
4. Швырев В.С., Пугачев Н.Н. Неопозитивизм // Современная западная философия: Словарь / составители Малахов В.С., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. 414 с. С. 202-203.
5. Порус В.Н. Критический рационализм // Современная западная философия: Словарь / составители Малахов В.С., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. 414 с. С. 139-141.
6. Цуркан Е.Г. Научный прогресс, рациональность и междисциплинарность // Эпистемология и философия науки 2023. Т. 60. № 2. С. 65-71.
7. Огурцов А.П. Альтернативные модели сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. 241 с. С. 13-19.
8. Салосин В.Т. Рефлексия и интеграция наук // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. 160 с. С. 69-72.
9. Киносьян В.А. Философия и саморефлексия научного познания // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. С. 36-40.
10. Kronblith H. On Reflection. Oxford University Press, 2012. 177 pp.
11. Ashmore M. Reflexivity in Science and Technology Studies, International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 2nd edition, vol. 20. Oxford: Elsevier Press, 2015, pp. 93-97.
12. Столярова О.Е. Философская рефлексия: эпистемологическая проблема и онтологическое решение // Трансцендентальный поворот в современной философии-7. Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конференции. Москва, 21–23 апреля 2022 года. М.: РГГУ, 2022. 161 c. С. 81-82.
13. Столярова О.Е. Об универсальности философской рефлексии: ответ оппонентам // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 4. С. 50-54.
14. Столярова О.Е. Кто исследует исследования науки и техники? О принципе рефлексивности с эмпирической и теоретической точек зрения // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 4. С. 21-30.
15. Порус В.Н. Следует ли философская рефлексия оснований научных исследований принципу эмпиризма? // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 4. С. 44-49.
16. Духанин В.Н. Формирование социального знания. Саратов: СГУ, 1983. 141 с.
17. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: историко-теоретический очерк проблемного обоснования рациональности. Минск: Наука и техника, 1991. 93 c.
18. Ильин В.В. Критерии научности знания. М.: Высшая школа, 1989. 128 c.
19. Столярова О.Е. О круговом понимании рациональности и регрессе экспериментатора / О.Е. Столярова // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 141-145.
20. Столярова О.Е. Научный популизм как эволюция рациональности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 266-272.
21. Столярова О.Е. О философской рефлексии с точки зрения эпистемологии и онтологии / О.Е. Столярова // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2023. Т. 6, № 2. С. 54-67.
22. Столярова О.Е. Миф науки – границы архетипов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 66. С. 266-274.
23. Агошкова Е.Б., Новоселов М.М. Интервальность в структуре научных теорий // Вопросы философии. 2013. № 4. С. 44-58ю
References
1. Sverguzov, A.T. (2023). On the question of the dialectic of scientific knowledge in Russian philosophy: the problem of reflection. Philosophical Thought, 12, 83-92.
2. Bazhanov, V.A. (2022). On the Analysis of the Reflexion in Science in the Russian Philosophy, and the STS Strong Program. Epistemology and Philosophy of Science, 4, 31-37.
3. Sverguzov, A.T. (1996) Reflection in the structure of the mechanisms of scientific cognition: Extended abstract of candidate’s thesis. Samara, SSU Publ.
4. Shvyrev, V.S., & Pugachev, N.N. (1991) Neopositivism. Modern Western Philosophy: Dictionary (pp. 202-203). Compilers Malakhov V.S., Filatov V.P. Moscow: Politizdat Press.
5. Porus, V.N. (1991) Critical Rationalism. Modern Western Philosophy: Dictionary (pp. 139-141). Compilers Malakhov V.S., Filatov V.P. Moscow: Politizdat Press.
6. Tsurkan, E.G. (2023) Scientific progress, rationality and interdisciplinarity. Epistemology and philosophy of science, 2, 65-71.
7. Ogurtsov, A.P. (1987). Alternative models of consciousness: reflection and understanding. Problems of reflection: modern comprehensive studies (pp. 13-19). Novosibirsk: Nauka Press.
8. Ilyin, V.V. (1989). Criteria of scientific knowledge. Moscow: Higher School Press.
9. Salosin, V.T. (1983). Reflection and integration of sciences. Problems of reflection in scientific cognition (pp. 69-72). Kuibyshev: KSU Press.
10. Kronblith, H. (2012). On Reflection. Oxford University Press.
11. Ashmore, M. (2015). Reflexivity in Science and Technology Studies. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 20, 93-97. Oxford: Elsevier.
12. Stoliarova, O.E. (2022). Philosophical reflection: Epistemological problem and ontological solution. The Transcendental turn in Modern Philosophy – 7. Epistemology, cognitive science and artificial intelligence: A collection of abstracts of an international scientific conference, Moscow, April 21-23, 2022 (pp. 81-82). Moscow: RGGU Press.
13. Stoliarova, O.E. (2022). On the universality of philosophical reflection: a response to opponents. Epistemology & Philosophy of Science, 4, 50-54.
14. Stoliarova, O.E. (2022). Who Studies the Studies of Science and Technology? On the Principle of Reflexivity from Empirical and Theoretical Points of View. Epistemology & Philosophy of Science, 4, 21-30.
15. Porus, V.N. (2022). Does the Philosophical Reflection of the Foundations of Scientific Research Follow the Empiricism Principle? Epistemology and Philosophy of Science, 4, 44-49.
16. Dukhanin, V.N. (1983). Formation of social knowledge. Saratov: SSU Press.
17. Alekseeva, E.A. (1991). Rationality and consciousness: a historical and theoretical essay on the problematic substantiation of rationality. Minsk: Science and Technology Press.
18. Kinosian, V.A. (1983). Philosophy and self-reflection of scientific knowledge. Problems of reflection in scientific knowledge (pp. 36-40). Kuibyshev: KSU Pres.
19. Stolyarova, O.E. (2023). On the circular understanding of rationality and regression of the experimenter. Questions of philosophy, 10, 141-145.
20. Stolyarova, O.E. (2023). Scientific populism as the evolution of rationality. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, 74, 266-272.
21. Stolyarova, O.E. (2023). On philosophical reflection from the point of view of epistemology and ontology. Digital scientist: Laboratory of the philosopher, 2, 54-67.
22. Stolyarova, O.E. (2022). The myth of science – the boundaries of archetypes. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, 66, 266-274.
23. Agoshkova, E. B., & Novoselov, M. M. (2013). Interval in the structure of scientific theories. Questions of philosophy, 4, 44-58.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье автор предлагает вернуться к рассмотрению места рефлексии в структуре рациональности с учётом опыта отечественной философии советского периода. Стремление внимательно отнестись к работам отечественных исследователей этого времени заслуживает поддержки, большая часть публикаций последних десятилетий игнорировала достижения советской философии даже в тех областях, которые никак не зависели от идеологических предпочтений, в частности, в философии науки. Однако реализацию указанного замысла в представленном тексте трудно назвать безупречной. Например, в самом начале автор крайне путано определяет задачу статьи: «рассмотреть диалектический контекст, заданный внешним противоречием рефлексии, выраженным взаимосвязью научной рефлексии и научной рациональности». Не обращая пока внимания на последнюю часть этой формулы, зададимся вопросом: а нуждается ли в каком-либо обосновании столь тривиальное положение, что указанный «контекст» может быть лишь диалектическим? Далее, а на каком основании автор говорит здесь о «внешнем противоречии»? Этот гегелевский термин (используемый философом в «Учении о сущности») имеет вполне определённый смысл, который никак не соотносится с представляемой в данном случае ситуацией. Автор должен или найти другой термин, выражающий его мысль, или показать, почему он считает возможным использовать здесь гегелевский термин. Трудно назвать удачным и выбор литературы. Так, весьма значительная часть текста посвящена обсуждению публикаций О.Е. Столяровой, а в списке литературы указано 7 источников этого автора. Не странное ли это решение на фоне множества других публикаций, как прошлых лет, так и современных? Далее, имеются весьма серьёзные основания сомневаться в том, что автор понимает, какие историко-философские феномены скрываются за выражениями «неопозитивизм», «логический позитивизм», «постпозитивизм», хотя, казалось бы, эти понятия хорошо известны и давно представлены не только в публикациях по истории западной философии, но и в самых популярных учебниках Прочитаем следующее высказывание: «Как известно (? – рецензент), основную тенденцию неопозитивизма в западной философии выразил логический позитивизм». Если автор понимает под последним деятельность «Венского кружка», так это и есть неопозитивизм в непосредственном смысле. Если же он ведёт отсчёт истории неопозитивизма от ранних работ Рассела или «Логико-философского трактата», то следует напомнить, что, например, Витгенштейна никто давно уже «не укладывает» в тесные рамки неопозитивизма (можно вспомнить известную публикацию А.Ф. Грязнова 1985 года). И что после того значит «как известно»? В тексте очень много неудачных выражений, которые выглядят либо тривиальными, либо и вовсе бессмысленными, например: «отрыв указанных противоположностей друг от друга приводит к искаженному пониманию противоположностей самих по себе» (разумеется! А как же могло быть иначе!); «не выходили за рамки смыслополагающей функции, то есть за рамки традиционного понимания рефлексии» (а кто доказал их тождество? И что в этом случае означает «смыслополагающая функция»?); «нельзя говорить о том, что научное сознание способно контролировать исходные предпосылки формирования научного знания» (а кто же тогда будет их контролировать?), и т.п. Остались в представленном материале и некоторые погрешности, связанные с оформлением, например, непонятно, зачем автор в самом тексте в скобках указывает не номер источника, а воспроизводит выходные данные работы. Рецензируемая статья может представлять некоторый интерес для читателя, но представленный вариант текста трудно признать готовым к публикации, рекомендую отправить статью на доработку.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
К вопросу о диалектике научного познания в отечественной философии: проблема взаимосвязи рефлексии и рациональности

Статья, представленная автором в журнал «Философская мысль», является продолжением публикации, направленной на возрождение интереса к современным исследованиям, связанным с проблемой научной рефлексии, представленной в диалектическом контексте. Предметом исследования данной работы является дискуссия, разворачивающаяся вокруг проблемы взаимосвязи рефлексии и рациональности в современной отечественной философии (на примере критического анализа философской позиции О.Е. Столяровой).
Актуальность данной темы автор связывает с необходимостью продолжить уже существующую научно-методологическую традицию обсуждения проблемы научной рефлексии, но подчеркивает при этом необходимость рассматривать ее в диалектическом контексте. Как следствие, его методология исследования основана на диалектическом подходе, акцентирующем внимание на внешнем противоречии научной рефлексии и научной рациональности. Автор статьи четко обозначает свою позицию как диалектико-материалистическую и противопоставляет ее гегелевскому диалектическому варианту понимания рефлексии как сферы замкнутого на себя «чистого» мышления (в статье при этом нет ссылок на самого Гегеля, что вызывает вопросы).
Представляя цель своего исследования, автор указал на необходимость продолжить дискуссию относительно позиции по этому вопросу О.Е. Столяровой, вокруг которой в 2022 году развернулась «панельная дискуссия» на страницах журнала «Эпистемология и философия науки» № 4. Автор подчеркивает, что позиция Столяровой оказалась в центре современных научных дискуссий, поскольку является ярким примером традиционного понимания рефлексии. Хотя чуть позже в статье, указывается, что сама позиция О.Е. Столяровой не совсем однозначна и даже противоречива.
Научная новизна в работе заявлена как обоснование собственной позиции автора в отношении эпистемологической значимости рефлексии в поле научной рациональности, рассматриваемой с позиции диалектического материализма.
Поставленные задачи в полной мере раскрывают цель исследования.
Название статьи в целом соответствует содержанию.
Статья логично выстроена, но не структурирована (возможно, это связано с лаконичностью изложения).
В процессе знакомства со статьей, возникает ряд вопросов, которые имеют дискуссионный характер:
1. Насколько автор осознанно в своей работе оставляет без внимания работы по данной теме И.Т. Касавина, П.П. Гайденко, Б.С.Грязнова, В.С. Швырева, B.С. Степина, В.А.Лекторского и других отечественных мыслителей? Возможно, их взгляды на данную проблему станут предметом для следующих статей? В этом ключе хотелось бы обратить внимание на известный спор о природе философской рефлексии, где И.Т. Касавин предложил свое видение данной проблемы, чем вызвал серьезный научный спор, не менее актуальный, чем тот, на котором сосредоточился автор статьи.
2. Особенно должна быть близка, на мой взгляд, автору данного исследования позиция советского философа М.К. Мамардашвили (Классический и неклассический идеалы рациональности. 1994.). Известный мыслитель непосредственно связывает принципы классического рационализма с принципами рефлексии, непрерывности и пространственности, а именно «с требованием полной пространственной артикулированности предмета во вне самого себя (и доступно внешнему наблюдению)». Мамардашвили отмечает, что в процессе рефлексии сознательные явления создают собственное пространство и время и словно ускользают от нашего наблюдения, заданного классическими правилами, таким образом, возникает сложное диалектическое противоречие. Но здесь философ идет дальше и затрагивает важную перспективу в научном исследовании, поскольку он говорит о существовании другой неклассической формы рациональности.
3. Если речь идет в статье о диалектическом взаимодействии, то последовательно было бы рассматривать рефлексию как часть диалогического процесса внутри научной рациональности?
4. В тексте встречаются повторы цитат, которые совпадают по тексту на нескольких страницах. Насколько это уместно с точки зрения автора? В частности: «за каждым научным фактом лежат предпосылки, или социальные факторы, скрытые от "наивных" ученых. Но социальные факторы – это не голые факты. Это культурный, политический, идеологический, коммуникативный бэкграунд, который служит источником объяснения и фактов, и обобщающих факты научных теорий» [13, с. 52].
Заключение, в котором автор излагает свои основные выводы, присутствует и достаточно подробно раскрывает результаты исследования.
В качестве положительного момента можно отметить четкую и последовательно реализованную методологическую позицию автора. Работа вполне органично выстраивается в целостное изложение материала.
Библиография отражает исследовательский материал и оформлена в соответствии с требованиями.
Характер и стиль изложения материала соответствуют основным требованиям, предъявляемым к научным изданиям такого рода.
В целом содержательная часть также соответствует требованиям научного текста. Статья вызывает желание дискутировать, что действительно важно в условиях современного положения философского знания.
Несмотря на высказанные замечания, которые носят скорее рекомендательный и дискуссионный характер, данная тема, на мой взгляд, имеет хорошие перспективы и может быть интересна для всех, кто интересуется философией науки, вопросами эпистемологии и методологии науки. Статья может быть рекомендована к публикации.