Правильная ссылка на статью:
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А., Золотухина А.Ю..
Культурный код штетла в спектакле Григория Горина «Поминальная молитва»
// Философия и культура.
2024. № 3.
С. 21-37.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.3.69819 EDN: LSNBIY URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69819
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи:
|
EDN: LSNBIY
|
Аннотация:
Предметом исследования нашей статьи является выделение культурных кодов восточноевропейских местечек-штетлов в спектакле Григория Горина "Поминальная молитва", либретто которого написано автором по мотивам произведений известного писателя на идиш Шолом-Алейхема. Автором статьи охарактеризована история и условия локализации еврейской культуры в Восточной Европе и Российской империи, особенности ее трансформации, трагическая история еврейского театра в первой трети ХХ в. После исчезновения местечек и выхода из употребления языка идиш, сохранение истории характерного бытового и философского уклада штетлов стало целью музейных деятелей, историков, писателей, драматургов, художников. В произведении на примере Тевье-молочника, его семьи и окружения выявлены характерные образы жителей местечек, среды их обитания, типов мышления и действий. В статье использованы методы историзма в ретроспективе культуры местечек-штетлов, метод анализа в вычленении архетипов штетла, метод синтеза в обобщении совокупности характерных культурных кодов. Основными выводами исследования являются: 1. Восточноевропейские еврейские местечки-штетлы - небольшие поселения городского типа, с преимущественно еврейским населением, уникальная культура которых была обусловлена иудейским вероисповеданием, бытовыми и религиозными традициями, языком идиш, а также локализацией проживания на небольшой территории. 2. В период масштабных социальных потрясений начала ХХ в. и последующим выходом за пределы местечек их уникальная культура стала мифологемой, фундаментом для вышедших из нее писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей. Одной из вех в сохранении этой культуры стал еврейский театр ГОСЕТ, существование которого было трагически оборвано в середине ХХ в. 3. Пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и поставленная в театре "Ленком" Марком Захаровым, стала квинтессенцией характерных образов штетла, и одновременно возрождением аутентичной еврейской культуры. Особым вкладом автора является выделение в пьесе образов-архетипов штетла, ставших культурными маркерами, или кодами иудейской идишистской культуры.
Ключевые слова:
Культурный код, штетл, иудаизм, идишистская культура, еврейское местечко, Шолом-Алейхем, Григорий Израилевич Горин, Поминальная молитва, ГОСЕТ, Ленком
Abstract:
The subject of our article is the identification of cultural codes of Eastern European shtetl towns in the play by Grigory Gorin "Memorial Prayer", the libretto of which was written by the author based on the works of the famous Yiddish writer Sholom Aleichem. The author of the article describes the history and conditions of localization of Jewish culture in Eastern Europe and the Russian Empire, the peculiarities of its transformation, the tragic history of the Jewish theater in the first third of the twentieth century. After the disappearance of the towns and the disuse of the Yiddish language, the preservation of the history of the characteristic everyday and philosophical way of life of the shtetls became the goal of museum figures, historians, writers, playwrights, and artists. In the work, using the example of Tevye the milkman, his family and environment, characteristic images of the inhabitants of small towns, their habitat, types of thinking and actions are revealed. The article uses the methods of historicism in the retrospective of the culture of Shtetl towns, the method of analysis in the identification of Shtetl archetypes, the method of synthesis in the generalization of a set of characteristic cultural codes. The main conclusions of the study are: 1. Eastern European Jewish shtetl towns are small urban-type settlements with a predominantly Jewish population, whose unique culture was determined by the Jewish faith, everyday and religious traditions, the Yiddish language, as well as the localization of residence in a small area. 2. During the period of large-scale social upheavals of the early twentieth century and the subsequent expansion beyond the boundaries of the towns, their unique culture became a mythologeme, the foundation for writers, artists, musicians, and theater figures who emerged from it. One of the milestones in the preservation of this culture was the Jewish theater GOSET, whose existence was tragically cut short in the middle of the twentieth century. 3. The play "Memorial Prayer", written by Grigory Gorin based on the works of Sholem Aleichem and staged at the Lenkom Theater by Mark Zakharov, became the quintessence of the characteristic images of the shtetl, and at the same time the revival of authentic Jewish culture. The author's special contribution is to highlight in the play the images-the archetypes of the Shtetl, which have become cultural markers, or codes of Jewish Yiddish culture.
Keywords:
Memorial prayer, Grigory Israelevich Gorin, Sholom Aleichem, a Jewish place, Yiddish culture, Judaism, shtetl, Cultural code, GOSET, Lenkom