Правильная ссылка на статью:
Консон Г.Р..
Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель?
// Философия и культура.
2014. № 7.
С. 1038-1046.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.7.65295 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65295
Аннотация:
Предмет исследования — нравственная сущность молодого маркиза Рафаэля де Валантена в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Основное внимание в статье фокусируется на изучении аморальных аспектов личности главного героя, который подвержен губительной страсти к нескончаемым плотским удовольствиям, вследствие чего в его сознании, в конечном итоге, формируется идея вседозволенности. Главным в настоящем эссе становится следующий парадокс: что́ же привело маркиза к смерти — нищета, богатство, какие-либо иные явления или силы, заставляющие человека сводить счёты с жизнью? Для ответа на поставленный вопрос образ Рафаэля де Валантена рассматривается в контексте нависшего над ним катастрофизма. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил.
Ключевые слова:
Оноре де Бальзак, Рафаэль де Валантен, Феодора, человек и дьявол, желание, талисман, катастрофизм, душа и сознание, смерть, образ
Abstract:
The subject under research is the moral essence of a young man Raphael de Valentin in Honore de Balzac’s novel
‘La Peau de Chagrin’ (‘The Magic Skin’). The main attention is paid to studying amoral qualities of the main character
who was after sensual pleasures and as a result, came to the idea of overindulgence. The author of the present article
focuses on the following paradox: what was the actual cause of the marquis’ death? Was it poverty, richness or any other
phenomena and forces that usually make a man to suicide? To answer this question, the author of the present article
views the image of Raphael de Valentin from the point of view of catastrophism hanging over Raphael. The research
method used by the author is based on the combination of the five types of analysis including legal, philosophical, psychological,
literary and musicological analysis. The scientific novelty of the research is expressed in several aspects. From
the point of view of legal studies, Raphael de Valentin is classified as an ‘accidental’ criminal with reference to others and
an ‘unstable’ criminal towards himself. From the point of view of philosophy, the image of Raphael developed from the
victim of catastrophism to the bearer of catastrophism and therefore a threat for the society and particular people, but
then he appeared to be the victim of catastrophism again or, in fact, the victim of his own desires. From the psychological
point of view, the marquis had a thinking stereotype which made him react similarly to different events and therefore
brought him to the continuous neurosis leading to the suicide. From the musicological point of view, Raphael’s conflict
had the three phases which allows to understand Raphael’s conflict as a psychological conflict between desire and ability,
i.e. desire and inability to achieve his desire. As a conclusion, the author establishes that the never-ending power and
control over the society granted by the Devil is just an unreal illusion. In Balzac’s novel the Devil’s almightiness was limited
by the three circumstances: quite an ‘average’ personality of the marquise, his blindness for true love and the fact that
Satan’s abilities were still less powerful than those of the higher forces.
Keywords:
Honore de Balzac, Raphael de Valentin, Foedora, man and devil, desire, talisman, catastrophism, soul and mind, death, image.