Правильная ссылка на статью:
Судаков А.К..
Философия любви в кантовских «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного»
// Философия и культура.
2017. № 2.
С. 136-150.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.2.21977 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21977
Аннотация:
Статья анализирует представления «докритического» Канта об антропологии пола и любви на материале «Наблюдений над чувством возвышенного и прекрасного», эстетическая концепция которых сосредоточена на впечатлении от предметов на чувство удовольствия и неудовольствия, в органическом единстве с рассудком, воображением и этическим сознанием, на почве витального влечения, знающего, как и вкус, различные степени культуры. Исследование опирается на проведенный ранее анализ философии любви в кантовских "Лекциях по этике" (Менцера). Эссеистическая форма исследуемой работы позволяет рассмотреть различные формы "благорасположения" не в отвлечении и раздельности, как впоследствии будет в "Критике способности суждения", а в их синтетической целостности и живом единстве. Антропология, этика, эстетика и философия культуры Канта сплетены здесь в неразделимое целое. Художественный вкус и эстетическая любовь получают примат в этом целом. Включение измерения культуры в рассмотрение этой темы позволяет Канту увидеть в той «цели природы», которую преследуют здесь индивиды и полы, кроме естественного элемента сохранения рода, культурный момент взаимного облагорожения и возвышения в красоте. Именно этим кантова метафизика любви контрастно отлична от метафизики Шопенгаура. Соответственно, в общении полов, как и в других отношениях, различные формы благорасположения представляются действующими в органическом единстве. Здоровая и отклоняющаяся формы этого общения и взаимовлияния обусловлены уже в представлении раннего Канта господствующими в обществе максимами их не столько школьного, сколько взаимного воспитания. Это ведет мысль Канта к формулировке специфической формы этико-эстетической дедукции брака, выгодно отличающейся от представленной Кантом-моралистом и философом «строгого права».
Ключевые слова:
Кант, вкус, любовь, облагорожение, воспитание, цель природы, прекрасное, взаимовлияние полов, семья, цельность
Abstract:
This article analyzes the perception of “doctrinal” Kant about the anthropology of gender and love using the material of “Observations on the Feeling of the Beautiful and Sublime”, the aesthetic concept of which focuses on the impression from the subjects, feeling of joy and dissatisfaction, organic unity with mind, imagination and ethical consciousness related to the vital attraction that knows various levels of culture. The research is based on the earlier conducted analysis of the philosophy of love in Kant’s “Lectures on Ethics” (Mentzer). Having a form of essay, this work allows examining the various types of “benevolence” in its synthetic integrity and living unity, rather than abstraction and detachments, as it later would be in the “Critique of Judgment”. Kant’s anthropology, ethics, aesthetics, and philosophy of culture are intertwined into inseparable whole. Inclusion of the dimension of culture into this topic allows Kant noticing in the “goal of the nature”, which is pursued by the individuals and genders expect the natural element of continuation of bloodline, the cultural moment of mutual ennoblement and sublimation in beauty. Namely by this fact the Kant’s metaphysics of love drastically differs from metaphysics of Schopenhauer. Thus, in communication of genders, as in other relationships, various forms of benevolence are perceived as the existing in organic unity. The healthy or deviating forms of such communication and mutual influence are substantiated in ideas of early Kant as dominant maxims of mutual upbringing. This leads the thought of Kant to formulization of a specific form of ethical-aesthetic deduction of marriage, which favorably differs from the presented by Kant-moralist and philosopher of the “strict law”.
Keywords:
mutual influence of the genders, beautiful, goal of nature, education, ennoblement, love, taste, Kant, family, integrity