Правильная ссылка на статью:
Ростова Н.Н..
Антропологический смысл жертвы: между прагматикой и апофатикой
// Философия и культура.
2017. № 3.
С. 27-38.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.3.19371 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19371
Аннотация:
В статье рассматривается феномен жертвы с точки зрения философской антропологии. Автор выделяет две магистральные линии в теориях жертвы: прагматику жертвы и апофатику жертвы. К прагматике жертвы относятся теории, раскрывающие ее практический позитивный смысл, а именно: социальный, биологический, экономический, психологический и политический. К апофатике жертвы относится ее антропологическое прочтение, предполагающее обращение к невидимой стороне мира. Исследуя обе стратегии, автор отвечает на вопросы о смысле жертвоприношения, о соотношении верования и обряда, о соотношении дара и жертвы, о причине исчезновения кровавых жертв. Автор опирается в своем исследовании на философско-антропологический метод, то есть принимает посылку о том, что человек есть не элемент популяции, каким он является для биологии, не элемент социума, каким он является для социологии, но существо свободное, не детерминированное извне. По мнению автора статьи, феномен жертвы лежит в основании антропогенеза и социогенеза. Автор делает вывод о том, что ритуал жертвоприношения оказывается краеугольным камнем антропологической структуры, задаваемой культом. Кровавая жертва является точкой, в которой производится и воспроизводится первичный запрет, конституирующий сознание. Автор заключает, что в теоретическом смысле представление о первичности ритуала по отношению к мифу содержит, по крайней мере, три фундаментальных для философии религии и антропологии положения. Во-первых, ритуализм вскрывает тотальную сущность религии. Религия оказывается тем, что работает со всем существом человека – она создает целое человека и обращена к этому целому. Во-вторых, первичность ритуала свидетельствует о том, что ритуал не вспомогателен, но производителен, что он впервые делает возможным то, чего до него и вне его не было. Подобно тому, как язык создает мысль, ритуал создает опыт и восприятие. В-третьих, ритуализм обращен к социальной проблематике. Единство ритуала позволяет решить проблему со-бытия.
Ключевые слова:
жертва, дар, обмен, антропология, сознание, обряд, мистерия, культ, религия, евхаристия
Abstract:
This article examines the phenomenon of sacrifice from the perspective of philosophical anthropology. The author highlights two main lines in the sacrifice theories: pragmatics of a sacrifice and apophaticism of a sacrifice. The pragmatics of a sacrifice includes the theory that reveal its practical positive sense, namely: social, biological, economic, psychological, and political. The apophaticism of a sacrifice pertains to its anthropological perspective that suggests referring to an invisible side of the world. Analyzing both strategies, the author answers to the questions about the meaning of sacrificing, correlation between faith and ritual, gift and sacrifice, as well as disappearance of blood sacrifices. The work leans on the philosophical-anthropological methods, in other words, accepts the message that a person is not an element of population, which he seems to be prior to biology, not an element of society, which he is for sociology, but rather a free creature that is not determined from without. In the author’s opinion, the phenomenon of sacrifice lies in the foundation of anthropogenesis and sociogenesis. The conclusion is made that the ritual of sacrificing is the cornerstone of the anthropological structure set by the cult. A blood sacrifice represents the point of the primary interdiction that constitutes consciousness.
Keywords:
Eucharist, Religion, Cult, Mystery, Ritual, Consciousness, Anthropology, Exchange, Gift, Sacrifice