Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Горелова Т.А., Деклерк И.В. Коммуникация через призму потребностей человека

Аннотация: В статье коммуникация исследуется с позиции философской антропологии. При таком подходе коммуникация предстает как проявление не только социальной, но и экзистенциальной природы человека, так как она устанавливает его отношения с миром, Другим (и обществом), Богом и т.п. Особый статус приобретают отношения «Я – Другой». В случае активности передающей и принимающей сторон возникает межсубъектная коммуникация, обладающая особыми свойствами: диалогического взаимодействия; интерсубъективности; общения как состояния слияния сообщения, информации и понимания; наличия личности. Рассматривается структура межсубъектной коммуникации на основе концепции базовых потребностей А. Маслоу. Предлагается ее шестиуровневая структура: примитивный, традиционно-ориентированный, социально-нормативный, прогрессивно-синтезирующий, духовный, духовно-преобразующий типы коммуникации. Развитие массмедиа и «сетевого общества» накладывает существенный отпечаток на структуру коммуникации, привнося в нее элемент неподлинности и вызывая эффект, который можно назвать «архаизацией коммуникации»: доминантными становятся примитивные формы - массовая, социальная, бытовая, семейная, эротическая формы межсубъектной коммуникации, а содержащаяся в ней информация мифологизируется или обретает мистические элементы.


Ключевые слова:

Коммуникация, Потребность, Субъект, Общение, Общество,

Abstract: The authors of the article study the process of communication from the point of view of philosophical anthropology. Based on this approach, communication is viewed as an expression of not only social but also existential human nature because this approach allows to determine man’s relations with the world and the Other (and society), God and so on. In this regard the concept of Self and Other acquires a special status, too. In case both the transmitting and receiving parties are active, the inter-subjective communication is created. Inter-subjective communication has special features such as the dialogic interaction, inter-subjectivity, communication as a process of confluence of the message, information and understanding and the presence of individuals. The authors also view the structure of inter-subjective communication based on the concept of basic needs introduced by Abraham Maslow. The authors suggest a six-level structure consisting of the following levels: primitive, traditionally oriented, socially standard, progressively synthesizing, spiritual and spiritually modifying types of communication. Developing mass media and so called «network society» make a significant impact on the structure of the communication process. It brings in the element of «untrue communication» and results in the effect that can be called «archaic style of communication» when the primitive forms of communication such as mass, social, family, domestic, erotic forms of inter-subjective communication become dominating and information is mythologized or acquires a mystic content.


Keywords:

communication, need, subject, society, Self and Other, virtuality, anthropology, meta-need, spirituality.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
2. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
3. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т I(I). М., 1990.
5. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
6. Луман Н. Власть. М., 2001; Луман Н. Общество общества. В 5 кн. М., 2011.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001.
8. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969.
9. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006; Костина А.В. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур // Знание. Понимание. Умение. 2011. №
10. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010.
11. Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной науки. М., 1978.
12. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М., 1989.
13. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2010.
References
1. Shpet G.G. Sochineniya. M., 1989.
2. Frank S.L. Sochineniya. M., 1990.
3. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo // Psikhoanaliz i kul'tura: Izbrannye trudy Karen Khorni i Erikha Fromma. M., 1995.
4. Florenskiy P.A. Stolp i utverzhdenie istiny. T I(I). M., 1990.
5. Lorents K. Oborotnaya storona zerkala. M., 1998.
6. Luman N. Vlast'. M., 2001; Luman N. Obshchestvo obshchestva. V 5 kn. M., 2011.
7. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. SPb., 2001.
8. Kuznetsov V.N. Zhan-Pol' Sartr i ekzistentsializm. M., 1969.
9. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. M., 2006; Kostina A.V. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v situatsii dialoga kul'tur // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №
10. Gusserl' E. Kartezianskie meditatsii. M., 2010.
11. Gaydenko P.P. Chelovek i istoriya v svete «filosofii kommunikatsii» K. Yaspersa // Chelovek i ego bytie kak problema sovremennoy nauki. M., 1978.
12. Buber M. Problema cheloveka. Perspektivy // Labirinty odinochestva. M., 1989.
13. Bodriyyar Zh. Prozrachnost' zla. M., 2010.