Правильная ссылка на статью:
Малинкин А.Н..
Коллекционирование знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ частными лицами в России: исследование по культурной криминологии
// Философия и культура.
2016. № 5.
С. 753-762.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.5.67854 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=67854
Аннотация:
Предмет исследования – правовое и моральное сознание российских фалеристов, коллекционирующих знаки государственных наград РСФСР, СССР и РФ, а также сложившееся о них общественное мнение. В силу актуального уголовного права деятельность этой группы российских фалеристов нелегальна, а их исторические изыскания имеют поэтому анонимный и закрытый характер. В сформированном властью общественном мнении эта часть фалеристического сообщества демонизирована и маргинализирована. Автор доказывает, что фалеристы, собирающие знаки государственных наград РСФСР, СССР, РФ и изучающие историю награждений ими, не представляют угрозы ни для ветеранов, ни для государства, что, наоборот, они – их потенциальные помощники из гражданского общества в деле сохранения исторической памяти, культурных ценностей и патриотического воспитания молодёжи. С помощью феноменологического метода, а также объективного анализа опыта многолетнего включённого наблюдения автор выявляет конфликт нормативного и практического уровней коллекционерского сознания, выражающийся в двух дилеммах, и намечает пути его устранения. Он показывает, что дилемма правосознания, возникающая под влиянием ст. 324 УК РФ и заставляющая выбирать между законопослушным поведением либо коллекционированием знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ, будучи вполне реальной, по сути своей мнимая, и что моральная дилемма, заставляющая выбирать между чистой совестью либо стяжательством чужой славы, в сущности иллюзорна. Мнимый характер дилеммы правосознания обусловлен отсутствием в ст. 324 УК РФ понятийного различения между «наградой» и «наградным знаком». Иллюзорность дилеммы морального сознания обусловлена фетишистскими представлениями людей о магических свойствах вещей, которые возникают из заблуждения, будто наградные знаки содержат в себе нематериальные значения как материально-вещественные свойства. Автор делает вывод, что отмена ст. 324 УК РФ в её нынешнем виде либо её редакционные изменения, способные перевести её в ГК РФ, декриминализирует деятельность десятков тысяч коллекционеров и легализуют дискурс по всем отечественным наградам. Легализация дискурса по советской и новой российской наградной фалеристике необходима с исторической, культурной и идеологической точек зрения. Она купирует криминогенные поля в экономике культуры, оздоровит социальную мораль и даст долговременный эффект межпоколенческой солидарности.
Ключевые слова:
коллекционирование знаков госнаград, культурная криминология, уголовное право, дискурс по госнаградам, патриотизм, историческая память, межпоколенческая коммуникация, правосознание, моральное сознание, социальная этика
Abstract:
The subject of this research is the legal and moral consciousness of Russian phalerists who collects orders and decorations of RSFSR, USSR, and RF, as well as the established about them public opinion. Due to the existing criminal law, the activity of this group of Russian phalerists is illegal, therefore, their historical research carry an anonymous and confidential character. Within the established by the government public opinion, this part of the phaleristic community is demonized and marginalized. The author proves that phalerists collecting the orders and decorations of RSFSR, USSR, and RF do not pose a threat to the veterans nor the government; on the contrary, they are the potential helpers from the civilians in preservation of the historical memory, cultural values, and patriotic upbringing of the youth. The author determines the conflict between the normative and the practical levels of collection consciousness, expressed in two dilemmas, as well as defines the ways for its elimination. He demonstrated that the dilemma of legal awareness that emerged under the influence of the Article 324 of the Criminal Code of the Russian Federation and makes to choose between the lawful behaviors and collecting orders and decorations of RSFSR, USSR, and RF, although being quite real, is imaginary in it essence; and the moral dilemma which makes to choose between the clean conscience and the desire of the fame of others, is illusionary in its essence. The author concludes that the abolition of the Article 324 of the CCRF in its current state or editorial changes that are capable of transferring it into the Civil Code of the Russian Federation decriminalizes the activity of tens of thousands of collectors and legalizes the discourse on all Russian decorations. Legalization of the discourse on Soviet and Russian decoration phaleristics is necessary from the historical, cultural, and ideological points of view. It will dilute the criminogenic fields in the economics of culture, revitalize the social moral, and produce a long-term effect of the intergeneration solidarity.
Keywords:
Social ethics, Moral consciousness, Legal consciousness, Intergeneration communication, Historical memory, Patriotism, Discourse on state decorations, Criminal law, Cultural criminology, Collection of orders and decorations