Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Сорвин К.В. Реальность другого Я

Аннотация: Предметом исследования является интерсубъективная природа человеческого Я. Особое внимание уделяется анализу произведений «позднего Фихте», методология которого раскрывается в статье в качестве «абстрактного варианта» подходов к данной проблеме, формировавшихся в отечественных философских и психологических исследованиях ХХ в. Критически разбирается объяснение формирования «идеи другого Я» на основании внешнего опыта, обосновывается взаимосвязь данной идеи с социальной природой сознания. Исследуется вопрос о необходимости изменения представлений об онтологическом статусе символических предметов в рамках рефлексивной теории человека. В статье проведен сравнительный анализ подходов к исследованию интерсубъективной природы человеческого Я, представленных в поздних работах Фихте и отечественных психологов и философов «культурно-исторического» направления. Исследован методологический потенциал введенной М. Шеллером категории «Du-heit» («Ты-йность»), показана ее значимость для исследования символических предметов. Используемая в отечественных психологических (Л.С. Выготский) и философских (Э.В. Ильенков) школах «спинозийская» методология для ее исследования имеет как свои преимущества, так и внутренние пределы. Методология поздних произведений Фихте может служить общей опорой для современных исследований интерсубъективной природы сознания, в том числе, для рефлексивного осмысления природы символических предметов, адекватного понимания существующей в них взаимосвязи материального и идеального начал.


Ключевые слова:

субъект, мышление, анимизм, самосознание, символ, солидарность, отчуждение, духовность, знак, материя

Abstract: The subject of the research is the intersubjective nature of human Self. Special attention is paid to the analysis of the works of 'late Fichte' whose methodology is described by the author of the article as an 'abstract variant' of the approach to this problem first presented in Russian philosophical and psychological researches of the XXth century. In his article Sorvin carries out a critical analysis of the concept of developing the 'idea of the other Self' based on one's external experience and proves the relation of this idea to the social nature of consciousness. The author also studies the question whether it is necessary to change the idea about the ontological status of symbolic items within the framework of the reflexive theory of human. In his article Sorvin performs the comparative analysis of the approaches to studying the intersubjective nature of human Self as it is presented in late Fichte's works and researches of Russian psychologists and philosophers of culture-historical orientation. The researcher also studies the methodological potential of the category 'Du-heit' ('You-being') offered by M. Sheller and emphasizes the importance of this category in examining symbolic items. According to the author, so-called 'Spinozian' methodology used by Russian psychological (L. Vygotsky) and philosophical (E. Ilyenkov) schools have both advantages and disadvantages for studying the aforesaid topic. Meanwhile, the methodology of late Fichte's works creates the general basis for modern researches of the intersubjective nature of consciousness including reflective understanding of the nature of symbolic items and adequate understanding of the relationship between the material and the ideal demonstrated by these symbolic items. 


Keywords:

estrangement, solidarity, symbol, self-consciousness, animism, thinking, subject, spirituality, sign, matter


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – М.: Художественный журнал,1999, с. 23.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.
3. Кант. И. Критика чистого разума. Спб.: Таймаут, 1993,
4. Михайлов Ф.Т. Избранное. – М.: Индрик, 2001.
5. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М.: Наука, 1990.
6. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. – Индрик, 2003.
7. Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах, т. 2, Спб.: Мифрил, 1993
8. Фихте И.Г. Факты сознания // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах, т. 2, Спб.: Мифрил, 1993.
9. Фрейд З. О сновидении // Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. – М.: Просвещение, 1989
10. Шеллер М. Проблемы социологии знания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1983, т.3.
12. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: «Проресс»-«Политика», 1992.
13. Murdock G.P. Culture and society. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1965. 2. Н.В. Стороженко Признаки духа // Педагогика и просвещение.-2011.-4.-C. 58-67. 3. Э. М. Спирова Символ и образ как психологические реальности. // Психология и Психотехника.-2010.-12.-C. 15-21.
References
1. Zhizhek S. Vozvyshennyy ob'ekt ideologii. – M.: Khudozhestvennyy zhurnal,1999, s. 23.
2. Il'enkov E.V. Filosofiya i kul'tura. – M.: Politizdat, 1991.
3. Kant. I. Kritika chistogo razuma. Spb.: Taymaut, 1993,
4. Mikhaylov F.T. Izbrannoe. – M.: Indrik, 2001.
5. Mikhaylov F.T. Obshchestvennoe soznanie i samosoznanie individa. – M.: Nauka, 1990.
6. Mikhaylov F.T. Samoopredelenie kul'tury. Filosofskiy poisk. – Indrik, 2003.
7. Fikhte I.G. Naznachenie cheloveka // Fikhte I.G. Sochineniya v dvukh tomakh, t. 2, Spb.: Mifril, 1993
8. Fikhte I.G. Fakty soznaniya // Fikhte I.G. Sochineniya v dvukh tomakh, t. 2, Spb.: Mifril, 1993.
9. Freyd Z. O snovidenii // Freyd Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo. Sbornik proizvedeniy. – M.: Prosveshchenie, 1989
10. Sheller M. Problemy sotsiologii znaniya. – M.: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2011
11. Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy // Vygotskiy L.S. Sobr. soch. M.: Pedagogika, 1983, t.3.
12. Aron R. Etapy razvitiya sotsiologicheskoy mysli. M.: «Proress»-«Politika», 1992.
13. Murdock G.P. Culture and society. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1965. 2. N.V. Storozhenko Priznaki dukha // Pedagogika i prosveshchenie.-2011.-4.-C. 58-67. 3. E. M. Spirova Simvol i obraz kak psikhologicheskie real'nosti. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-12.-C. 15-21.