Музыка и музыкальная культура
Правильная ссылка на статью:
Савицкая Е.А.
Симфония, инструментальный концерт, concerto grosso в рок-музыке: к вопросам жанровой интерпретации и формообразования
// Человек и культура.
2019. № 6.
С. 216-225.
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.28933 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28933
Аннотация:
Статья посвящена вопросам интерпретации инструментальных жанров академической музыки (concerto grosso, сюита, инструментальный концерт, симфония) в контексте стилевого диалога с роком, начавшегося на рубеже 1960-1970-х годов. В статье анализируются произведения «на стыке» рока и академической музыки, атрибутированные самими авторами (прежде всего рок-музыкантами) как «симфония», «концерт» и т. д. Рассматриваются стилевые особенности, выявляется, что в большинстве случаев на первый план выходят такие характерные для рока способы формообразования и развития музыкального материала, как ритмическое и мелодическое остинато, динамическое нагнетание, тембровое варьирование. Уделяется внимание вопросам единства цикла, интонационных и структурных связей в конкретных произведениях. Методология исследования сочетает музыковедческий и историко-культурологический подходы; автор опирается на труды М. Арановского, Т. Диденко, В. Конен, В. Сырова, А. Цукера и других учёных. В научный оборот вводится новый материал из области рок-музыки («Симфония для семи исполнителей» и «Концерт для пишущей машинки ре мажор» In Spe, «Concerto Grosso №1» Kostarev Group и др.), уточняются особенности жанровой интерпретации известных сочинений («Concerto for Group and Orchestra» Deep Purple). Делается вывод о том, что композиционные принципы рок-музыки и сам её звуковой материал сопротивляются «диалектичности» классического сонатного allegro, хотя функциональная нагрузка частей сонатно-симфонического цикла во многих случаях сохраняется. При этом важное значение получают доклассические типы многочастной композиции и связанные с ними принципы концертирования, контраста, игры.
Ключевые слова:
сюита, стиль, жанр, рок-музыка, сонатно-симфонический цикл, concerto grosso, симфония, концерт, музыкальная форма, прогрессив-рок
Abstract:
This article is dedicated to the questions of interpretation of instrumental genre in art music (concerto grosso, suite, instrumental music concert, symphony) in the context of stylistic dialogue with rock music started at the turn of the 1960’s – 1970’s. The compositions “at the intersection” of rock and art music, attributed by the composers (primarily rock musicians) as “symphony”, “concert”, etc. are analyzed. The author explores the stylistic peculiarities, and determines that in most cases the methods of formation and development of musical content characteristic to the rock music, such as rhythmic and melodic ostinato, dynamic pick up, and timbre variation, come to the fore. Attention is given to the questions of the unity of cycle, intonation and structural lings in the particular musical compositions. Research methodology combines the musicological and historical-culturological approaches; leans on the works of M. Arnovsky, T. Didenko, V. Konen, V. Syrov, A. Ysuker and other scholars. The author introduces into the scientific discourse new material from the field of rock music (In Spe - Typewriter Concerto in D Major, Kostarev Group – Concerto Grosso #1); determines the specificities of genre interpretation of the famous pieces (Deep Purple – Concerto for Group and Orchestra). The conclusion is made that the compositional principles of rock music and the sound material withstand the “dialecticity” of the classical sonata allegro, although the functional load of the parts of sonata-symphonic cycle retains most of the time. However, the pre-classical types of multi-frequency composition and the related principles of concentration, contrast and playing acquire an important meaning.
Keywords:
progressive rock, music form, suite, style, genre, rock music, sonata-symphonic cycle, concerto grosso, symphony, concerto