Правильная ссылка на статью:
Гамалей С.Ю..
Забытое имя талантливого актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича (Моисей Ефимович Желковер)
// Человек и культура.
2024. № 5.
С. 66-76.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.5.44220 EDN: BEJSOI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=44220
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
EDN: BEJSOI
|
Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой осуществляемой в РФ культурной политики, согласно которой культура возведена в ранг национальных приоритетов. Таким образом, в процессе реализации «Стратегии национальной политики РФ» необходимо учитывать накопленный исторический опыт. Именно поэтому целью работы стало исследование творчества актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича – М. Е. Желковера. Этот талантливый актер работал в БирГОСЕТе на протяжении всего периода его существования: со дня основания в 1934 г. по 1949 г., когда в связи с изменением национальной политики в отношении еврейской диаспоры все еврейские театры СССР были закрыты. На основе анализа архивных документов, автор раскрыл отдельные факты биографии Моисея Ефимовича, особенности его творческой и общественно-политической жизни. Анализ статей периодических изданий помог изучить отдельные творческие работы актера в разных постановках еврейского театра. Новизна исследования заключается в том, что биография и творчество данного актёра не являлось предметом исследования советских и российских авторов, как и деятельность других членов актерской труппы театра, поскольку советская политика в отношении еврейской диаспоры не единожды меняла свой вектор. Ликвидация еврейского театра г. Биробиджана в 1949 г. привела к тому, что некоторое актеры были репрессированы (Ф. Аронес), иные уехали из ЕАО и продолжили работу в других театрах страны (Е. Гельфанд), судьба третьих, таких как М. Желковер, неизвестна. В заключение автор приходит к выводу о неразрывной связи актера М. Желковера с БирГОСЕТом, работа в котором способствовала формированию его собственного творческого стиля. В то же время автор статьи выражает сожаление о невозможности проследить судьбу артиста после расформирования еврейского театра г. Биробиджана.
Ключевые слова:
еврейский театр, Моисей Желковер, Еврейская автономная область, Сендер Бланк, еврейские актеры, Яков Розенфельд, Борис Миллер, Уриель Акоста, Семья Овадиc, Биробиджанская звезда
Abstract:
The relevance of the research topic is due to the specifics of the cultural policy implemented in the Russian Federation, according to which culture is elevated to the rank of national priorities. Thus, in the process of implementing the "National Policy Strategy of the Russian Federation", it is necessary to take into account the accumulated historical experience. That is why the purpose of the work was to study the creativity of the actor of the Birobidzhan State Jewish Theater named after L. Kaganovich – Moses Efimovich Zhelkover. This talented actor worked in BIRGOSET throughout the entire period of its existence: from the day of its foundation in 1934 to 1949, when, due to a change in national policy towards the Jewish diaspora, all Jewish theaters of the USSR were closed. Based on the analysis of archival documents, the author revealed some facts of the biography of Moses Efimovich, the peculiarities of his creative and socio-political life. The analysis of the articles of periodicals helped to study the individual creative works of the actor in different productions of the Jewish theater. The novelty of the research lies in the fact that the biography and creativity of this actor was not the subject of research by Soviet and Russian authors, as well as the activities of other members of the theater's acting troupe, since Soviet policy towards the Jewish diaspora has changed its vector more than once. The liquidation of the Jewish theater of Birobidzhan in 1949 led to the fact that some actors were repressed (F. Arones), others left the EAO and continued to work in other theaters of the country (E. Gelfand), the fate of the third, such as M. Zhelkover is unknown. In conclusion, the author comes to the conclusion that the actor M. Zhelkover is inextricably linked with BIRGOSET, whose work contributed to the formation of his own creative style. At the same time, the author of the article regrets the inability to trace the fate of the artist after the disbanding of the Jewish theater of Birobidzhan.
Keywords:
Birobidzhan Star, Ovadis Family, Uriel Acosta, Boris Miller, Yakov Rosenfeld, Jewish actors, Sender Blank, Jewish Autonomous Region,, Moisei Zhelkover,, Jewish Theater