Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Забытое имя талантливого актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича (Моисей Ефимович Желковер)

Гамалей Софья Юрьевна

ORCID: 0000-0001-6401-1663

кандидат исторических наук

доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России

680030, Россия, г. Хабаровск, пер. Дзержинского, 20, оф. 45

Gamalei Sof'ya Yur'evna

PhD in History

Department of State Legal Disciplines, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

680030, Russia, Khabarovsk, lane. Dzerzhinsky, 20, of. 45

s.u.gamaley@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.5.44220

EDN:

BEJSOI

Дата направления статьи в редакцию:

05-10-2023


Дата публикации:

01-11-2024


Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена спецификой осуществляемой в РФ культурной политики, согласно которой культура возведена в ранг национальных приоритетов. Таким образом, в процессе реализации «Стратегии национальной политики РФ» необходимо учитывать накопленный исторический опыт. Именно поэтому целью работы стало исследование творчества актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича – М. Е. Желковера. Этот талантливый актер работал в БирГОСЕТе на протяжении всего периода его существования: со дня основания в 1934 г. по 1949 г., когда в связи с изменением национальной политики в отношении еврейской диаспоры все еврейские театры СССР были закрыты. На основе анализа архивных документов, автор раскрыл отдельные факты биографии Моисея Ефимовича, особенности его творческой и общественно-политической жизни. Анализ статей периодических изданий помог изучить отдельные творческие работы актера в разных постановках еврейского театра. Новизна исследования заключается в том, что биография и творчество данного актёра не являлось предметом исследования советских и российских авторов, как и деятельность других членов актерской труппы театра, поскольку советская политика в отношении еврейской диаспоры не единожды меняла свой вектор. Ликвидация еврейского театра г. Биробиджана в 1949 г. привела к тому, что некоторое актеры были репрессированы (Ф. Аронес), иные уехали из ЕАО и продолжили работу в других театрах страны (Е. Гельфанд), судьба третьих, таких как М. Желковер, неизвестна. В заключение автор приходит к выводу о неразрывной связи актера М. Желковера с БирГОСЕТом, работа в котором способствовала формированию его собственного творческого стиля. В то же время автор статьи выражает сожаление о невозможности проследить судьбу артиста после расформирования еврейского театра г. Биробиджана.


Ключевые слова:

еврейский театр, Моисей Желковер, Еврейская автономная область, Сендер Бланк, еврейские актеры, Яков Розенфельд, Борис Миллер, Уриель Акоста, Семья Овадиc, Биробиджанская звезда

Abstract: The relevance of the research topic is due to the specifics of the cultural policy implemented in the Russian Federation, according to which culture is elevated to the rank of national priorities. Thus, in the process of implementing the "National Policy Strategy of the Russian Federation", it is necessary to take into account the accumulated historical experience. That is why the purpose of the work was to study the creativity of the actor of the Birobidzhan State Jewish Theater named after L. Kaganovich – Moses Efimovich Zhelkover. This talented actor worked in BIRGOSET throughout the entire period of its existence: from the day of its foundation in 1934 to 1949, when, due to a change in national policy towards the Jewish diaspora, all Jewish theaters of the USSR were closed. Based on the analysis of archival documents, the author revealed some facts of the biography of Moses Efimovich, the peculiarities of his creative and socio-political life. The analysis of the articles of periodicals helped to study the individual creative works of the actor in different productions of the Jewish theater. The novelty of the research lies in the fact that the biography and creativity of this actor was not the subject of research by Soviet and Russian authors, as well as the activities of other members of the theater's acting troupe, since Soviet policy towards the Jewish diaspora has changed its vector more than once. The liquidation of the Jewish theater of Birobidzhan in 1949 led to the fact that some actors were repressed (F. Arones), others left the EAO and continued to work in other theaters of the country (E. Gelfand), the fate of the third, such as M. Zhelkover is unknown. In conclusion, the author comes to the conclusion that the actor M. Zhelkover is inextricably linked with BIRGOSET, whose work contributed to the formation of his own creative style. At the same time, the author of the article regrets the inability to trace the fate of the artist after the disbanding of the Jewish theater of Birobidzhan.


Keywords:

Jewish Theater, Moisei Zhelkover,, Jewish Autonomous Region,, Sender Blank, Jewish actors, Yakov Rosenfeld, Boris Miller, Uriel Acosta, Ovadis Family, Birobidzhan Star

Введение

Сложная внешнеполитическая ситуация, возникшая между Российской Федерацией и иными, ранее дружественными государствами, может привести к обострению межнациональных конфликтов. Именно поэтому в рамках реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ» необходимо обратиться к историческому опыту ее проведения советским государством в 1920–1930-е гг., когда на территории Дальнего Востока была создана Еврейская автономная область как один из вариантов решения еврейского вопроса. И хотя причины создания данной территориальной единицы в историографии носят дискуссионный характер, такие исследователи, как Ф. Н. Рянский, А. М. Мелихов не отрицают наличия «политической воли» как главного фактора строительства Биробиджана [1; 2]. Кроме того, изучая особенности переселенческой политики на Дальний Восток, Ю. В. Пикалов, Н. Н. Платунов, а также И. В. Нам отмечают мирный характер переселения евреев, когда были задействованы не методы насилия, а убеждения и пропаганды – идеи строительства отдельной территориальной единицы [3-5]. При этом никто из исследователей не отрицает того факта, что в 1930-е г. на новой территории будущей Еврейской автономной области создавались условия для качественного развития еврейской культуры [6; 7]. Так, одновременно с выходом Постановления о создании ЕАО в г. Биробиджане начал свою работу Еврейский государственный театр. Его деятельность являлась предметом исследования Б. Котлермана [8-14], В. С. Гуревича [15; 16] и Е. И. Кудиша [17]. Однако, занимаясь изучением истории создания и творчества еврейского коллектива, исследователи не уделяли должного внимания людям, которые работали на подмостках данного театра. Актеры и режиссеры, которые с первых дней творили на сцене театра, жили в ЕАО и любили свой город Биробиджан.

Одним из таких людей был актер Биробиджанского государственного еврейского театра – Моисей Ефимович Желковер. Его творческая жизнь началась задолго до образования Еврейской автономной области. Однако национальная политика советской власти в отношении еврейского народа, создание ЕАО было встречено Моисеем Ефимовичем положительно, именно поэтому он в составе первой еврейской труппы поехал в Биробиджан и на протяжении всех лет существования театра, до 1949 г., работал на его подмотках.

Начало творческого пути М. Желковера

Моисей Желковер родился в Польше в бедной еврейской семье. Уже с детства он чувствовал свое влечение к театру. В молодости Моисей знакомился с хористами из местного, варшавского еврейского коллектива и таким образом получал доступ за кулисы. Позднее, около 1906 г., он сумел создать свой небольшой самодеятельный коллектив из таких же энтузиастов, как он сам. Не обладая достаточным опытом сценических постановок, М. Желковер и его небольшая труппа пытались просто копировать виденное на сцене профессиональных театров и показывать это публике (см.: Гейман, Б. 30 лет на сцене // Биробиджанская звезда. 1940. 29 декабря. С. 4). Подражая взрослым актерам того времени, юные любители искусства также разъезжали по ближним местечкам и, где могли, давали представления. Денег для этих поездок у них не было, поэтому они добирались к назначенному месту поодиночке, кто как мог. Насколько успешными были эти постановки или их можно назвать низкопробным балаганным жанром [18. C. 26], сказать сложно, так как каких-либо упоминаний о данных любительских спектаклях не сохранилась. Но стоит отметить, что режиссером этой самодеятельной труппы был Моисей Ефимович Желковер.

Лишь в 1910 г. ему удалось поступить в профессиональный еврейский театр Рашеля. На первых порах ему приходилось играть самые маленькие роли, за небольшое вознаграждение. Именно это заставляло актера работать у заготовщика и лишь урывками посещать репетиции, а по вечерам участвовать в выступлениях. Именно эти трудности свидетельствовали, насколько сложно в дореволюционный период было еврейскому актеру добиться признания. Еврейские коллективы существовали всегда, но из-за гонений на евреев вынуждены были играть под вывеской еврейско-немецкого театра.

В 1911 г. Моисей поступил в труппу Юлиса Адлера и Липковского, так началась кочевая жизнь молодого актера. В новом коллективе М. Желковер надеялся выдвинуться, поэтому он постоянно совершенствовал свое дарование, но вместо исполнения настоящих ролей антрепренеры заставляли его распевать песенки в низкопробных пьесках. Такая работа тяготила М. Желковера, но любовь к театру не позволяла ему бросить профессию. Поэтому через год, оказавшись в Вильно, он переходит в труппу Генфера, репертуар которой был более содержательным и культурным. Здесь ему поручают такие видные роли, как король Клавдий в «Гамлете» (В. Шекспир), де Сантос в «Уриель Акоста» (К. Гуцков) и др. Однако в связи с начавшейся Первой мировой войной труппа распалась (см.: Гейман, Б. 30 лет на сцене // Биробиджанская звезда. 1940. 29 декабря. С. 4), Моисей вновь оказался без работы. Период с 1914 по 1934 гг. был одним из сложных периодов в его актерской деятельности. На протяжении фактически 20 лет он работал в различных творческих коллективах. Из наиболее успешных в его деятельности сам актер считал работу в труппе еврейской актрисы Эстер-Рохл Каминской, работающей на Украине. Данный коллектив ставил пьесы западно-европейских и еврейских писателей. Здесь М. Желковер проработал три года и получил огромный творческий опыт, который помог ему укрепиться как профессионалу. После установления советской власти актер работал в различных еврейских труппах страны.

В 1934 г. он вместе с первой группой актеров он приезжает в образованную Еврейскую автономную область [17. С.23], фактически становится одним из основателей Биробиджанского государственного театра, так как в отличие от молодых актеров обладал должным уровнем профессионализма и мог поделиться накопленными знаниями актерской профессии.

М. Желковер и еврейский театр г. Биробиджана

За годы работы в театре артист сумел обрести свою вторую творческую юность. Работая с молодежью, по его же словам в интервью газете «Биробиджанская звезда», он сам молодел. Но как старший и один из ведущих актеров именно он играл в спектаклях театра ведущие роли. Он создавал образы Менаше Вандерстратен в спектакле «Уриель Акоста», Авром Овадиса в спектакле «Семья Овадис» (см.: Гейман, Б. 30 лет на сцене // Биробиджанская звезда. 1940. 29 декабря. С. 4). Его игре, как отмечали в своих статьях журналисты, был присущ подлинный реализм. Именно за качественное исполнение ролей артиста любил еврейский зритель Биробиджана.

Естественно, что условия жизни в советский период стимулировали актера к занятию не только профессиональной деятельностью, но и к активной общественной работе. Во время гастролей М. Желковер, как и все актеры театра, активно помогал самодеятельным кружкам профессиональными советами, проводил беседы на актуальные темы того периода, например, о Конституции 1937 г. А в 1940 г. он вступил в ряды партии большевиков (см.: Гейман, Б. 30 лет на сцене // Биробиджанская звезда. 1940. 29 декабря. С. 4).

О том, что Моисея Желковера знали и любили в Биробиджане, свидетельствует организованный в январе 1941 г. праздник в честь тридцатилетия сценической деятельности актера.

Подарком от юбиляра стал спектакль «Сендер Бланк», в котором М. Желковер исполнил главную роль.

Произведения Шолом-Алейхема всегда являлись неисчерпаемым источником для еврейского советского театра. «Сендер Бланк» – один из первых романов писателя. Это поистине драматическое произведение изначально как бы создано для сцены. Недаром мы читаем в подзаголовке к главам этого романа: «Занавес поднят, и комедия начинается», «Здесь начинается настоящая игра, в которой актеры могут показать все свое искусство» (см.: Миллер Б. Сендер Бланк // Биробиджанская звезда. 1940. 5 мая. С. 4).

И действительно, в этом спектакле актеры имели все возможности полностью раскрыть себя. Им даже не надо было придумывать что-то свое. Текст Шолом-Алейхема являлся лучшим руководством для них. Возможно поэтому инсценировать данное произведение для любого театра и трудно и легко, так как, с одной стороны, данное произведение необходимо сократить, что неминуемо ведет к превращению романа в пьесу, с другой стороны – легкость заключалась в том, что даже при его сокращении стиль данного произведения сохранялся.

В Биробиджанской инсценировке, как писали журналисты газеты «Биробиджанская звезда», можно было увидеть, что режиссер сохранил лишь сюжетную линию романа. А актеры, играющие главные роли, должны были в большей мере исходить из широких характеристик, которые даются ролям автором. Это прежде всего Сендер Бланк, Ревекка, Осип Земель, в меньшей мере – жена Сендера Мия-Хая, Соня, Марк.

В центре пьесы – жадный, грубый богач Сендер Бланк, которого Шолом-Алейхем еще в прошлом столетии показал во всем его обличии и сумел разоблачить его своим уничтожающим сатирическим словом, выражая этим глубочайшую народную ненависть. Вокруг главного героя – члены его семьи, они теснейшими узами связаны с ним. Но это не узы родства, семейной дружбы – это лишь пустой звук, единственное, что их связывает – это деньги, наследство Сендера Бланка. Драматическое действие находит в постановке соответствующее равновесие в том, что параллельно среде Сендара и его семьи показана другая среда – слуги Фройки и людей кухни. Эти две силы противопоставлены друг другу.

Постановку данного спектакля осуществил режиссер М. И. Фридман. Как и М. Желковер, Михаил Фридман работал в театре с момента его основания. Достоинство его режиссерской работы в этом спектакле состояло в том, что действие было не перегружено никакими режиссерскими выдумками. Это действительно был реалистичный спектакль, в ходе которого зритель целиком был захвачен действием, происходящим на сцене.

Главная роль в спектакле сыграл юбиляр и она особо ему удалась. В образе Сендера Бланка М. Желковер воплотил естественные краски для реалистичного изображения богача, чей девиз – «Береги рубль, и будешь человеком». Он типичный человек рубля, который даже на смертном одре не забывает спросить у слуги 2 руб. 40 коп. сдачи. При этом в этой роли артист смог избежать малейшего шаржа, и именно в его естественной игре, писали журналисты, «этот обожравшийся буржуа предстает во всем своем безобразии героя той эпохи и того общества, где были возможны такие сцены», о которых Шолом-Алейхем писал в романе «Пусть бог даст более веселые и более приятные сцены в нашей жизни» (см.: Миллер Б. Сендер Бланк // Биробиджанская звезда. 1940. 5 мая. С. 4).

29 декабря 1940 г. состоялась постановка пьесы с участием юбиляра в главной роли. Зрители тепло и сердечно приветствовали появление актера на сцене. После второго акта состоялась чествование юбиляра. «Его приветствовал уполномоченный комитета по делам искусств при облисполкоме ЕАО тов. Гофунг и тов. Этин – от областной и городской парторганизаций, тов. Сарашевский от облисполкома, тов. Красильникова – от комитета по делам искусств при крайисполкоме и Всероссийского театрального общества, Б. Миллер – от Биробиджанской группы писателей, тов. Колина – от коллектива театра» (Релимин Б. Юбилей актера М. Желковера // Биробиджанская звезда. 1941. 3 января. С. 4). Выступающие поздравили М. Желковера, преподнесли адреса и подарки. Кроме того, на вечере было оглашено решение исполкома областного совета депутатов трудящихся о награждении М. Желковера грамотой облисполкома и премировании его двухмесячным окладом, а также предоставлении ему новой квартиры, что естественно свидетельствовало о признании заслуг актера перед еврейской автономной областью (Релимин Б. Юбилей актера М. Желковера // Биробиджанская звезда. 1941. 3 января. С. 4).

Кроме того, на вечере были зачитаны приветственные телеграммы от театральных коллективов артистов, писателей из Москвы, Одессы, Киева, Минска и других городов, где находились еврейские театры. В заключительной части вечера юбиляр выступил с ответным словом. Он горячо поблагодарил общественность области за оказанную честь и обещал оправдать ее в дальнейшей работе (Релимин Б. Юбилей актера М. Желковера // Биробиджанская звезда. 1941. 3 января. С. 4).

1. Данное обещание актер сдержал. Период 1941–1945 г. был сложным для всей советской страны. В условиях начавшейся Великой Отечественной войны некоторые театральные коллективы были закрыты. Так, например, русская труппа, существовавшая при Еврейском государственном театре им. Л. Кагановича, была ликвидирована. Но сам театр продолжил свою работу. В новых условиях появились литературные произведения, посвященные подвигам народа в годы войны. К одним из таких работ можно отнести пьесу биробиджанского писателя Г. Рабинкова «В горах Крыма», в которой автор раскрывал тему борьбы еврейского народа с фашизмом. Именно эту пьесу решил поставить коллектив еврейского театра в 1943 г., одну из ролей в которой (руководителя партизанского отряда) сыграл М. Желковер. Сюжет пьесы прост: на территории Крыма живут обычные люди разных национальностей, живут дружно. Однако начинается война, молодежь уходит на фронт, женщины и старики трудятся для фронта, но враг близок, и евреи уходят в горы, организуют партизанский отряд и начинают активно бороться с оккупантами. Пьесу отличала колоритность многих созданных автором фигур, индивидуализированный язык героев, умелое использование юмора, помогающего местами разрядить тяжелую, гнетущую атмосферу нависшей над героями смертельной опасности. Перед режиссером Я. И. Розенфельдом стояла сложная задача – создать первый спектакль об участии евреев в боях за Родину, раскрыв при этом национальное своеобразие характеров участников этой борьбы, создать еврейский национальный спектакль об Отечественной войне. И режиссеру, по мнению журналистов, это удалось, чему естественно содействовала удачная игра актеров, в том числе и образ руководителя партизанского отряда Дайхеса, которого сыграл М. Желковер. Он сумел создать убедительный внешний рисунок роли. Хотя свои возможности, писали журналисты газеты «Биробиджанская звезда», артист М. Желковер полностью не использовал. Так, например неясным в процессе спектакля остался вопрос, в силу каких внутренних качеств именно он, а не кто-либо другой является главой партизанского отряда. Под хорошо изображаемым внешним спокойствием актеру не хватило внутренней взволнованности, которая могла бы увлечь зрителя, заставить поверить в силу его внутреннего образа (Риттер Д. В горах Крыма // Биробиджанская звезда. 1943. 29 июня. С. 3).

Сам спектакль, несмотря на имеющиеся недостатки, был тепло принят зрителем, как и другие спектакли, поставленные коллективом в эти годы, такие как «Бедно, но весело», «Урок жизни».

Окончание Великой Отечественной войны еврейский коллектив встретил на гастролях в Казахстане. По возвращении театр продолжил свою работу, в его коллективе по-прежнему работал актер Моисей Желковер. За период 1945–1949 г. артист играл во многих новых спектаклях: «Остров мира» (Е. Петров), «Красный галстук» (С. Михалков), «Московский характер» (А. Сафронов), а также во вновь включенных в репертуар – «Восстание в Гетто» (П. Маркиш), «200000» (Шолом-Алейхем).

Однако в конце 1940-х гг. национальная политика советского государства в отношении еврейского народа изменилась. Вследствие этого в СССР начинается закрытие еврейских государственных театров (Государственный архив еврейской автономной области (ГАЕАО). Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 296. Л.5).

Так, 22 октября 1949 г. выходит распоряжение Совета Министров РСФСР за № 2835 «О ликвидации Биробиджанского государственного еврейского театра им. Кагановича». В декабре 1949 г. во дворе областной библиотеки им. Шолом-Алейхема были уничтожены произведения репрессированный еврейских литераторов: Д. Бергельсона, Л. Квитко, Д. Гофштейна, П. Маркиша. Одновременно были уничтожены и иные документы, рассказывающие о создании уникальной территориальной единицы – Еврейской автономной области (ГАЕАО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 20. л. 3; 7).

Заключение

После закрытия театра судьба многих актеров и режиссеров закончилась трагически. Многие видные деятели Биробиджана – писатели, поэты, актеры, журналисты были арестованы. Так, например репрессиям подвергся коллега М. Желковера – Файвиш Львович Аронес. В то же время некоторые актеры театра, такие как Е. Л. Гельфанд, И.М. Колин (Гросс), смогли покинуть Дальний Восток и работать в других творческих коллективах страны. Их путь уже являлся предметом наших исследований в отдельных статьях [19; 20].

Но как сложилась жизнь Моисея Желковера, после закрытия еврейского театра, обнаружить не удалось, как и сведений о том, что он подвергся репрессиям. Архивные материалы фонда 148 Государственного архива ЕАО отражают историю Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича, и в нем упоминаются лишь списки сотрудников театра. Их биографию можно воссоздать, только обратившись к региональной прессе, материалы которой мы использовали в данной работе. Однако информацию об актерах и режиссерах биробиджанского театра можно найти в личных фондах архива, разрешение для работы с которыми можно получить только с согласия оставшихся у актера родных. Именно дальнейшим поиском родственников актера, а также материалов из воспоминаний его коллег, для уточнения отдельных фактов биографии, а также с целью анализа его деятельности после ликвидации БирГОСЕТА является перспективным проектом нашей дальнейшей научной работы.

Таким образом, жизнь Моисея Желковера, который 15 лет проработал в Еврейском государственном театре г. Биробиджана, связав с ЕАО свою судьбу, показывает, насколько уникальные люди жили и работали на Дальнем Востоке, как они развивали свой регион, свою культуру. Их биография отражала особенности культурной и национальной политики советского государства. А через призму их творчества можно изучить актуальные проблемы, стоящие перед советской страной в исследуемый период. Именно этим объясняется интерес к жизни и творчеству людей, внесших свой вклад в развитие культуры, которые могут стать примером для современной молодежи.

Библиография
1. Мелихов А. М. Биробиджан-земля обетованная. – М.: Текст, 2009. – 286 с.
2. Еврейская автономная область / под ред. Ф. Н. Рянского. – Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1992. – 160 с.
3. Пикалов Ю. В. Переселенческая политика и изменения социально-классового состава населения Дальнего Востока РСФСР (ноябрь 1922 – июнь 1941). Хабаровск: ХГПУ, 2003. – 212 с.
4. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе. – Томск: Крларетинаум, 2009. – 50 с.
5. Платунов Н. Н. Переселенческая политика Советского государство и ее осуществление в СССР (1917–1941). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1976. – 283 с.
6. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев в СССР. – М.: ОЗЕТ, 1934. – 7 с.
7. Альбертон М. Биро-биджан. М.: Текст, 2016. – 74 с.
8. Котлерман Б. «Идишизация» территории ЕАО: переселенческие поселки и колхозы на карте области // Гуманитарные науки. – 2008. – № 1. – С. 67–72.
9. Котлерман Б. К истории закрытия государственных еврейских театров в СССР: дело Биробиджанского ГОСЕТ им. Кагановича в 1949–1951 гг. // Вестник еврейского университета. – 2005. – №10. - С. 144–152.
10. Kotlerman B. Positivist romanticism on the Soviet Jewish Stage: Moyshe Goldblat ’s New Yiddish Theatre (1937–1938) // Aschkenas. – 2014. – Vol. 24, iss. 1. – P. 101–127.
11. Kotlerman B., Katsman R. Around the point: studies in jewish literature and culture in multiple languages // Aschkenas. – [S. l.]: Bar Ilan University, January, 2014. – P. 47–59.
12. Kotlerman B. Dreams of Nationhood: American Jewish Communists and the Soviet Birobidzhan Project, 1924–1951 by Henry Felix Srebrnik // Aschkenas. – [S. l.]: Bar Ilan University, 2011. – P. 26–38.
13. Kotlerman B. In Search of milk and honey: the theater of "Soviet Jewish statehood" (1934–1949) // Aschkenas. – [S. l.]: Bar Ilan University, 2009. – P. 68–81.
14. Kotlerman B. Jewish Studies in the Far East // Mizrekh. – New York: Peter, 2009. – P. 39–54.
15. Гуревич В. С. Еврейская автономная область: из истории заселения и административно-территориального устройства // Региональные проблемы. – 2017. – № 2. – С. 79–83.
16. Гуревич В. С. Еврейская автономная область: из прошлого в настоящее. – М.: Омега –пресс. 2020. – 524 с.
17. Кудиш Е. И. Театральный Биробиджан. – Биробиджан, 1996. – 90 с.
18. Каштанюк В. А. Особенности этнической истории евреев в ЕАО. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2009. – 63 с.
19. Гамалей С. Ю. Ф. Л. Аронес-актер Еврейского театра им. Кагановича г. Биробиджана // Культура и цивилизация. – 2021. – Т. 11, № 3-1. – С. 5–12.
20. Гамалей С. Ю. Творческая жизнь Е. Л. Гельфанда – актера и режиссера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2023. – Т. 29, № 3. – С. 89–99.
References
1. Melikhov, A.M. (2009). Birobidzhan-the Promised Land. Moscow: Text.
2. Ryansky, F.N., ed. (1992). Jewish Autonomous Region. Birobidzhan: IKARP FEB RAS.
3. Pikalov, Yu.V. (2003). Resettlement policy and changes in the social class composition of the population of the Far East of the RSFSR (November 1922 June 1941). Khabarovsk: KhSPU.
4. Nam, I.V. (2009). National minorities of Siberia and the Far East at a historical turning point. Tomsk: Krlaretinaum.
5. Platunov, N.N. (1976). Resettlement policy of the Soviet state and its implementation in the USSR (1917–1941). Tomsk: Publishing house Tomsk University.
6. Kantor, Y. (1934). National construction among Jews in the USSR. Moscow: OZET.
7. Alberton, M. (2016). Biro-bidzhan. Moscow: Text.
8. Kotlerman, B. (2008). “Yiddishization” of the territory of the JAO: resettlement villages and collective farms on the map of the region. Humanities, 1, 67–72.
9. Kotlerman, B. (2005). On the history of the closure of state Jewish theaters in the USSR: the case of the Birobidzhan GOSET named after. Kaganovich in 1949–1951. In Bulletin of the Jewish University, 10, 144–152.
10. Kotlerman, B. (2014). Positivist romanticism on the Soviet Jewish Stage: Moyshe Goldblat’s New Yiddish Theater (1937–1938). In Aschkenas. [S. l.]: Bar Ilan University, 101–127.
11. Kotleman, B. & Katsman, R. (2014). Around the point: studies in Jewish literature and culture in multiple languages. In Aschkenas. [S. l.]: Bar Ilan University, January, 47–59.
12. Kotlermann, B. (2011). Dreams of Nationhood: American Jewish Communists and the Soviet Birobidzhan Project, 1924–1951 by Henry Felix Srebrnik. In Aschkenas. [S. l.]: Bar Ilan University, 26–38.
13. Kotleman, B. (2009). In Search of milk and honey: the theater of “Soviet Jewish statehood” (1934–1949). In Aschkenas. [S. l.]: Bar Ilan University, P. 68–81.
14. Kotlerman, B. (2009). Jewish Studies in the Far East. In Mizrekh, 39–54. New York: Peter.
15. Gurevich, V.S. (2017). Jewish Autonomous Region: from the history of settlement and administrative-territorial structure. In Regional problems, 2, 79–83.
16. Gurevich, V.S. (2020). Jewish Autonomous Region: from the past to the present. Moscow: Omega-press. (In Russian).
17. Kudish, E.I. (1996). Theatrical Birobidzhan. Birobidzhan.
18. Kashtanyuk, V.A. (2009). Features of the ethnic history of Jews in the Jewish Autonomous Region. Birobidzhan: Publishing House DVGSGA.
19. Gamaley, S.Yu. (2021). F.L. Arones – actor of the Jewish Theater. Kaganovich, Birobidzhan. In Culture and civilization, 11(3-1), 5–12.
20. Gamaley, S.Yu. (2023). The creative life of E. L. Gelfand – actor and director of the Birobidzhan State Jewish Theater named after. L. Kaganovich. In News of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture, 29(3), 89–99.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье («Забытое имя талантливого актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича (Моисей Ефимович Желковер)») является творческая биография актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича Моисея Ефимовича Желковера (даты жизни не установлены), что отражено в заголовке. На пересечении микросоциологии и региональной истории повседневности автор смело выбирает ракурс отражения культурной и национальной политики Советского государства 1920-1940-х гг. в биографии актера. Жанр биографического очерка выбран автором для проблематизации «белых пятен» в истории Биробиджанского государственного еврейского театра им. Кагановича, которая, безусловно, должна собой представлять сумму событий из жизни людей, внесших свой вклад в развитие региональной театральной культуры.
Сильной стороной выбранного жанра является комплексная реконструкция отраженной в эпистолярных источниках творческой биографии Моисея Ефимовича.
Отсутствие же перспективной программы дальнейших исследований является слабой стороной статьи. Пока автор не обозначил перспективы дальнейших исследований, цель проблематизации темы нельзя считать достигнутой. Поэтому рецензент рекомендует автору усилить итоговый вывод: 1) оценкой новизны достигнутого результата; 2) перспективными задачами дальнейшего исследования и необходимым для их решения инструментарием (комплексом научных методов). Одной из критически важных задач, как следует их представленного материала, является установление наиболее значимых биографии М. Е. Желковера дат: рождения и смерти. Для решения такой задачи, конечно же, нужно обозначить комплекс поисковых работ: определить ближний круг актера (родственники, коллеги, друзья) с целью интервьюирования ныне живущих из них или расширения охвата архивных и других письменных источников, связанных с реконструкцией оставшихся «белых пятен» и пр.
В целом, рецензент может заключить, что для актуализации проблемы восстановления биографии одного из видных актеров Биробиджанского государственного еврейского театра им. Кагановича, работавшего в театре с момента организации вплоть до 1949 г., автор раскрыл предмет исследования на достаточном уровне. Однако научная ценность полученного результата недостаточно ясна. Научная проблема актуализируется, как правило, для дальнейшего её решения с помощью научного поиска. Именно этому, на взгляд рецензента, должен быть посвящен итоговый вывод в статье.
Методология исследования базируется на обобщении эпистолярных источников с целью реконструкции известной творческой биографии актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича Моисея Ефимовича Желковера на основе историко-биографического метода. Мсте с тем, как отмечено выше, автор не указал с какой целью актуализирована научная проблема восстановления известной творческой биографии актера. Автору необходимо во введении или в заключении конкретно обозначить научную новизну достигнутого им результата (вклад в науку) и перспективы дальнейших исследований, раскрывающиеся по факту полученного результата.
Актуальность темы автор поясняет необходимостью обратиться к историческому опыту национальной и культурной политики Советского государства в 1920–1930-е гг., когда на территории Дальнего Востока была создана Еврейская автономная область как один из вариантов решения еврейского вопроса. Вместе с тем, автор затрагивает более широкий исторический промежуток с 1906 г. по 1949 г., обусловленный известной биографией М. Е. Желковера. Рецензент отмечает, что актуальность подобных исследований на пересечении микроистории и микросоциологии ценно не только в плане формирования научных представлений влияния государственной политики на жизнь отдельного человека, но и в плане раскрытия истинной субъектности исторического процесса, которую составляет труд человека.
Научная новизна представленной на рецензирование статьи, состоящая в обобщении автором различных эпистолярных источников, сомнений не вызывает, но рецензент отмечает, что необходима авторская оценка новизны достигнутого им результата, на основе которой возможна более корректная его верификация.
Стиль текста в целом выдержан научный, хотя в некоторых суждениях требуется авторская корректировка согласования слов в предложениях (например, «В 1934 г. он вместе с первой группой актеров он приезжает в…», «В декабре 1949 г. во дворе областной библиотеки им. Шолом-Алейхема сожгли произведения репрессированный еврейских литераторов…»). Структура статьи в целом отражает логику изложения результатов научного исследования, но, как отмечено выше, содержание введения и заключения следует методически усилить.
Библиография отражает предметную область исследования на минимальном уровне (не отражает работу автора с архивными источниками и текущее состояние исследованности темы в научной литературе за последние 3-5 лет); оформление требует корректировки с учетом требования редакции и ГОСТа (см. https://nbpublish.com/e_ca/info_106.html)
Апелляция к оппонентам вполне корректна и достаточна.
После небольшой доработки статья, без сомнений, будет представлять интерес для читательской аудитории журнала «Человек и культура».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Забытое имя талантливого актера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича (Моисей Ефимович Желковер)», в которой проведено исследование творческой биографии и судеб людей, стоявших у истоков развития культуры советского Дальнего Востока.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что сложная внешнеполитическая ситуация, возникшая между Российской Федерацией и иными, ранее дружественными государствами, может привести к обострению межнациональных конфликтов. Именно поэтому автор считает необходимым обратиться к историческому опыту реализации национальной политики советским государством в 1920–1930-е годы, когда на территории Дальнего Востока была создана Еврейская автономная область как один из вариантов решения еврейского вопроса.
Актуальность исследования обусловлена тем, что биография творческих людей отражает особенности культурной и национальной политики советского государства, через призму их творчества можно изучить актуальные проблемы, стоящие перед советской страной в исследуемый период. Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение жизни и творчества людей, внесших свой вклад в развитие культуры, может стать примером для современной молодежи.
В ходе исследования автором применялись общенаучные методы анализа и синтеза, а также биографический и социокультурный анализ. Эмпирическую базу составили воспоминания очевидцев и материалы архива Еврейского автономного округа, региональной прессы.
Целью настоящего исследования является анализ влияния советской государственной национальной политики первой половины ХХ века на жизнь и творчество представителей еврейского народа.
Проведя анализ научной обоснованности проблематики, автор отмечает достаточное количество научных трудов, посвященных созданию отдельной национальной территориальной единицы и развитию еврейской культуры. Однако, как отмечает автор, в научном дискурсе не уделено должного внимания людям, которые работали на подмостках Еврейского государственного театра (г. Биробиджан).
В качестве предмета исследования автором определена судьба актера Биробиджанского государственного еврейского театра Моисея Ефимовича Желковера, так как национальная политика советской власти в отношении еврейского народа, создание Еврейской автономной области было встречено им положительно, именно поэтому он в составе первой еврейской труппы поехал в Биробиджан и на протяжении всех лет существования театра, до 1949 года, работал на его подмостках.
Автор детально раскрывает биографию актера с начала его творческого пути в Польше в 1906 году и до ликвидации Биробиджанского государственного еврейского театра им. Кагановича в 1949 году. Особое внимание автором уделено политическим и социокультурным факторам, повлиявшим на создание Еврейской автономной области и развитию культуры на ее территории.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение влияния национальной политики нашей страны в определенные исторические периоды и ее влияние на становление и развитие культурной среды представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 20 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал, показал глубокое знание изучаемой проблематики. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.