Экранная культура и экранные искусства
Правильная ссылка на статью:
Нещадим Д.В.
Об утраченном в творчестве Хаяо Миядзаки
// Человек и культура.
2024. № 5.
С. 42-56.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.5.69322 EDN: BBZBZY URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69322
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: BBZBZY
|
Аннотация:
Предметом исследования является феномен утраченного в творчестве японского режиссера Хаяо Миядзаки. В качестве объекта исследования был выбран анимационный фильм «Ходячий замок», который стал переломным в судьбе режиссера. В процессе съемок он переживал череду утрат: смерть друга, распад студии, начало очередной войны, наступление старости. Понимание работы печали было впервые рассмотрено с психологической точки зрения Зигмундом Фрейдом еще в начале прошлого века. В настоящее время тема травмы и утраты в современной мировой культуре остается по-прежнему актуальной. Автор подробно рассматривает феномен утрата в линии каждого из персонажей фильма. В частности, были проанализированы основные персонажи истории: Софи, Хаул, Ходячий замок, второстепенные персонажи и антагонисты. Особое внимание уделяется феномену «абсолютного зла» и «ностальгии» по утраченному. В данной работе в качестве метода исследования был предпринят подробный анализ выбранного фильма с позиции прикладного психоанализа. В исследовании было показано, что «Ходячий замок» является волшебной сказкой про инициацию взросления любовной пары. Женщины представлены достаточно всемогущими и фаллическими «матерями», в то же время как мужчины – слабыми и немощными «детьми». Антагонисты воплощают сложную структуру, включающую негативные стороны души, злых персонажей, а также образ войны. Отдельно было отмечено проявление феномена «абсолютного зла», целью которого является разрушение любых смыслов и образование «пустоты», что отличается от либидозной тенденции к формированию разнообразных связей и поиску смысла. Каждый герой фильма сталкивается с утратой как внешней, так и внутренней. Без запуска работы печали невозможно пережить ее и продолжить развитие психики по пути «взросления». Был выделен образ «ностальгии» по утраченному у режиссера, отражающий его бессознательные воспоминания о ранних годах жизни. Таким образом история «Ходячего замка» дает возможность прикоснуться к теме горевания по утраченному в творчестве режиссера, что воплощает его обеспокоенность за будущее человечества. Данная статья может послужить трамплином для знакомства с личность режиссера и его волшебным миром, а также с его последним фильмом-завещанием: «Мальчик и птица», или «Как вы поживаете?».
Ключевые слова:
прикладной психоанализ, ностальгия по утраченному, абсолютное зло, работа печали, меланхолия, печаль, утраченное, японская культура, аниме, Хаяо Миядзаки
Abstract:
The subject of the study is the phenomenon of the lost in the work of Japanese director Hayao Miyazaki. The object of the study was the animated film "Howl’s Moving Castle", which became a turning point in the director's life. In the process of filming, he experienced a series of losses: the death of a friend, the collapse of the studio, the beginning of another war, the onset of his own aging. Understanding the working (influence) of mourning was first considered from a psychological point of view by Sigmund Freud at the beginning of the last century. Currently, the topic of trauma and loss in modern world culture remains relevant. In this paper, the analysis of the selected film from the standpoint of applied psychoanalysis was undertaken. In particular, the main characters of the story were analyzed: Sophie, Howl, the Moving Castle, secondary characters, and antagonists. In the study, it was shown that "Moving Castle" is a magical fairy tale about the initiation of a loving couple to come of age. Women are represented as rather omnipotent and phallic "mothers", while men are represented as weak and infirm "children". Antagonists embody a complex structure that includes the negative sides of the soul, evil characters, as well as the image of war. Separately, the manifestation of the phenomenon of "absolute evil" was shown, the purpose of which is the destruction of any meanings and the formation of "emptiness", which differs from the libidinal tendency to form various connections and search for meaning. Each character in the film faces loss, both external and internal. Without starting the work of mourning, it is impossible to survive it and continue the development of the psyche on the way of "growing up". The image of the director's "nostalgia" for what was lost was highlighted, reflecting his unconscious memories of the early years of his life. Thus, the story of Howl’s Moving Castle provides an opportunity to touch the theme of mourning for what was lost in the director's work, which embodies his concern for the future of humanity. This article can serve as a springboard for acquaintance with director’s personality and his magical world, as well as with his last film-testament: "The Boy and the Heron" or "How Do You Live?"
Keywords:
anime, Hayao Miyazaki, Japanese culture, applied psychoanalysis, nostalgia for the lost, absolute evil, the work of mourning, melancholia, mourning, lost one