Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Пупышева Н.В., Бороноев В.В.
Пульсовая диагностика тибетской медицины: влияние внешних стимулов на пульсацию
// Человек и культура.
2019. № 6.
С. 129-135.
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.31305 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31305
Пульсовая диагностика тибетской медицины: влияние внешних стимулов на пульсацию
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.31305Дата направления статьи в редакцию: 08-11-2019Дата публикации: 06-01-2020Аннотация: Предметом данного исследования является пульсовая диагностика тибетской медицины, ее способность улавливать изменения пульсации в точках пальпации на лучевой артерии человека для постановки диагноза. Опытный специалист по пульсовой диагностике тибетской медицины способен определить путем пальпации трех точек на каждом запястье пациента состояние двенадцати внутренних органов, трех систем и семи тканей организма. Информативность и точность этой методики дает возможность попытаться диагностировать состояние этих органов и систем с помощью компьютеризированной аппаратуры. Объектом данного исследования являются способы мягкого воздействия на человека с помощью определенных стимулов, способных вызвать предсказуемую ответную реакцию организма, которую может уловить пульсодиагностическая аппаратура. Таким удобным стимулом является свет определенной длины волны, который вызывает отклик в пульсации, связанной с определенными органами и тканями. В статье кратко описываются результаты тестовых измерений пульса при воздействии света. Для этих тестовых измерений пульса разработана методика, кратко описанная в работе. Для данных экспериментов выбраны синий и красный цвета как находящиеся на разных концах видимого диапазона светового спектра, при этом синий и красный цвета функционально четко связанны с определенными органами, как это описано в литературе по тибетской медицине. Воздействие света показало, что принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах, могут быть верифицированы с помощью инструментальных методов. Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать дополнительным инструментом в клинической практике. Ключевые слова: тибетская медицина, пульсовая диагностика, махабхута, дхату, точки пальпации, пульсодиагностическая аппаратура, тестовые измерения, стимулы, свет разных цветов, объективизация пульсодиагностикиAbstract: The subject of this research is the pulse diagnostics of Tibetan medicine, its ability to catch the changes in pulsation in the points of palpation on radial artery of a human for establishing diagnosis. A competent specialist in pulse diagnostics is capable to determine through the palpation of three points on each carpal bone the condition of the patient’s twelve inner organs, three systems and seven tissues of the body. The precision of this method gives an opportunity to diagnose the condition of these organs and systems using the digital equipment. The object of this research is the means of soft manipulation using particular stimuli that cause predictable response of the body, which could be capture by the pulse-diagnostic equipment. Thus, a convenient stimulus is the light of certain wave length that causes response in pulsation, related to particular organs and tissues. The article provides a brief description of the results of test pulse measurements when exposed to light. For such experiments were selected the blue and red colors located on the opposite ends of the visible range of light spectrum; both colors relate to certain organs as it is described in the literature on Tibetan medicine. The effect of light demonstrated that the principles of pulse diagnostics, depicted in the classical works, may be verified using the instrumental methods. Similar experiments contribute to the development of software for pulse-diagnostic equipment, which proves the possibility of objectification of pulse diagnostics of Tibetan medicine and elaboration of digital device that may become an additional tool in the clinical practice. Keywords: Tibetan medicine, pulse diagnostics, mahabhūta, dhātu, palpation points, pulse diagnostic device, test measurements, stimuli, light of different colors, objectifying pulse diagnosticsВведение Тибетская медицина это важная составляющая тибетской буддийской культуры, которая распространилась во многих странах Гималайского и Центрально-Азиатского региона, став частью многих культур, включая три республики России – Калмыкию, Тыву и Бурятию, куда эта культура проникла столетия назад вместе с распространившимся в этих регионах буддизмом. В некоторых странах (Монголия, Индия, Китай, Бутан) тибетская медицинская традиция обрела официальный статус наряду с современной научной медициной. Врач может выбрать наиболее эффективный метод для лечения пациента – консервативное лечение хронической болезни методами тибетской медицины или быстрый и радикальный метод лечения методами современной медицины, когда нужна срочная помощь (антибиотики, хирургическое вмешательство и пр.) Таким образом, каждая из этих двух медицинских традиций имеет свою сферу, где она наиболее эффективна. Примером может служить клиника доктора Амбага (Монголия), где применяются как методы тибетской медицины, так и методы современной научной медицины, в зависимости от особенности заболевания конкретного человека. «Коллектив врачей под его руководством ставят перед собой цель верифицировать» … основные понятия тибетской медицины… «с помощью методов современного естествознания и современной научной медицины для более точной диагностики заболеваний и назначения более эффективного лечения» [1]. Заметим, что называя эту медицинскую традицию «тибетской медициной» обычно имеют в виду тибетские истоки этой науки, которая имеет развитую литературу на тибетском языке. Тибетская медицина синтезировала в себе знания медицинских традиций народов других стран, прежде всего Индии, а также Китая, Ирана, Греции, однако она осталась вполне оригинальной благодаря тому, что знания были систематизированы выдающимся врачом Тибета Ютог Йондан-гонпо (XII в.). Он составил классический труд по тибетской медицине, который известен как «Четыре Тантры» («Чжуд ши») [2, 3]. Этот труд и в настоящее время представляет собой основу медицинского образования для тибетских докторов. Объемный комментарий на «Чжуд ши», называемый «Вайдурья онбо» («Голубой берилл») [4], был составлен Дэсридом Санчжай-чжамцо (XVII в.). Эти труды являются основой медицинского образования во всех культурах, воспринявших тибетскую медицину, где она стала восприниматься как часть собственной культуры. Так, в Монголии она называется монгольской медициной и т.д. [5, 6]. Тибетская медицина имеет следующие разделы: 1) Тело: определение тела включает основные понятия, такие как пять элементов (земля, вода, ветер, огонь, пространство) и три болезненные основы организма (ветер, желчь и слизь) (см. ниже); семь физических составляющих (питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, воспроизводительная жидкость) и пр.; причины, условия и пути внедрения болезней. 2) Диагноз: опрос, осмотр, ощупывание (в основном, ощупывание пульса в точках пальпации на лучевой артерии запястий обеих рук пациента). 3) Лечение, которое может быть лекарственным и нелекарственным. Лекарства составляются по особой рецептуре, включающей растительные, минеральные и животные компоненты. К нелекарственному лечению относится коррекция питания и поведения, а также прижигание и массаж. Особый интерес представляют методы диагностики тибетской медицины, которые могут быть эффективным дополнением к методам диагностики современной научной медицины. В классических трудах [2; 3; 4] описаны три метода диагностики – опрос, осмотр и ощупывание. Последний метод, как уже упоминалось, представляет собой пальпацию пульса на лучевой артерии обеих рук пациента. Чтобы понять принцип диагностики и лечения в тибетской медицине, необходимо учитывать основные понятия, которые являются базовыми в этой науке и в буддизме в целом. Основным понятием тибетской медицины является система «великих элементов», то есть махабхут (санскр. mahabhūta в переводе на русский язык «великое проявление»). «Великие элементы», из которых состоит вся проявленная реальность это земля (тиб. sa), вода (тиб. shu), ветер (тиб. rlung), огонь (тиб. me) и пространство (тиб. nam mkha’). На уровне психики и физиологии пять «великих элементов» (махабхут) представляют собой три основы называются – слизь (тиб. bad kan, которая соответствует воде и земле), желчь (тиб. mkhris соответствует огню) и ветер (rlung). На уровне психики и физиологии организма эти три основы являются теми же пятью элементами (которые организованы в три основы организма). Критерий здоровья и болезни: «Ствол тела без болезней составляют болезненные основы (ветер, желчь и слизь), составляющие тела (семь уровней организации тканей тела – питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг и семя) и (подлежащие выделению) нечистоты, находящиеся в неизменном состоянии в отношении их собственной локализации и количественной характеристики. Ствол больного тела составляют эти же три, когда они увеличены, уменьшены, повреждены, когда природа какой-либо из них изменена и они соответственно причиняют телу болезнь и разрушение»[7, c. 14-15]. Таким образом, три основы называют болезненными, потому что они содержат в себе потенцию расстройства баланса, что причиняет человеку болезнь. Равновесие трех психофизиологических основ организма представляет здоровое его состояние, тогда как нарушение их баланса ведет к болезни. Объективизация пульсовой диагностики Информативность этой диагностики и ее точность привлекает современных ученых для создания компьютеризированных инструментов диагностики по пульсу, пытающихся имитировать действия доктора-эмчи и его логику при постановке диагноза. Пульсодиагностическую аппаратуру, основанную на базе знаний тибетской и китайской медицины, пытаются создать во многих странах, однако задача эта нелегкая, поскольку речь идет о таком сложном и изменчивом объекте, как живой человек. Особую сложность представляет создание адекватных датчиков, которые были бы достаточно просты и чувствительны к пульсации человека в условиях, когда возникает множество переменных величин в зависимости от состояния пациента и его восприятия окружающей обстановки. В лаборатории волновой диагностики живых систем Института физического материаловедения СО РАН (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) создана пульсодиагностическая аппаратура (Автоматизированный пульсодиагностический комплекс – АПДК), которая способна выявлять особенности пульсации в трех точках пальпации (так называемых точках ЦОН, КАН и ЧАГ) на лучевой артерии. Каждая точка пальпации дает информацию о состоянии двух органов – о плотном органе, таком как сердце, легкие, печень, селезенка, почки, и о полом органе (органе-резервуаре – тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный пузырь, желудок, мочевой пузырь, мужские и женские половые органы). Органы и ткани представляют собой место проявления махабхут, так называемые дхату (санскр. dhātu). При пальпации пульса в трех точках на лучевой артерии каждой руки пациента опытный доктор (тиб. эмчи) может определить состояние двенадцати внутренних органов, трех психофизиологических систем, семи тканей человека [8, p. 220]. Зная особенности этой системы, опытный доктор-эмчи чувствует при пальпации, соответствует ли пульсация органов, считываемая в определенных точках, норме и т.д. Для создания программного обеспечения пульсодиагностической аппаратуры, для научения программы компьютерной системы распознаванию особенностей пульсации в упомянутых точках необходимо было проводить множество тестовых измерений пульса, которые проводились на группах добровольцев как в лаборатории, так и в стационаре (Республиканский госпиталь ветеранов войн Министерства здравоохранения Республики Бурятия). Измерения проводились на группах здоровых молодых людей, спортсменов, а также людей, с разными диагнозами. Кроме этого, для более четкого выявления особенностей изменения пульсации лучевой артерии создавались определенные внешние условия, которые были способны вызвать прогнозируемую реакцию организма, способную отразиться на пульсации определенных органов, считываемой в точках пальпации на лучевой артерии. В данном исследовании анализируется воздействие света определенных цветов, принятых в буддийской традиции за основу, на пульсацию в трех точках пальпации на лучевой артерии человека. В буддийских традициях есть материал по соответствию четырех цветов «великим элементам», или махабхутам (санскр. mahabhūta). Желтый – земля, синий – вода, зеленый – ветер или воздух, красный – огонь, кроме того, они ассоциируются с определенными формами (земля – квадрат, вода – круг, воздух – полукруг, огонь – треугольник). Можно провести четкие соответствия воздействия этих четырех цветов на пульсацию в точках пальпации, соответствующую определенным психофизиологическим основам (ветер – тиб. rlung; желчь – тиб. mkhris; слизь – тиб. bad kan) и дхату (санскр. dhātu) организма (то есть определенным органам и тканям, где эти основы проявляются). Красный – огонь – сердце, тонкий кишечник Желтый – земля – желудок и селезёнка Зелёный – воздух – легкие, толстый кишечник Тёмно-синий или черный – вода – почки, половые органы Синий, а в тибетской астрологии зеленый – пространство – печень, желчный пузырь [7, с. 49; 8, с. 75-76].
Воздействие света определенной длины волны на пульсацию лучевой артерии. Самым доступным воздействием является воздействие цвета на зрительные нервы. Это безопасно, и это действительно оказывает заметное воздействие на пульсацию, измеряемую на лучевой артерии испытуемого с помощью автоматизированной пульсодиагностической системы (АПДК), основанной на методах диагностики тибетской медицины, которые содержат данные о природе различных цветов. Учитывая, что воздействие света разной длины волны оказывает заметное, но мягкое, не травмирующее воздействие на человека, его удобно использовать как средство, вызывающее психофизиологическую реакцию для количественного ее измерения с помощью пульсодиагностической аппаратуры и качественного анализа. Для проведения тестовых измерений пульса была разработана методика воздействия на испытуемого светом и измерения реакции со стороны его пульса [9]. Задачей экспериментальных измерений пульса является выявление соответствий воздействия определенных цветов и реакций определенных органов и тканей опытным путем, поскольку, как было отмечено выше, в тибетской медицинской традиции прослеживается связь между цветом и определенными органами и тканями (dhātu), что поддается количественному измерению с помощью пульсодиагностической аппаратуры (АПДК). Такие исследования еще никем не проводились. Мы не ставили себе задачу сделать еще один цветовой тест. Задачей данного исследования было тестирование способности аппаратуры улавливать изменения пульсации лучевой артерии в точках, соответствующих определенным органам и тканям, при воздействии на человека цветом (как и другими стимулами, направленными на первую и вторую сигнальные системы). В эксперименте использовался проектор, дающий цветовое поле на экране, находившемся перед испытуемым на расстоянии двух метров. При этом глаза испытуемого не подвергались травмирующему воздействию слепящего света. Проектор давал достаточно большое цветовое поле на широком экране для получения эффекта цветовой «ванны». Надетые на испытуемого наушники усиливали эффект погружения в созерцание цвета. Очень важно четко и последовательно выявлять с помощью аппаратуры воздействие каждого фактора в отдельности. На начальном этапе нецелесообразно сразу привлекать воздействие нескольких факторов – цветов, форм, а также соотнесения с субъективным предпочтением и отвержением. Для точного выявления влияния цвета на пульсацию необходимо исключить все иные, кроме цвета, факторы влияния. С этой целью требуется соблюдать определенные требования к методике проведения экспериментов. На начальном этапе эксперимент был ограничен воздействием только двух цветов – красного и синего, поскольку эти цвета находятся в противоположных частях видимого диапазона спектра и соотносятся с понятиями жара и холода тибетской медицины; красный цвет символизирует огонь, а синий цвет – воду. Все проведенные измерения показали, что созерцание цветового экрана функционально влияет на пульсации человека. В экспериментах принимала участие группа добровольцев. Красный цвет оказывал заметное стимулирующее влияние на функциональное состояние большинства испытуемых, показателем чего служит так называемый энергетический коэффициент (ЭК), кроме случаев, когда во время летних экспериментов у испытуемых наблюдался функциональный общий жар, одной из причин которого могла послужить очень жаркая погода. В этих случаях красный цвет производил угнетающее действие на состояние испытуемых, что выражалось в понижении параметра ЭК. Созерцание синего цвета в этих случаях повышало параметр ЭК, приводя его в норму. Показательно, что во время зимних экспериментов, в сильные морозы, синий свет, независимо от субъективного предпочтения выводил ЭК из нормального состояния, а красный свет приводил его в норму. Так, эксперименты, проведенные с помощью пульсодиагностической аппаратуры, показали, что во всех случаях происходят четкие изменения. Под воздействием синего цвета происходит успокоение жара, особенно в точках ЦОН (на левой руке у мужчин – сердце, тонкий кишечник; у женщин – пульсация этих органов считывается в точке ЦОН на правой руке) и КАН на обеих руках испытуемых (правая рука – печень, желчный пузырь; левая рука – селезенка, желудок). Пример: под воздействием красного цвета в одном из случаев можно было наблюдать успокоение присутствия возбужденного ветра в сердце. Анализируя этот случай, можно было предположить, что холодный синий цвет успокоил жар, а горячий красный цвет воздействовал на дхату огня – сердце и успокоил присутствовавший в нем излишний ветер, потому что ветер имеет холодную природу (ассоциируется с нервными импульсами). По свидетельству эксперта, пальпировавшего пульс лучевой артерии во время эксперимента наряду с пульсодиагностической аппаратурой, под воздействием красного цвета амплитуда пульсаций во всех точках становится выше у всех испытуемых. Кроме этого, экспериментально выявлено влияние различных стимулов на пульсацию человека – стимулов как первой, так и второй сигнальных систем. Методика этих экспериментов в данной работе не описывается. Коротко можно сказать, что к стимулам первой сигнальной системы относится воздействие через органы чувств: свет разной длины волны – на зрение, звуки – на слух, запахи – на обоняние, вкусовые стимулы – на ощущение вкуса, осязательные стимулы – на осязание. К стимулам второй сигнальной системы относятся вопросы, задаваемые испытуемому. Основным критерием воздействия на пульсацию всех этих стимулов является фактор приятия или отвержения. Фактор отвержения возбуждает систему желчи (воплощающую огонь, жар;основной плотный орган – сердце, основной полый орган тонкий кишечник) наряду с системой ветра (принцип движения; основной плотный орган – легкие, основной полый орган толстый кишечник). В точках, ответственных за эти органы, будут наблюдаться количественные и качественные изменение пульсации в сторону ее учащения и изменения равномерности. Можно отметить, что работа полиграфа, или «детектора лжи», основана именно на этом принципе.
Заключение Воздействие света показало, что с помощью инструментальных методов возможно верифицировать принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах по тибетской медицине. Такие тестовые измерения информативны и необременительны для испытуемых. Разработка методик экспериментального воздействия на испытуемого с помощью различных стимулов, в частности света, требует тщательной подготовки и расшифровки результатов. Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать удобным дополнительным диагностическим инструментом в клинической практике.
Библиография
1. Пупышева Н.В. Символический язык описания природы человека в буддизме // Человек и культура. – 2016. – № 6. М.: Изд. Nota Bene – С. 30-39. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.6.21469. URL: http://e-otabene.ru/ca/article_21469.html; http://e-notabene.ru/ca/contents_2016_6.html/
2. Bdud rtsi snying po yan lag brgyad pa gsang ba man ngag gi rgyud las dum bu dang po rtsa ba'i rgyud ces bya ba bzhugs. Beijing edition. / Tibetan collection of Institute of Mongolian, Buddhist, Tibetan Studies (SB RAS), Ulan-Ude, Russian Federation: No. TTM-008(1-4) 3. «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины [текст] / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т общей и экспериментальной биологии, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии; Бурят. гос. ун-т; Отв. ред. С.М. Николаев; Перевод с тибетского, предисловие, примечания, указатели Д.Б. Дашиева. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 766 с. 4. Gso ba rig pa'i bstan bcos sman bla'i dgongs rgyan rgyud bzhi'i gsal byed baiD’ur+ya sngon po'i phreng ba. Urga edition. / Tibetan collection of Institute of Mongolian, Buddhist, Tibetan Studies (SB RAS), Ulan-Ude, Russian Federation: No. TTM-029(1-4) 5. Нестеркин С. П. Основные тенденции развития буддизма в социокультурном пространстве России // Вестник Бурятского университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 6 а. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. – С. 16-20. 6. Донец А. М. Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – 198 с. 7. Пупышев, В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. – Омск; Улан-Удэ, 1993. – 205 с. 8. Yeshi Donden Yeshi. Health through Balance. An Introduction to Тибetan Medicine. — Delhi, 1986. – 248 p. 9. Boronoev V.V., Ompokov V.D., Pupysheva N.V., Garmaev B.Z. The estimation of optical radiation influence on human pulse waves // Proc. SPIE 10833, 24th International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, 1083337 (13 December 2018). References
1. Pupysheva N.V. Simvolicheskii yazyk opisaniya prirody cheloveka v buddizme // Chelovek i kul'tura. – 2016. – № 6. M.: Izd. Nota Bene – S. 30-39. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.6.21469. URL: http://e-otabene.ru/ca/article_21469.html; http://e-notabene.ru/ca/contents_2016_6.html/
2. Bdud rtsi snying po yan lag brgyad pa gsang ba man ngag gi rgyud las dum bu dang po rtsa ba'i rgyud ces bya ba bzhugs. Beijing edition. / Tibetan collection of Institute of Mongolian, Buddhist, Tibetan Studies (SB RAS), Ulan-Ude, Russian Federation: No. TTM-008(1-4) 3. «Chzhud-shi»: Kanon tibetskoi meditsiny [tekst] / RAN, Sib. otd-nie, In-t obshchei i eksperimental'noi biologii, In-t mongolovedeniya, buddologii i tibetologii; Buryat. gos. un-t; Otv. red. S.M. Nikolaev; Perevod s tibetskogo, predislovie, primechaniya, ukazateli D.B. Dashieva. M.: Izd. firma «Vostochnaya literatura» RAN, 2001. – 766 s. 4. Gso ba rig pa'i bstan bcos sman bla'i dgongs rgyan rgyud bzhi'i gsal byed baiD’ur+ya sngon po'i phreng ba. Urga edition. / Tibetan collection of Institute of Mongolian, Buddhist, Tibetan Studies (SB RAS), Ulan-Ude, Russian Federation: No. TTM-029(1-4) 5. Nesterkin S. P. Osnovnye tendentsii razvitiya buddizma v sotsiokul'turnom prostranstve Rossii // Vestnik Buryatskogo universiteta. Ser. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya. Vyp. 6 a. – Ulan-Ude: Izd-vo BGU, 2009. – S. 16-20. 6. Donets A. M. Bazovaya sistema dkharmicheskikh kategorii buddiiskikh filosofov Tsentral'noi Azii. – Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN, 2009. – 198 s. 7. Pupyshev, V.N. Tibetskaya meditsina: yazyk, teoriya, praktika. – Omsk; Ulan-Ude, 1993. – 205 s. 8. Yeshi Donden Yeshi. Health through Balance. An Introduction to Tibetan Medicine. — Delhi, 1986. – 248 p. 9. Boronoev V.V., Ompokov V.D., Pupysheva N.V., Garmaev B.Z. The estimation of optical radiation influence on human pulse waves // Proc. SPIE 10833, 24th International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, 1083337 (13 December 2018).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
«Тибетская медицина синтезировала в себе знания медицинских традиций народов других стран, прежде всего Индии, а также Китая, Ирана, Греции, однако она осталась вполне оригинальной благодаря тому, что знания были систематизированы выдающимся врачом Тибета Ютог Йондан-гонпо (XII в.). » Связь оригинальности (вопреки синтезу) с систематизацией Ютог Йонжан-гонпо не совсем очевидна. «Врач может выбрать наиболее эффективный метод для лечения пациента – консервативное и продолжительное лечение хронической болезни методами тибетской медицины или быстрый и радикальный метод лечения методами современной медицины, когда нужна срочная помощь (антибиотики, хирургическое вмешательство и пр.) Таким образом, каждая из этих двух медицинских традиций имеет свою сферу, где она наиболее эффективна. » Все это весьма познавательно, но неплохо было бы дополнить эти сведения статистикой, как то подтверждающей эффективность такого рода воздействий (диагностики). «Особый интерес представляют методы диагностики тибетской медицины, которые могут быть эффективным дополнением к методам диагностики современной научной медицины. В классических трудах [1; 2] описаны три метода диагностики – опрос, осмотр и ощупывание. » Неплохо было бы вставить хотя бы одну фразу относительно иных разделов тибетской медицины (помимо методов диагностики). «Эти три основы называются – слизь (тиб. bad kan, которая соответствует воде и земле ), желчь (тиб. mkhris соответствует огню) и ветер (rlung). На уровне психики и физиологии организма эти три основы представляют те же пять элементов. » Не совсем понятно, что что «представляет». «Равновесие трех психофизиологических основ организма представляет здоровое его состояние, тогда как нарушение их баланса ведет к болезни. » Не совсем понятно, почему такие основы несколько выше названы «болезненными». И, непосредственно далее: «При пальпации пульса в трех точках на лучевой артерии каждой руки пациента опытный доктор (тиб. эмчи ) может определить состояние двенадцати внутренних органов, трех психофизиологических систем, семи тканей человека [5, p. 220]. » Непонятно, как эта фраза связана с предыдущей. «В данном исследовании анализируется воздействие света (на что?) определенных цветов, принятых в буддийской традиции за основу (основу чего?). » «Можно провести четкие соответствия (соответствия чему?) воздействия этих четырех цветов на определенные психофизиологические основы (ветер – тиб. rlung; желчь – тиб. mkhris; слизь – тиб. bad kan) и дхату (санскр. dhātu) организма (органы и ткани). » «Многообразие цветов бесконечно, и нужны формальные основания для выбора конкретных образцов для исследования. При определении критерия такого выбора, стоит учесть, что цвет является феноменом восприятия. Физической характеристикой, определяющей восприятие качества цветового тона, является длина волны, то есть частота. » Вплоть до этого момента авторы придерживались традиции. Теперь текст плавно и без всякого предупреждения перетек на почву современных исследовательских методов. Или нет? Но подобные вещи следует более тщательно разделять и демаркировать. И далее: «Для изучения особенностей восприятия цвета, предпочтительно использовать «элементарные» цвета, которые составляют основу всех цветов и их оттенков. Спектр представляет собой континуум оттенков, переходящих друг в друга, однако традиционно выделяются семь цветов радуги, которые составляют некий «каркас» представлений о цветовом пространстве. Эти семь цветов светового спектра могут послужить основой, в качестве стимульного материала, для экспериментирования в области восприятия цвета. » Текст становится довольно сумбурным. Обращает на себя внимание минимизация обоснований и доказательств. «Любое психическое состояние человека обусловлено его физиологическим состоянием и наоборот, поэтому, исследуя механизм влияния спектра излучения видимого диапазона, необходимо учитывать связь воздействия света и психологического состояния, равно как воздействия света на физиологическое состояние человека. » Повтор и топтание на месте. «На начальном этапе эксперимент был ограничен воздействием только двух контрастных цветов – красного и синего , поскольку эти цвета находятся в противоположных частях видимого диапазона спектра и соотносятся с понятиями жара и холода тибетской медицины; красный цвет символизирует огонь , а синий цвет – воду . » В рамках общепринятой терминологии контрастным (дополнительным) в отношении синего служит оранжевый, красного — зеленый (основано опытом многих столетий и принимается в качестве бесспорного). «Выводы: Воздействие света показало (?), что с помощью инструментальных методов возможно верифицировать принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах по тибетской медицине. Такие тестовые измерения информативны и необременительны для испытуемых. Разработка методик экспериментального воздействия на испытуемого с помощью различных стимулов, в частности света, требует тщательной подготовки и скрупулезной расшифровки результатов (это — вывод?). Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность (так что ее доказывает?) объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать удобным дополнительным диагностическим инструментом в клинической практике. » Очевидно, это что-то вместо выводов. Заключение: работа отчасти отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но в структурно-логическом отношении требует доводки, после чего может быть опубликована.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Между тем автор исходит в изучении данного вопроса из того, в частности, что тибетская медицина имеет следующие разделы: 1) Тело: определение тела включает основные понятия, такие как пять элементов (земля, вода, ветер, огонь, пространство) и три болезненные основы организма (ветер, желчь и слизь) (см. ниже); семь физических составляющих (питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, воспроизводительная жидкость) и пр.; причины, условия и пути внедрения болезней. 2) Диагноз: опрос, осмотр, ощупывание (в основном, ощупывание пульса в точках пальпации на лучевой артерии запястий обеих рук пациента). 3) Лечение, которое может быть лекарственным и нелекарственным. Лекарства составляются по особой рецептуре, включающей растительные, минеральные и животные компоненты. К нелекарственному лечению относится коррекция питания и поведения, а также прижигание и массаж. Особый интерес представляют описываемые автором методы диагностики тибетской медицины, которые могут быть эффективным дополнением к методам диагностики современной научной медицины. Отмечается при этом, то в классических трудах описаны три метода диагностики – опрос, осмотр и ощупывание. Последний метод, как указывается в рецензируемой статье, представляет собой пальпацию пульса на лучевой артерии обеих рук пациента. Чтобы понять принцип диагностики и лечения в тибетской медицине, необходимо учитывать основные понятия, которые являются базовыми в этой науке и в буддизме в целом. Основным понятием тибетской медицины является система «великих элементов», то есть махабхут (санскр. mahabhūta в переводе на русский язык «великое проявление»). Обосновывая выбор направления исследования, автор отмечает, что информативность пульсовой диагностики и ее точность привлекает современных ученых для создания компьютеризированных инструментов диагностики по пульсу, пытающихся имитировать действия доктора-эмчи и его логику при постановке диагноза. Пульсодиагностическую аппаратуру, основанную на базе знаний тибетской и китайской медицины, пытаются создать во многих странах, однако задача эта нелегкая, поскольку речь идет о таком сложном и изменчивом объекте, как живой человек. Особую сложность представляет создание адекватных датчиков, которые были бы достаточно просты и чувствительны к пульсации человека в условиях, когда возникает множество переменных величин в зависимости от состояния пациента и его восприятия окружающей обстановки. Рассматривая проблему в заданном аспекте, автор отмечает, что для создания программного обеспечения пульсодиагностической аппаратуры, для научения программы компьютерной системы распознаванию особенностей пульсации в упомянутых точках необходимо было проводить множество тестовых измерений пульса, которые проводились на группах добровольцев как в лаборатории, так и в стационаре (Республиканский госпиталь ветеранов войн Министерства здравоохранения Республики Бурятия). Измерения проводились на группах здоровых молодых людей, спортсменов, а также людей, с разными диагнозами. Автором статьи была поставлена цель проанализировать воздействие света определенных цветов, принятых в буддийской традиции за основу, на пульсацию в трех точках пальпации на лучевой артерии человека. При этом, как полагает автор, важно иметь в виду, что в буддийских традициях есть материал по соответствию четырех цветов «великим элементам», или махабхутам (санскр. mahabhūta). Желтый – земля, синий – вода, зеленый – ветер или воздух, красный – огонь, кроме того, они ассоциируются с определенными формами (земля – квадрат, вода – круг, воздух – полукруг, огонь – треугольник). Можно провести четкие соответствия воздействия этих четырех цветов на пульсацию в точках пальпации, соответствующую определенным психофизиологическим основам (ветер – тиб. rlung; желчь – тиб. mkhris; слизь – тиб. bad kan) и дхату (санскр. dhātu) организма. Важным моментом в статье явилось предпринятое автором статьи обобщение, в соответствии с которым установлено, что задачей экспериментальных измерений пульса является выявление соответствий воздействия определенных цветов и реакций определенных органов и тканей опытным путем, поскольку, как было отмечено выше, в тибетской медицинской традиции прослеживается связь между цветом и определенными органами и тканями (dhātu), что поддается количественному измерению с помощью пульсодиагностической аппаратуры (АПДК). Такие исследования еще никем не проводились. Мы не ставили себе задачу сделать еще один цветовой тест. Задачей данного исследования было тестирование способности аппаратуры улавливать изменения пульсации лучевой артерии в точках, соответствующих определенным органам и тканям, при воздействии на человека цветом (как и другими стимулами, направленными на первую и вторую сигнальные системы). Как видим, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи? 1. Воздействие света показало, что с помощью инструментальных методов возможно верифицировать принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах по тибетской медицине. Такие тестовые измерения информативны и необременительны для испытуемых. Разработка методик экспериментального воздействия на испытуемого с помощью различных стимулов, в частности света, требует тщательной подготовки и расшифровки результатов. 2. Экспериментально выявлено влияние различных стимулов на пульсацию человека – стимулов как первой, так и второй сигнальных систем. Автор утверждает, что к стимулам первой сигнальной системы относится воздействие через органы чувств: свет разной длины волны – на зрение, звуки – на слух, запахи – на обоняние, вкусовые стимулы – на ощущение вкуса, осязательные стимулы – на осязание. К стимулам второй сигнальной системы относятся вопросы, задаваемые испытуемому. Основным критерием воздействия на пульсацию всех этих стимулов является фактор приятия или отвержения. Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография отражает системный характер оценки обозначенной проблематики, позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемому вопросу. И в количественном (было использовано 9 источников), и в качественном смысле список источников и разнообразен, и достаточен для полноценных научных обобщений. На основании приведенных данных можно представленную статью рекомендовать к опубликованию в научном издании. |