Правильная ссылка на статью:
Яковлева Е.Л..
Сюрреалистическая фантасмагория: интерпертация рассказа Комацу Саке «Бумага или волосы» в контексте гламура
// Litera.
2017. № 2.
С. 107-119.
DOI: 10.25136/2409-8698.2017.2.22352 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22352
Аннотация:
В статье осуществляется интерпретация рассказа Комацу Саке «Бумага или волосы». Произведение, написанное в 1963 году, оказывается созвучным современности, конкретнее – ее гламурному формату жизни. Оно актуализирует проблему выбора развития: по пути агрессивного наращивания инновационных технологий или их применения с бережным (с)охранением традиций. Выявлено, что рассказ, созданный в жанре сюрреалистической фантасмагории, включает в себя три пласта – ирреальный, реальный, сверхреальный. Ввиду сжатости формы пласты накладываются друг на друга, создавая эффект сгущения, что усугубляет образ ужасного. В небольшое повествование автор помещает два символа, связанные с традицией и красотой – Бумагу и Волосы. Но в современности их мощный содержательный потенциал теряется: в гламуре акцент смещается в сторону внешней формальной привлекательности. Более того, сегодня в реальности благодаря развитию высоких технологий появляются элементы ирреальности и сверхреальности, что позволяет трактовать бытие как сюрреалистическую фантасмагорию. Объект рассматривается на основе герменевтического метода. Выбор обусловлен тем, что именно данный метод помогает построить одну из возможных интерпретационных моделей произведения. Впервые рассказ Комацу Саке «Бумага или волосы» интерпретируется в контексте гламура как современного явления. Проводится сравнительный анализ между фантазийным автора и гламурным социальным, обнажая реальность опасений К. Саке по поводу интенсивного развития технологий и монетизации всех аспектов бытия, стирающих традицию. Раскрывается опасность наложения различных пластов бытия (реального, ирреального, сверхреального), приводящих к хаосу и абсурдности. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем анализе творчества японского автора, его художественных текстов и их связи с современным социокультурным пространством.
Ключевые слова:
интерпретация, ризоматичная сеть-спираль, сюрреалистическая фантасмагория, Комацу Саке, Бумага или волосы, ирреальность, реальность, сверхреальность, символ, гламур
Abstract:
In her research Yakovleva interprets Sakyo Komatsu's novel 'Paper or Hair'. The novel was written in 1963 as a response to the modern times, in particular, glamor style of life. In his novel Komatsu brings forth the problem of choosing the development path, either towards aggressive accumulation of innovation technologies or implementation of innovation technologies accompanied with careful preservation of traditions. In the course of her research Yakovleva has discovered that the novel written in the genre of surrealistic phantasmagoria has three layers: unreal, real and superreal. Due to the condensed form, layers overlap which creates the condensation effect and aggravates the terrible image. In his short novel Komatsu represents two symbols related to tradition and beauty, Paper and Hair. However, their power and conceptual potential has decreased in modern times when glamor has shifted the focus towards beautiful apopearance. Moreover, today's high developed technologies create elements of unreality and superreality which allows to interpet our existence as surrealistic phantasmagoria. The author of the article views the topic applying the hermeneutic analysis. The author has chosen this research method because this is the method that allows to create a possible interpretative models of the novel. For the first time in the academic literature Sakyo Komatsu's novel 'Paper or Hair' is being interpreted in terms of glamor as a modern phenomenon. The author of the article also carries out a comparative analysis of Komatsu's fantasies nd glamor sociality, thus revealing Komtsu's fears concerning intensive development of technologies and monetization of all aspects of existence as well as elimination of traditions. The author demonstrates the danger of overlapping layers of existence (real, unreal and superreal) that leads to chaos and absurdity. The research provisions and conclusions can be used in further analysis of Komatsu's work, literary texts and their relation to the modern socio-cultural environment.
Keywords:
symbol, super-reality, reality, unreality, Paper or Hair, Sakyo Komatsu, surrealistic phantasmagoria, rhizomatic web-spiral, interpretation, glamor