Правильная ссылка на статью:
Мурзина О.В., Гегелова Н.С..
Трансформация жанра ламентации в современных молодежных средствах массовой информации
// Litera.
2021. № 5.
С. 81-87.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.5.35616 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35616
Аннотация:
Статья посвящена трансформации жанра ламентации в современных молодежных средствах массовой информации. Античный жанр ламентации (жалобы), как и жанр плача в древнерусской литературе, предполагал сожаление об утраченном, оплакивание потерь, печаль о том, что уже не вернется. Специфика дискурса сожаления в интепретации современных молодежных блогеров и журналистов состоит в том, что они сожалеют об утрате страны, в которой они сами никогда не были или жили лишь непродолжительное время. Речь идет о многочисленных сожалениях об утраченном Советском Союзе в исполнении людей, родившихся уже в Российской Федерации. Предметом исследования является риторическая подача образа оплакиваемого объекта в его трансформации от античности до наших дней. В качестве методов исследования используется сравнительный и сопоставительный анализ, рассмотрение миромоделирующих категорий текста в их сравнении с соответствующим дискурсом античности и древнерусской письменности. Новизна исследования обусловлена сопоставлением парадигмы античной и древнерусской риторики с современными топосами сожаления – ламентации, плача. В результате исследования доказано сохранение основной топической структуры жанра ламентации, связанное, на наш взгляд не с прямой ориентацией на античные образцы, а с опосредованным их восприятием через многочисленные тексты, в которых используется ориентация на соответствующую парадигму. Вывод: жанр ламентации/плача получил продолжение в современной традиции в виде реконструкции по аналогичной топической и композиционной схеме. Общие места этого жанра проникают в композицию текстовых и видеофрагментов, посвященных Советскому Союзу. Анализ видео и текстов показывает, что речь идет о своеобразной реконструкции комплекса традиций, связанного с разными историческими эпохами, и по факту не отражающего полностью ни одну из реальных исторических эпох существования государства.
Ключевые слова:
молодежные СМИ, жанр ламентации, трансформация жанра, жанр плача, опосредованное восприятие образца, современные СМИ, современные жанры журналистики, риторика, оратор, воздействие на аудиторию
Abstract:
The article is devoted to the transformation of the genre of lamentation in modern youth mass media. The ancient genre of lamentation (complaints), as well as the genre of crying in ancient Russian literature, assumed regret for the lost, mourning for losses, sadness that it will not return. The specificity of the discourse of regret in the interpretation of modern youth bloggers and journalists is that they regret the loss of a country in which they themselves have never been or lived only for a short time. We are talking about numerous regrets about the lost Soviet Union performed by people who were already born in the Russian Federation. The subject of the study is the rhetorical presentation of the image of the lamented object in its transformation from antiquity to the present day. Comparative and comparative analysis, consideration of the world-modeling categories of the text in their comparison with the corresponding discourse of antiquity and Ancient Russian writing are used as research methods.   The novelty of the research is due to the comparison of the paradigm of ancient and Old Russian rhetoric with modern topos of regret – lamentation, crying. As a result of the research, the preservation of the main topical structure of the genre of lamentation is proved, which, in our opinion, is not associated with a direct orientation to ancient samples, but with their indirect perception through numerous texts that use orientation to the corresponding paradigm. Conclusion: the genre of lamentation / crying has been continued in the modern tradition in the form of reconstruction according to a similar topical and compositional scheme. The commonplaces of this genre penetrate into the composition of text and video fragments dedicated to the Soviet Union. The analysis of videos and texts shows that we are talking about a kind of reconstruction of a complex of traditions associated with different historical epochs, and in fact does not fully reflect any of the real historical epochs of the existence of the state.
Keywords:
rhetoric, modern genres of journalism, modern media, indirect perception of the sample, genre of crying, transformation of the genre, genre of lamentation, youth media, speaker, impact on the audience