Мимезис
Правильная ссылка на статью:
Спектор Д.М.
Предназначение комического
// Litera.
2015. № 3.
С. 143-224.
DOI: 10.7256/2409-8698.2015.3.16482 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16482
Аннотация:
В статье рассматриваются различные аспекты и формы комического действия. Обозначаются истоки комической амбивалентности, смешения в рамках древней комедии веселости и злорадства, комического и демонического начал. Раскрываются в том числе различные формы комического: юродство, шутовство, пародия, сатира, остроумие и юмор. Природа комического сопоставляется с природой трагического, в том числе в плане их онтологии. Устанавливаются их общие истоки — апелляции к πάθη, так и истоки их различий. Обращение к онтологии позволяет заключить референцию в рамки агона- противостояния бытия-единства и бытия-игры, заключенной в переходе от «референции» к «мистерии», мимесису и нарративу в их онтологической правомерности и обусловленности. Метод исследования связан с последовательной редукцией комического к его историческим основаниям; в ее ходе истоки и изменения референции (конкурентной борьбы) сопоставлены с их сопровождением (эволюцией брачных союзов). Внутренний параллелизм референции приводится в связь с параллелизмом референции и ее сопровождающего игрового мимесиса. Научная новизна исследования заключается в установлении предназначения комического, заключенного в онтологическом плюрализме, или способе бытия, включающем переходы между его родами. Бытие как монопольно-родовое противостоит себе как известной целостности, конкретизируемой как в отношении игровой природы переходов (между различными родами бытия), так и эстетического и художественного «единства» референции и мимесиса-нарратива.
Ключевые слова:
Комическое, смех, генезис, юродство, пародия, шутка, сатира, юмор, парадокс, онтология
Abstract:
In article various aspects and forms of comic action are considered. Sources of comic ambivalence, mixture within the ancient comedy of cheerfulness and gloating are designated, comic and demonic began. Reveal including various forms of the comic: craziness, parody, satire, wit and humor. The nature of the comic is compared with the nature tragic, including in respect of their ontology. Their general sources — appeals to πάθη, and sources of their distinctions are established. The appeal to ontology allows to conclude a reference in a framework agona-oppositions of life unity and life game, concluded in transition from "reference" to "mystery", mimesis and a narrative in their ontological legitimacy and conditionality. The method of research is connected with a consecutive reduction comic to its historical bases; in its course sources and changes of a reference (competitive fight) are compared with their maintenance (evolution of the marriage unions). Internal overlapping of a reference is given to communication with overlapping of a reference and its attendant of game mimesis. Scientific novelty of research consists in establishment of mission comic, concluded in ontological pluralism, or the way of life including transitions between its childbirth. Life as exclusive and patrimonial resists to itself as the known integrity specified as concerning the game nature of transitions (between various childbirth of life), and aesthetic and art "unity" of a reference and mimesis narrative.
Keywords:
Comic, laughter, genesis, craziness, parody, joke, satire, humour, paradox, ontology