Музыка и музыкальная культура
Правильная ссылка на статью:
Цыбикова-Данзын И.А.
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке бурятского композитора Ю. И. Ирдынеева
// Человек и культура.
2020. № 4.
С. 151-161.
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.4.33027 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33027
Аннотация:
В современной музыкальной науке одной из актуальных задач является изучение национальных культур. Объектом исследования является фортепианная музыка бурятского композитора Юрия (Цыбикжапа) Ирдынеевича Ирдынеева. Предмет исследования – особенности претворения национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. В статье проанализированы опусы для фортепиано, созданные в годы учебы композитора в консерватории и относящиеся к раннему периоду творчества. На основе анализа фортепианных сочинений, которые стали своего рода "творческой лабораторией" Ю. И. Ирдынеева, прослеживается эволюция его стиля: от первых опытов работы с фольклорным материалом в фортепианном цикле "Шесть детских пьес", через обращение к романтическому жанру в цикле "Три экспромта", к значительному итогу творческих поисков – Сонате для фортепиано (1971). Для понимания самобытности и уникальных черт композиторского стиля авторами предпринят целостный анализ фортепианных сочинений, который включает в себя изучение каждого произведения с точки зрения интонационного, тонального и гармонического развития, особенностей образной сферы и драматургии. В исследовании уделяется внимание и специфике исполнительской интерпретации национальных фортепианных произведений. Метод исследования в статье выбран комплексный, сочетающий в себе подходы источниковедческого, музыкально-теоретического, интонационного, исполнительского и сравнительного анализа. Новизна работы состоит в проведении развернутого исследования, которое позволило выявить системные связи фортепианной музыки Ю. И. Ирдынеева с национальными и европейскими музыкальными традициями. В результате, сделан вывод о том, что своеобразие фортепианного наследия Ю. И. Ирдынеева заключается в глубоком и многогранном претворении национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. Автор отмечает определяющую роль бурятского фольклора, народных праздников, песен, танцев, имитации звучания народных инструментов (лимби, хур), философско-мировоззренческих констант в формировании композиторского стиля. Фортепианная музыка Ю. И. Ирдынеева отличается своей оригинальной палитрой художественных образов, вызывающей богатый строй эмоций и ассоциаций. Композитор использует традиционные жанры и современные композиционные техники, привнося индивидуальность с помощью интонационно-тематического материала, бурятских национальных истоков и ладовости, а также способами работы с тематическим материалом. Ю. И. Ирдынеев обогатил бурятскую музыку рядом новых для неё приёмов музыкальной выразительности (сонорные созвучия, кластеры, додекафония) и внёс значительный вклад в фортепианный учебно-педагогический репертуар музыкальных учебных заведений Бурятии.
Ключевые слова:
пентатоника, ёхор, жанры, соната, экспромты, фигурации, кварто-квинтовые, вертикали, кластер, додекафония
Abstract:
One of the relevant tasks of the modern science of music is the examination of ethnic cultures. The object of this research is the piano music of the Buryat composer Yuri Irineevich Irdyneev. The subject is the peculiarities of realization of ethnic traditions in his piano compositions. The article analyzes opuses for the piano created during the composer's study at the conservatory, attributed to his early period. Based on the analysis of piano compositions, which became a so-called “creative laboratory” of Y. I. Irdyneev, the author traces the evolution of his style: since the first experiments of working with folk material in the piano cycle "Six Children Musical Compositions", through the reference to a romantic genre in the cycle "Three Improvisations", to a monumental conclusion of his creative pursuits – “The Piano Sonata” (1971). For understanding the uniqueness of composer's style, the carried out a comprehensive analysis of piano compositions, which includes examination of each piece from the perspective intonation, tonal and harmonious development, peculiarities of imagery sphere and dramaturgy. Emphasis is made on the specifics of performing interpretation of the ethnic piano compositions. The novelty lies in determination of systemic correlations of Y. I. Irdyneev's piano music with the national and European music traditions. It is concluded that the uniqueness of his piano heritage consists in the profound and multifaceted realization of ethnic traditions in the piano compositions. The author underlines the defining role of Buryat folklore, traditional festivities, songs, dances, imitation of the sound of folk instruments, philosophical and worldview constants in the formation of composer's style. The piano music of Y. I. Irdyneev is known for the original palette of artistic images, which evokes rich emotions and associations. The composer employs the traditional genres along with modern compositional techniques, bringing individuality by means of intonation-thematic material, Buryat ethnic origins and modality, as well as ways of working with thematic material. Yuri Irdyneev has enriched Buryat music with a number of new techniques of musical expression (sonorous consonances, clusters, dodecaphony), and significantly contributed to the piano educational and pedagogical repertoire for the music educational institutions of Buryatia.
Keywords:
кварто-квинтовые, figurations, impromptu, sonata, genres, yohor, pentatonic, vertical lines, cluster, dodecaphony