Культура и культуры
Правильная ссылка на статью:
Шулин В.В.
Специфика музыкального языка джаза и эстрады
// Человек и культура.
2018. № 1.
С. 1-9.
DOI: 10.25136/2409-8744.2018.1.25294 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25294
Аннотация:
Предметом исследования является музыкальный язык джаза и близких к нему стилей эстрадной музыки. Основной материал статьи составляет анализ элементов джаза, в которых наиболее отражена его исполнительская специфика: ритм, гармония, фактура, интонационно-артикуляционные особенности. Однако любое аналитическое исследование джаза будет не полным, если его рассматривать лишь в рамках сугубо музыкальной системы, без учета его местоположения в обще музыкальном пространстве. Специфика джазовой гармонии раскрывается через особенности соединения европейской гармонической системы и ладовых принципов блюзового ин-тонирования. Методы, применяемые в работе, предполагают системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить тему, так как джаз не поддается полному осмыслению в границах категориальной сетки академической науки, выводы которой, главным образом, базируются на основе нотного текста. Основными выводами и, одновременно, новизной проведенного исследования можно признать выявленные ключевые особенности музыкального языка джаза и сопряженных с ним стилей эстрады. Важнейшей особенностью следует признать его ритмическую специфику, выражающуюся в любом периоде джаза через трактовку восьмых внутри доли, балансирующую между равнометричностью, триольностью или восьмой с точкой и шестнадцатой, а также соотношение в использовании этих метрических фигур между инструментами во время исполнения. Наряду с ритмическими особенностями следует выделить и гармоническую составляющую, выраженную в фоническом отношении – в общей диссонантности джазового звучания, а в техническом, как вытекающее из предыдущего, в особенностях фактуры, строения и взаимодействии голосов аккорда.
Ключевые слова:
джаз, музыкальная эстрада, ритм, джазовая гармония, музыкальное искусство, джазовая фактура, интонирование, артикуляция, свинг, музыкальный язык
Abstract:
The subject of this research is the musical language of jazz and allied styles of pop music. The basic material of the article consists of the analysis of jazz elements that most extensively reflect the performance specificity: rhythm, harmony, texture, intonation and articulation features. However, any analytical examination of jazz will not be complete if viewed strictly within the framework of music system, not taking into account its position within the overall musical space. The specificity of jazz harmony is revealed through the peculiarities of compound the European harmonious system and modal principles of blues intonations. Methods applied in this work suggest the system, genre, and hermeneutic approaches that allow most adequately reflect the theme, because jazz is not subjected to full comprehension within the boundaries of categorical grid of academic science, which conclusions are mostly based on the score. The article determines the key specificities of the musical language of jazz and allied styles of pop music. The main peculiarity implies its rhythmic specificity that manifests in any jazz period through the interpretation of the eighths within beat or the eights with the dot and sixteenth, as well as correlation in using of these metrical figures between the instruments during performance. Alongside the rhythmic peculiarities, the author underlines the harmonious component, expressed in the phonic aspect – in overall dissonance of jazz sounding, and in technical, as resulting from the previous, in specificities of the texture, structure, and interaction of the sounds of chords.
Keywords:
articulation, intonation, jazz texture, music art, jazz harmony, rhythm, pop music, jazz, swing, musical language