Музыка и музыкальная культура
Правильная ссылка на статью:
Чепинога А.В.
«Идея» и «мораль», как категории действенного анализа партитуры оперы
// Человек и культура.
2016. № 1.
С. 41-76.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.1.17866 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17866
Аннотация:
Предметом исследования в данной статье являются «идея» и «мораль», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «идея» и «мораль» - принципиально отличны одно от другого, высказывается мысль о недопустимости повсеместного «смешения» этих двух понятий. Показывается опасность подмены понятием «мораль» понятия «идея» и их последствия для целостности и смысла спектакля. Особо подчеркивается, что ангажированность, идеологичность, социологичность реализованному на сцене драматургическому материалу как раз придает использование «морали», реализуемое через строгое конфликтное разграничение персонажей на две конфронтационные стороны. В то время, как использование такого инструмента, «идея» существенно расширяет образные возможности режиссера путём включения в конфликт всех без исключения действующих лиц, без искажения их характеров и мотивировок. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью дать строгое определение, то есть выделить характерные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия категорий «идея» и «мораль». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Появление за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссером проведена искусственная «актуализация» исходного классического драматургического материала отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры. В частности, за отсутствием четких определений ключевых для анализа пьесы и партитуры, категорий, режиссеры либо по неведению, либо намеренно смешивают понятия «идея» и «мораль» и тем самым извращают изначальный драматургический замысел, сводя глубокие философские произведения к идеологическим, ангажированным агиткам.
Ключевые слова:
театр, режиссура, теория режиссуры, действие, действенный анализ, сюжет, опера, оперная режиссура, идея, мораль
Abstract:
The subject of study in this article are the "idea" and "morality" as a director effective tools of analysis of the play or the score of the opera. Special attention is paid to the development of clear definitions for each concept with a view to their precise delineation. It is stated that the "idea" and "morality" - fundamentally different from one another, expressed the idea of non-universal "mixing" of these two concepts. Shows the dangers of the concept of substitution of "morality," the concept of "idea" and their implications for the integrity and sense of play. It is emphasized that the engagement, The ideological, sotsiologichnost implemented on stage dramaturgical material just gives the usage of "morality", which is realized through strict delineation of conflicting characters into two adversarial parties. At that time, the use of such a tool, the "idea" significantly expands the possibilities of imaginative director by including in the conflict, without exception, all the actors, without distorting their character and motivations.Method and methodology of the study. The article provides a thorough theoretical analysis to give a strict definition, that is, to identify the characteristic hand, signs, features, characteristics and categories of actions the principle of "idea" and "morality." For this study on a thorough study of the classics of director effective analysis in a Drama and Opera House, the theory of drama and opera directing (a small part of which is shown in the bibliography), with detailed notes and quoting.Novelty and conclusions. The emergence over the last thirty years at the opera and dramatic theater productions, where the director conducted an artificial "updating" of the original classic dramatic material clearly indicates a crisis in the theory of directing. In particular, the absence of clear definitions of the key for the analysis of the play and the score, categories, directors either through ignorance or deliberately mixed the concept of "idea" and "morality" and thus distort the original dramatic vision, bringing deep philosophical works to ideological, partisan grandstanding.
Keywords:
theater, directing, Directing theory, act, an effective analysis, plot, opera, Opera Directing, idea, morality