Искусство и искусствознание
Правильная ссылка на статью:
Чжан Ц.
Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы
// Человек и культура.
2016. № 2.
С. 75-90.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.2.19406 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19406
Аннотация:
В статье Чжан Цзунгуана «Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы» объектом исследования является дворцовая живопись указанного периода. Предмет рассмотрения – живописные работы цинской эпохи, написанные придворными художниками и достоверно отражающие реальные лица и события. Автор подробно рассматривает произведения, посвященные военным действиям, инспекционным походам императоров, жертвоприношениям, церемониям, пирам, подношениям даров, охоте, при этом оговаривается отличие понятия «реализм» в европейском и китайском искусствоведении. Особое внимание автор уделяет демонстрации художественных достоинств этих произведений и показывает, каким образом в некоторых из них проявляется сино-европейский стиль. Методологической основой статьи стали философские и общенаучные, а также частнонаучные методы и принципы: сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы искусствоведческого изучения большого количества изобразительного материала, сравнительно-стилистический метод; культурологические методы исследования социокультурных реалий, в том числе компаративный, социологический, аксиологический, семиотический. Новизна проведенного, в частности на основании некоторого впервые вводимого в российское искусствоведение материала, исследования заключается в подробном искусствоведческом описании и атрибуции произведений «документальной живописи», в аргументированном утверждении высокой художественной и исторической ценности описываемых работ, в констатации синергического характера взаимодействия западных и китайских техник живописи в эпоху Цин.
Ключевые слова:
придворная живопись, реализм, династия Цин, европейские приемы живописи, Сино-европейский стиль, искусствоведение, документальная живопись, эпоха Цин, инспекционные походы императоров, китайское искусствоведение
Abstract:
In article “Court Painting in Qing Epoch: Documentary Artworks” by Zhang Zongguang the study object is palace painting of the period specified. The subject matter is Qing epoch paintings created by palace artists and reflecting real persons and events true-to-fact. The author reviews in details works dedicated to real war actions, emperors’ inspection campaigns, sacrifice, ceremonies, feasts, offering gifts, hunting. Furthermore, the difference of concept “realism” in European and Chinese art history is outlined. The author pays special attention to demonstrate artistic features of these works and shows, how Sino-European style is manifested in some of them.Methodology base of the article is philosophical and general scientific as well as specific scientific methods and principles, such as comparative principle, historical method, system-oriented analysis, analysis and synthesis, induction and deduction; methods of art history study of large quantity of pictorial material, comparative stylistic method; cultural methods of study of socio-cultural realities, including comparative, sociological, axiological, semeiotic ones. The novel nature of the conducted investigation, particularly, on the basis of some material firstly introduced in Russian art history, is given by detailed art history description and attribution of “documentary artworks”, by evidenced confirmation of high artistic and historical value of the works, by verification of synergic nature of interference of Western and Chinese techniques during Qing epoch.
Keywords:
Chinese art history, emperor’s inspection campaigns, Qing epoch, documentary paintings, art history, Sino-European style, European methods of painting, Qing dynasty, realism, court painting