Экранная культура и экранные искусства
Правильная ссылка на статью:
Жданова В.А.
Соцветие мифа. Проблемы идеологического реформирования 1920-х гг.: отражение в советском кинопроцессе
// Человек и культура.
2014. № 3.
С. 64-85.
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.3.13096 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13096
Аннотация:
Предметом исследования является отражение в советском кино 1920-х гг. социальных перемен в обществе. Отражение – не всегда прямое, опосредованное, метафорическое, поэтическое. Например, Москва эпохи военного коммунизма, НЭПа – в фильме «Аэлита» Я.А. Протазанова. В статье анализируются отдельные аспекты советского кинопроцесса второй половины 1920-х годов. Исследуются некоторые идеологические составляющие творчества Дзиги Вертова. Рассматриваются с точки зрения отражения идеологии в кино фильмы «Аэлита» (1924, режиссер Я. Протазанов), «Третья Мещанская» (1927, режиссер А. Роом), «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин). Статья базируется на архивном материале (архивные фонды «Главискусство», «Совкино» РГАЛИ) и прессе этого периода («Советское кино», «Кино-Неделя», «Кино-Фронт» и др.). Применен сравнительный анализ источников. По данному периоду развития советского кино в последнее время опубликованы научные исследования Ю.И. Горячева, Н.М. Зоркой, В.С. Листова, Е. Марголита, А. Рубайло, В.И. Фомина и других киноведов. Новизной отличается постановка цели исследования: выявление проекций, систем отражения изменяющейся социальной действительности в советском кинопроцессе 1920-х гг. Характеристика в данном исследовании деталей отражения в кинопроцессе изменений социо-культурного облика страны позволит обнаружить подробности и узловые моменты кинопроцесса 1920-х гг. К научным результатам исследования следует отнести вывод о постепенном укреплении мифологем в советском кино, «укоренении» в пространстве фильма уже не поэтизированной реальности, а мифологической схемы функционирования социалистического общества.
Ключевые слова:
Россия, революция, классика, социальность, рабочий зритель, фильмы, режиссура, репертуар, идеологическое реформирование, культура
Abstract:
Object of research is reflection in the Soviet cinema of the 1920th of social changes in society. Reflection – not always direct, mediated, metaphorical, poetic. For example, Moscow eras of military communism, the New Economic Policy – in the movie "Aelita" of Ya.A. Protazanov. In article separate aspects of the Soviet film process of the second half of the 1920th years are analyzed. Some ideological components of creativity of Dzigi Vertov are investigated. Movies "Aelita" (1924, the director Ya. Protazanov), "the Third Petty-bourgeois" (1927, the director A. Room), "The poet and the tsar" are considered from the point of view of reflection of ideology at cinema (1927, the director V. Gardin). Article is based on archival material (archival funds "Glaviskusstvo", "Sovkino" of RGALI) and the press of this period ("The Soviet cinema", "Film Week", "Film Front", etc.). The comparative analysis of sources is applied. On this period of development of the Soviet cinema scientific researches Yu.I are published recently. Goryachev, N. M. Zorkoy, V. S. Listov, E. Margolita, A. Rubaylo, V. I. Fomin and other film experts. Statement of a research objective differs in novelty: identification of projections, systems of reflection of the changing social reality in the Soviet film process of the 1920th. The characteristic in this research of details of reflection in film process of changes of sociocultural image of the country will allow to find details and focal points of film process of the 1920th. It is necessary to refer a conclusion about gradual strengthening of mythemes in the Soviet cinema, "rooting" in movie space of not poeticized reality, and the mythological scheme of functioning of socialist society to scientific results of research.