Этнология и культурная антропология
Правильная ссылка на статью:
Пименова Н.Н.
Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики
// Человек и культура.
2014. № 2.
С. 28-66.
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11269 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=11269
Аннотация:
Предмет исследования - содержание и форма сохранения, трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенков, нганасан, чулымцев). Автором были проведены полевые исследования в местах компактного проживания чулымцев в селе Пасечнок Тюхтетского района Красноярского края, где проживают представители чулымцев. На основании анализа современных культурных практик и их отражения в научно-исследовательской литературе представлены векторы изменения культурного пространства коренных малочисленных народов Красноярского края в условиях глобализации и реиндустриализации северных территорий Российской Федерации. Применялись полевые методы исследования, моделирование идеальных социальных типов (М. Вебер). Большое значение имел концептуальный анализ понятия "культурное наследие", критическая переработка научно-исследовательских текстов по тематике культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Доказано, что постсоветские практики сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края, в основном, сводятся к музеизации этого наследия, присвоения этнической группой культурных знаков и символов, связанных с шаманизмом. В связи с этим складывается особый культурный феномен неошаманизма, который является, скорее, репрезентацией культурных практик постмодерна, чем премодерна. Можно зафиксировать различие векторов реальной социально-экономической и культурной ситуации коренных малочисленных народов Красноярского края (связанные с процессами модернизации и реиндустриализации сибирских регионов Российской Федерации) и культурных практик, связанных с этнической идентичностью (где фиксируется экзотическое своеобразие коренных народов Сибири). Разрешение этого противоречия связано с виртуализацией культурного пространства северных народов и с нормативно-правовыми механизмами, регулирующими использование культурных знаков и символов северных народов.
Ключевые слова:
культурные исследования, этнология, Север, коренные малочисленные народы, эвенки, чулымцы, нганасаны, Сибирский федеральный университет, полевые исследования, культурное наследие
Abstract:
The subject of the research is the contents and the form of keeping and transmitting the cultural heritage of the small indigenous groups of Krasnoyarsk Krai (the Evenkis, the Nganasan, the Chulyms).The author performed ethnographic studies in the areas of the Chulyms’ compact settlement in the village of Pasechnok, Tjukhtetski Region, Krasnoyarsk Krai. Vectors of the changes in the cultural space of the small indigenous groups in the conditions of globalization and reindustrialisation of the Russian Federation Nothern Territories are represented on the basis of the present-day cultural practices and their reflection in the scientific literature. The site studies methods, modeling of social types (M. Weber) were used. The conceptual analysis of the notion “cultural heritage” had a great meaning as well as the critical revision of scientific texts on the topic of the cultural heritage of the small indigenous groups of the North, Siberia and the Far East. It is proved that the post-Soviet methods of keeping the cultural heritage of the small indigenous groups of Krasnoyarsk Krai comes, mostly, to making it a part of museum exhibitions, assigning the cultural symbols of shamanism by the cultural group. In connection with this a special cultural phenomenon of neoshamanism has appeared which is rather a representation of postmodernist cultural practices than that of the premodernist. We may observe the difference between the vectors of a real social economic and cultural situation of the small indigenous groups of Krasnoyarsk Krai. These differences between the vectors are connected with the processes of modernization and reindustrialization of the Siberian regions of the Russian Frderation. The differences are also observed in the cultural practices connected with the ethnic identity (where the exotic peculiarities of the small indigenous groups of the Siberia can be seen). Solution of this contradiction is bind to the virtualization of the cultural space of the Nothern peoples and to the rules and regulations mechanisms that regulate the usage of cultural signs and symbols of the Nothern nations.
Keywords:
Cultural ctudies, enthnology, the North, small indigenous groups, the Evenkis, the Chulyms, the Nganasans, the Siberian Federal University, site studies, cultural heritage