Этнография и этнология
Правильная ссылка на статью:
Иликаев А.С.
Проблема достоверности и божественного статуса образа небесных дев в марийской мифологии
// Genesis: исторические исследования.
2024. № 11.
С. 1-11.
DOI: 10.25136/2409-868X.2024.11.72216 EDN: DXYTHY URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72216
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: DXYTHY
|
Аннотация:
Предметом данной статьи является вопрос о достоверности, а также божественном статусе небесных дев в марийской мифологии. Образы небесных дев (например, Юмынудыр – Дочери Неба/Бога) в марийской мифологии являются архетипическими. Кроме того, образы небесных дев встречаются в мифологии финнов, карел, коми и мордвы. Так, коми известная дочь солнца Зарань, мордве – Касторго и Вецорго, дочери богини Анге-Патяй. Среди небесных дев кроме Юмынудыр у мари можно отметить Пиамбар, Йымын Ыдыр, Йукталче, Пампалче и др. Тем не менее некоторые исследователи сомневаются в аутентичности образа Юмынудыр в виду того, что он является якобы единственным, собственно мифологическим образом в марийской мифологии. Однако у мари сохранился настоящий миф о Пиамбар – дочери Куго Юмо. Кроме того образы небесных дев присутствуют во множестве марийских сказок, песен, заклинаний. Методологической основой исследования послужил сравнительно-исторический метод. Он позволил систематизировать имеющиеся в этнографической литературе сведения об образе небесных дев в марийской и других родственных финно-угорских мифологиях. Также были использованы полевые материалы автора. Научная новизна статьи заключается в том, что нами было показано, что Юмынудыр и схожие с ней персонажи в марийской мифологии выступают архаическими божествами, которые сохранили связь с водной средой, культом предков, а также свои магически-охранительные функции. В качестве локального божества богиня Пиамбар до сих почитается некоторыми группами мари. Таким образом, божественный статус небесных дев в марийской мифологии сложен и противоречив. С одной стороны, образы небесных дев являются распространенными и популярными в фольклоре, заклинательной магии, с другой, достаточно скромно представлены в обрядах, молениях. Однако, на наш взгляд, это не позволяет утверждать, что небесные девы в марийской мифологии стали лишь «сниженным» вариантом прежних богинь. Скорее, речь идет о сложной эволюции образов от матриецентристских божеств до фольклорных, сказочных и локальных персонажей.
Ключевые слова:
небесная дева, богиня, архетип, матриецентризм, мари, финны, карелы, мордва, удмурты, тотемические верования
Abstract:
The subject of this article is the question of the authenticity, as well as the divine status of celestial maidens in Mari mythology. The images of celestial maidens (for example, Yumyndyr – the Daughter of Heaven/ God) in Mari mythology are archetypal. In addition, images of celestial maidens are found in the mythology of the Finns, Karelians, Komi and Mordvins. So, Komi is the famous daughter of the sun Zaran, Mordvins – Castorgo and Vecorgo, the daughters of the goddess Ange-Patiai. Among the heavenly maidens, in addition to Yumyndyr, Mari can be noted Piambar, Yymyndyr, Yuktalche, Pampalche, etc. Nevertheless, some researchers doubt the authenticity of the image of Yumyndyr in view of the fact that it is supposedly the only proper mythological image in Mari mythology. However, Mari still has a real myth about Piambar, the daughter of Kugo Yumo. In addition, images of celestial maidens are present in many Mari fairy tales, songs, and spells. The materials indicate that Yumyndyr and similar characters act as archaic deities who have retained their connection with the aquatic environment, the cult of ancestors, as well as their magical and protective functions. As a local deity, the goddess Piambar is still revered by some Mari groups. Thus, the divine status of celestial maidens in Mari mythology is complex and contradictory. On the one hand, the images of heavenly virgins are common and popular in folklore, incantation magic, on the other hand, they are modestly represented in rituals and prayers. However, in our opinion, this does not allow us to assert that the heavenly virgins in Mari mythology became only a "reduced" version of the former goddesses. Rather, we are talking about the complex evolution of images from matrix-centered deities to folklore, fairy-tale and local characters.
Keywords:
Udmurts, Mordvins, Karelians, Finns, Mari, matriarchy, archetype, goddess, heavenly maiden, totemism