Культура и культуры в историческом контексте
Правильная ссылка на статью:
Хайретдинова Н.Э.
Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.)
// Genesis: исторические исследования.
2017. № 5.
С. 73-96.
DOI: 10.7256/2409-868X.2017.5.19671 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19671
Аннотация:
Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Ключевые слова:
театр, Уфа, Башкирия, Великая Отечественная война, зритель, зрительская мотивация, эвакуация, эвакуированные театры, гастроли известных артистов, ценовая доступность
Abstract:
The subject of this research is the motives of activity of theatrical audience in rear during the initial period of the Great Patriotic War. Theatres, along with the other facilities, continued to function; and moreover, they were never empty. But the understanding of fact that people far from the frontline, working for the victory, suffered deprivations, raised the questions regarding the moral and ethical views, demands, and financial opportunities of population. The research is conducted on the example of entertainment events of Ufa – capital of Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic. The source base for writing this article consisted of the unpublished archive materials, as well as the published materials, including the reminiscences of participants of the events. During the course of the research, it was established that the theatre as far back as 1930’s was viewed by the government as agitation and educational platform, as a powerful and endowed with artistic virtue tool of interaction upon public consciousness that in the severe conditions were boosting the economy of the country. And because the agitation force of the theatre would have been worthless without the full audience halls, the party-state apparatus were putting effort into increasing the popularity of cultural entertainment. Namely during this period, the theatre began to define the personal prestige of a Soviet citizen. In other words, by 1941 the spectator potential in the country, especially in the cities, was rather high. The agitation-educational meaning of theatre highly increased with the beginning of war, which of course, affected the cultural policy of the state. Multiple famous theatrical troupes from Odessa, Kiev, and other cities, were evacuated to Ufa due to favorable circumstances that encouraged the interest towards theatre. The city provided affordable prices for such events, including free service for the wounded in battle and active duty sergeants. Overall, the author notes that the tragicalness of situation did not interrupt the cultural upturn.
Keywords:
evacuated theaters, evacuate, spectator motivation, spectator, Great Patriotic War, Bashkiria, Ufa, theatre, tours of famous artists, affordability