История политических и правовых учений
Правильная ссылка на статью:
Мамычев А.Ю., Филиппова М.К.
Средневековая традиция архетипических исследований публично-властной организации
// Genesis: исторические исследования.
2017. № 6.
С. 82-94.
DOI: 10.25136/2409-868X.2017.6.21163 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21163
Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом публикации: Mamychev A., Mordovtseva T., Mamycheva D., Alexey Shirshov A., Filippova M. Medieval Tradition of Archetypal Research of Public-Power Organization: Formation and Evolution // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 93. P. 407-418.
Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом настоящего исследования выступила средневековая политико-правовая мысль в рамках которой развивались архетипические (божественные) идеи, а также античные представления об «архе» (изначальной основы, прото-идеи и т.п.) как глубинного основания публично-властной организации и ценностно-нормативной системы. В статье показывается, что средневековая мысль сформировали две осевые линии развития архетипических исследований: первая, связанная с высшими архе-идеями, изначальными принципами, божественными установлениями и т.д.; вторая, напротив, с чисто человеческим, материальным измерением архетипа – архаическое наследие, бессознательные структуры психики, коллективные представления, изначальный произвол и «культурная амнезия» источников социально-политической и правокультурной целостности, конкретных политико-правовых институтов. Теоретико-методологической основой настоящего исследования выступили наработки всеобщей истории государства и права, положения юридической антропологии и культурно-исторического подхода, применяемого в правоведение и политологии. В качестве основных методов использовались общефилосфские (системный, феноменологический и диспозитивный, ориентированные реконструкцию «мыследеятельностного фона» эпохи), а также общелогические методы (анализ, синтез, аналогии и др.) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой). Научная новизна работы связана авторской трактовкой средневековой традиции архетипических исследований. В статье раскрывается и обосновывается уникальная традиция, концептуально оформленная средневековыми теологами, связанная с пониманием архетипа как одновременно конечной и изначальной «точки гармонизации» волевых, познавательных и духовных сил. В этом аспект показывается идеационный характер изложения архетипических основ. Так, если в материальном мире, в человеческой организации действуют тенденции множественности, различий и разделений, то архетип «порождает» принципиально иное измерение, формирует «точку схождения», или «способ восхождения» к единому, общему. Автор показывает, что это и позволяет архетипической традиции заложить основу иного измерения – измерения представляющего основу для обоснования, а не описания, новый способ помыслить целостность в многообразии и разделении или осуществить «сборку» публично-властного пространства, основанного на изначальных идеях и принципах. В статье также обосновывается, что идея архетипических основ как описывающего дискурса, стала доминирующей в эпоху Возрождения и Реформации, а также существенно повлияло на становление юнгианской теории архетипа. Кроме того, новизна и значимость работы связана с описанием заложенной в средневековье традиции рассмотрения позитивного права в инструментальном аспекте, т.е. как необходимой институционально-нормативной формы, обеспечивающей проявление и присутствие высших ценностей и нормативов в публично-властной организации, в том числе принуждения членов сообщества к следованию высшим принципам и идеалам.
Ключевые слова:
архетип, государство, право, правовая культура, публично-властная организация, средневековье, теология, эволюция, юридическое мышление, политические учения
Abstract:
The subject of this research is the medieval political legal thought, within the framework of which have developed the archetypal (divine) ideas, as well as the antique perceptions about the “arche” (initial foundation, proto-idea, etc.) as a deep foundation of the public authority organization and value-normative system. The article demonstrates that the medieval though has formed two axial lines of evolution of the archetypal research: first one is associated with the highest arche-ideas, initial principles, divine concepts, etc.; second one, on the contrary, is associated with the purely human, material measurement of an archetype – archaic heritage, unconscious structures of mentality, collective ideas, initial outrage and "cultural amnesia" of the sources of sociopolitical and legal cultural integrity, as well as particular political legal institutions. The theoretical methodological basis of this research consists in the experience in world history of state and law, positions of juridical anthropology, and cultural-historical approach applied on legal studies and political science. The scientific novelty of this work lies in the author’s interpretation of the medieval tradition of archetypal research. The article reveals and substantiates a unique tradition that in conceptually framed by the medieval theologians and associated with perceiving an archetype as simultaneously final and initial “point of harmonization” of the volitional, cognitive, and spiritual powers. This aspect depicts the ideative character of interpretation of the archetypal foundations. Archetype “originates” the crucially new dimension, forms the “point of convergence”, or the “way of ascension” to the uniform, universal. The article also substantiate that the idea of archetypal foundations as a descriptive discourse became dominant in the era of Renaissance and Reformation, as well as significantly influences the establishment of the theory of Jungian archetypes. The novelty also implies the characterization of the formed in Medieval Times tradition of examination of the positive law in instrumental aspect, in other words, as a necessary institutionally normative form that ensures manifestation and presence of the highest values and norms within the public authority organization, including forcing the members of community to follow the highest principles and ideals.
Keywords:
theology, Middle Ages, public authority organization, legal culture, right, state, archetype, evolution, legal thinking, political doctrines