Аннотация:
В статье выявляются традиции акмеизма и неоакмеизма, трансформация и художественное «преломление» романтической эстетики неоакмеизма в творчестве поэта «фронтового поколения» (Ю. Левитанского), а также представителей «эстрадной поэзии» (Р. Рождественского, Е. Евтушенко). Рассматриваются также проблема пространства и времени, поэзия Ю. Левитанского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко сопоставляется с пространственно-временным континуумом «Божественной комедии» Данте, «синхронно-реминисцентный хронотоп», благодаря которому создается жанровая полифония, проецирующая каждое конкретное произведение в бесконечный контекст интерпретаций и прототекстов, и «монолог на полифонической основе». Проводится детальная классификация и типология жанровых форм указанных авторов. Впервые анализируется романтическая эстетика неоакмеизма, зародившаяся в ходе художественных поисков «шестидесятников», выстраивающая поэтическую миромодель, обусловливающую впоследствии перспективу новых открытий на путях культурологии, философии, отечественной и мировой литературы. В статье отмечена важность для анализа временной категории в поэзии «ренессансного акмеизма» герменевтической концепции В. Дильтея, согласно которой время рассматривается как особого рода категория духовного мира, обладающая объективной ценностью для постижения реальности в переживании. Предпринятый анализ убедительно показывает, что одной из важнейших онтологических констант, участвующих в формировании картины поэтического мира, а также художественного направления неоакмеизма, является специфическая концепция художественного времени и пространства. Устанавливаются, помимо субъективного времени и пространства, внутреннее пространство времени и внешнее пространство времени (термины В. Вернадского), а также циклическая, вероятностная причинность и условные смыслы, «операторы» времени и пространства. Самостоятельный статус методологии подразумевает то, что она включает в себя моделирующую мир онтологию. Этот фактор особенно важен для анализа поэтического текста в акспекте его мифологии, художественного времени и пространства, так как творчество акмеистов априори онтологично и посредством специфической мифологии, вмещающей в себя множество архетипов различных эпох и столетий, создает авторскую миромоделирующую реальность. В центре сопоставительного подхода – подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, художественного пространства и времени - синхронно-реминисцентного хронотопа – сходным образом представленного в стихотворениях А. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, «Божественной комедии» Данте, лирических циклах А. Ахматовой, поэзии Арс. Тарковского и Р. Рождественского. Сравнительно-типологический метод дополнен элементами как структурного, так и рецептивно-герменевтического подходов. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции поэтического текста служат ключом к пониманию семантики и внутренних структур парадигмы неоакмеизма. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованных поэтов фронтового поколения подвергается всесторонней интерпретации, рассматривается в свете действия механизма культурной памяти, как синтез формы и содержания. Зашифрованные реминисценции в поэтических текстах связаны с авторским приемом полисемии, «полицитатности», носящей имплицитный характер. Образы-архетипы ассоциируется одновременно с несколькими цитатными источниками – библейскими, фольклорными, различными образами отечественной и зарубежной литературы, благодаря чему приобретают статус нескольких потенциальных «прототекстов» и интерпретаций. С формальной точки зрения это способствует возникновению жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей». Делается вывод о том, что неоакмеизм (русский «Ренессанс») содержит в своей структуре, центр которой составляет «семантическая поэтика», некий объединяющий ментальный код русской культуры, который объединяет внешне и формально совершенно различных поэтов в рамках единого литературного течения. В этом смысле можно говорить не об акмеистической традиции в современной поэзии, а о непрерывном развитии «семантической поэтики» акмеизма и наследующего ее неоакмеизма в творчестве целого ряда современных поэтов, то есть о становлении поэтической практики акмеизма на протяжении всего ХХ века, причем без принципиального изменения не только эстетических, о и семиотических предпосылок, которое преимущественно и маркирует смену поэтических систем. Таким образом, в современном литературоведении конструктивный диалог двух художественных систем – акмеизма и неоакмеизма – рассматривается в нескольких аспектах: сопоставительном (анализ типологических связей, реминисценций, аллюзий), гносеологическом (сходство мировоззрений поэтических систем), интертекстуальном (так, поэзия А. Ахматовой служит «прототекстом» лирики Ю. Левитанского, Арс. Тарковского, Е. Евтушенко), онтологическом (единство мифологии, формирующей, в свою очередь, определенную миромодель - так «ахматовский миф» создает имманентную себе структуру индивидуальной авторской мифологии неоакмеистов), и, наконец, на уровне «минитекста» поэтики заглавий, эпиграфов, посвящений. Филологическая и философская герменевтика в настоящее время в совокупности сформировали поле интерпретационного дискурса современной поэзии.
Ключевые слова:
акмеизм, неоакмеизм, фронтовое поколение, поэзия, синхронно-реминисцентный хронотоп, Божественная комедия, романтическая эстетика, архетип, символ, семантическая поэтика
Abstract:
In article traditions of acmeism and neoacmeism, transformation and art "refraction" of a romantic esthetics of neoacmeism in works of the poet of "front generation" come to light (Yu. Levitansky), and also representatives of "variety poetry" (R. Rozhdestvensky, E. Yevtushenko). Also the problem of space and time are considered, Yu. Levitansky, R. Rozhdestvensky, E. Yevtushenko's poetry is compared with an existential continuum of "The divine comedy" of Dante, "a synchronous and reminiscential chronotope" thanks to which the genre polyphony projecting each concrete work in an infinite context of interpretations and prototexts, and "a monologue on a polyphonic basis" is created. Detailed classification and a typology of genre forms of the specified authors is carried out. The romantic esthetics of neoacmeism which has arisen during art searches of "men of the sixties", building poetic миромодель, the prospect of new opening causing subsequently on the ways of cultural science, philosophy, the domestic and world literature is for the first time analyzed. In article importance for the analysis of temporary category in poetry of "the Renaissance acmeism" of the hermeneutic concept of V. Diltey according to which time is considered as special type of category of inner world having objective value for comprehension of reality in experience is noted. The undertaken analysis convincingly shows that one of the major ontologic constants participating in forming of a picture of the poetic world, and also the art direction of neoacmeism is the specific concept of art time and space. Are established, in addition to subjective time and space, internal space of time and external space of time (V. Vernadsky's terms), and also cyclic, probabilistic causality and conditional meanings, "operators" of time and space. The independent status of methodology implies that it includes the ontology modeling the world. This factor is especially important for the analysis of the poetic text in an akspekta of its mythology, art time and space as creativity of acmeists a priori ontologichno and by means of the specific mythology containing in itself a set of archetypes of different eras and centuries creates authoring miromodeliruyushchy reality. At center of comparative approach – similarity of means of expression and authoring stylistics - from literary receptions, general phrases, quotes, hints up to a community of the authoring concept of a lyrical plot, art space and time - a synchronous and reminiscential chronotope – a similar image provided in A. Akhmadullina, E. Yevtushenko, R. Rozhdestvensky's poems, "The divine comedy" of Dante, lyrical cycles of A. Akhmatova, poetry of Ars. Tarkovsky and R. Rozhdestvensky. The comparative and typological method is added by elements of both structural, and receptive and hermeneutical approaches. The comparative analysis and a method of semiotics reconstruction of the poetic text serve as a key to understanding of semantics and inner patterns of a paradigm of neoacmeism. Novelty of operation is that works of low-probed poets of front generation are exposed to all-round interpretation, is considered in the light of operation of the mechanism of cultural memory as synthesis of form and content. The ciphered reminiscences in poetic texts are connected to authoring reception of polysemanticism, the "politsitatnost" having implicit character. Images archetypes it is associated along with several quotation sources – bible, folklore, different images of domestic and foreign literature thanks to what acquire the status of several potential "prototexts" and interpretations. From the formal point of view it promotes origin of genres on a joint of two and more genre "valences". The conclusion that the neoacmeism (Russian "Renaissance") contains in the structure which center is constituted by "semantic poetics", a certain uniting mental code of the Russian culture which unites external and formally absolutely various poets within a single literary trend is drawn. In this sense it is possible to speak not about akmeistichesky tradition in modern poetry, and about continuous development of "semantic poetics" of acmeism and the neoacmeism inheriting it in creativity of a number of modern poets, that is about formation of poetic practice of acmeism for all XX century, and without basic change not only esthetic, about and semiotics prerequisites which mainly and marks change of poetic systems. Thus, in modern literary criticism constructive dialogue of two art systems – acmeism and neoacmeism – is considered in several aspects: comparative (the analysis of typological communications, reminiscences, hints), gnoseological (similarity of outlooks of poetic systems), intertextual (so, A. Akhmatova's poetry serves as "prototext" of lyrics of Yu. Levitansky, Ars. Tarkovsky, E. Yevtushenko), ontologic (the unity of the mythology creating, in turn, determined миромодель - so "the Akhmatova myth" creates immanent to itself structure of individual author's mythology of neoacmeists), and, at last, at the level of "minitext" of poetics of titles, epigraphs, dedications. Philological and philosophical hermeneutics now in total created the field of an interpretative discourse of modern poetry.
Keywords:
semantic poetics, symbol, archetype, romantic aesthetics, Divine Comedy, synchronous reminiscential chronotope, poetry, frontline generation, neoacmeism, acmeism