Музыка и музыкальная культура
Правильная ссылка на статью:
Просыпкина В.О.
Поиск национальной самобытности в русской музыкальной городской культуре XIX века
// Человек и культура.
2017. № 3.
С. 1-7.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.3.23601 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23601
Аннотация:
В статье последовательно рассматривается процесс поиска отечественными композиторами национальной самобытности в светской музыке XIX века, начиная с периода конца XVIII века, когда композиторами производились первые попытки создания классической музыки, включающей элементы народного песенного творчества, и заканчивая историческими операми второй половины XIX века. Рассматривается деятельность следующих композиторов по созданию национальной русской музыки: А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова и А. П. Бородина, П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна и др. Данный процесс исследуется при помощи метода музыкальной компаративистики, а также анализа наиболее влиятельных эстетических, идеологических процессов, протекающих в русских городах XIX века. Сформулирован вывод о том, что наиболее интенсивно характерные черты русской культуры раскрылись в произведениях оперного жанра в сравнении с прочими светскими музыкальными жанрами, популярными в XIX веке. Определены причины избрания композиторами оперы в качестве наиболее адекватной музыкальной формы выражения особенностей русской культуры.
Ключевые слова:
Балакиревский кружок, Михаил Иванович Глинка, русский фольклор, русская песенная традиция, городская культура, светская музыка, историческая опера, русская музыкальная культура, русская опера, национальная самобытность
Abstract:
This article gradually examines the process of searching the national identity in secular music of the XIX century by the Russian composers, beginning from the late XVIII century, when took place the first attempts of creating the classical music that includes the elements of folk songs, and endinf with the historical operas of the late XIX century. The author reviews the professional musical activity of the following composers: A. A. Alyabiev, A. L. Gurilev, A. E. Varlamov, M. I. Glinka, A. S. Dargomyzhsky, M. A. Balakirev, C. A. Cui, M. P. Mussorgsky, N. A. Rimsky–Korsakov, A. P. Borodin, P. I. Tchaikovsky, A. G. Rubinstein, and others. This process is examined using the method of music comparative studies, as well as the analysis of most influential aesthetic ideological processes, which took place in Russian cities of the XIX century. The conclusion is formulated that the inherent to Russian culture features were most intensively depicted in the opera genre oeuvres, if draw comparison with other secular music genres popular in the XIX century. The author defines the reasons that led the composers to pick opera as the most adequate musical form for expressing the peculiarities of Russian culture.
Keywords:
Mikhail Ivanovich Glinka, The Mighty Handful, Russian folklore, Russian song tradition, urban culture, historical opera, secular music, Russian musical culture, Russian opera, national identity