Культура тела
Правильная ссылка на статью:
Пронькина А.В.
Косметические практики трансформации тела человека в условиях современной культуры: терминология, типология, сферы функционирования
// Человек и культура.
2017. № 1.
С. 56-71.
DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.20653 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20653
Аннотация:
Предметом анализа в данной статье становится процесс реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной культуры. Автор рассматривает косметические практики трансформации тела как способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела. Особое внимание в статье уделяется разработке феноменологической характеристики «операций» тела, поддерживающих его социокультурный статус, установлению корреляции с реализацией культурного бытия человека на нынешнем этапе. Основная задача статьи заключается в том, чтобы не просто обозначить проблему саму по себе, но попытаться установить те смыслы и границы, в которых осуществляется живописное и живописно-пластическое преобразование природной модальности тела, средствами терминологической, типологической и функциональной фиксации. Новизна работы, главным образом, состоит в актуализации дискурса косметических практик трансформации в рамках научной разработки проблем естественного и искусственного тела на современном этапе развития культуры. Ведь, как показано в статье, все они с точки зрения ее структуры реализуются как в обыденной, так в и специализированной областях, охватывают такие культурные комплексы как наука, образ жизни, мода, образование, искусство.
Ключевые слова:
телесные практики, практики трансформации тела, косметическая трансформация, роспись тела, грим, макияж, боди-арт, фейс-арт, живописное освоение тела, эстетика тела
Abstract:
The subject of this research is the process of implementation of cosmetic practices of body transformation in the context of modern culture. The author examines such phenomenon as the ways of ordinary or specialized visual bodily transformation associated with the scenic or scenic-sculptural arrangement of person’s appearance avoiding the violation of the biological structures of a body. Special attention is given to the development of phenomenological characteristic of bodily “procedures” that support its sociocultural status, as well as establishment of correlation between the realizations of human cultural existence at present stage. The main goal of the article consists not in just pointing out at the problem itself, but also attempt establishing the thoughts and such thoughts and limits, in which takes places the scenic and scenic-sculptural transformation of natural modality of the body by means of terminological, typological, and functional fixation. The scientific novelty consists mainly in actualization of discourse of the cosmetic practices of transformation within the framework of scientific formulation of the problems of natural and artificial body at present stage of cultural development. The article demonstrates that all of them from the perspective of its structure are realized in both, ordinary and specialized areas, as well as capture such cultural complexes as science, lifestyle, fashion, education, and art.
Keywords:
body art, face art, make-up, body painting, cosmetic transformation, practices of transformation of human body , bodily practices, fashion, scenic development of body, aesthetics of body