Наследие и трансформации
Правильная ссылка на статью:
Чебунин А.В.
Аксиология личности в китайском буддизме
// Социодинамика.
2019. № 9.
С. 40-52.
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.9.30496 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30496
Аннотация:
Китайский буддизм, являясь крупнейшим направлением буддизма и одним из трех основных идеологических учений Китая, представляет собой теоретическую и практическую систему воспроизводства определенной модели личности. Данная модель личности ориентирована на базовые буддийские духовные ценности и включает в себя три уровня: архат, бодхисатва и Будда, отличающиеся между собой уровнем и иерархией духовных ценностей. Архат, в рамках индивидуального пути спасения, ориентирован на непривязанность и умиротворение. Бодхисаттва, в рамках социального пути спасения, помимо непривязанности и умиротворения ориентирован на милосердие, сострадание и жертвенность. Будда в качестве идеальной модели конечной цели совершенствования характеризуется абсолютизацией буддийских духовных ценностей. В китайском буддизме Будда обретает высшее трансцендентное содержание, а основным вектором практики совершенствования становится модель бодхисатвы в контексте учения Махаяны. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами исследования духовной культуры в контексте его функциональной значимости для человека и общества. Были использованы аксиологический, системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в обосновании личностного вектора практики совершенствования в качестве развития соответствующих духовных ценностей с ориентацией на идеальную модель буддийской личности. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его учения, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся социальной направленностью китайской культуры, что обеспечило мощный духовно-нравственный потенциал китайской цивилизации в целом.
Ключевые слова:
Буддизм, Китай, китайский буддизм, личность, субъект, архат, бодхисаттва, Будда, духовные ценности, аксиология
Abstract:
Chinese Buddhism, being the most prominent branch of Buddhism and one of the three main ideological teachings of China, represents a theoretical and practical system of reproduction of a certain personality model. Such personality model is oriented towards the basic Buddhist spiritual values and consists of three levels: Arhat, Bodhisattva, and Buddha that differ in the level and hierarchy of spiritual values. Arhat, within the framework of the personal way of salvation, is aimed at non-attachment and serenity. Bodhisattva, in the context of the social way of salvation, encourages mercy, compassion and self-sacrifice. Buddha, as an idea model of ultimate purpose of improvement, is characterized by absolutization of the Buddhist spiritual values. In Chinese Buddhism, Buddha attains the highest transcendent meaning, and the main vector of the practice of improvement becomes the model of Bodhisattva in the context of Mahayana doctrine. Research methodology is defined by the basic conceptual approaches towards studying spiritual culture in the context of its functional significance for human and society. The scientific novelty and main conclusions consist in substantiation of personal vector in the practice of improvement as a development of the corresponding spiritual values targeting the ideal model of Buddhist personality. Multilevel orientation towards the different types of personality in Buddhism reflected the all-encompassing nature of its teaching, aimed at the diverse level of spiritual development of the people. Selection of the Bodhisattva model in Chinese Buddhism is defined by the social vector of Chinese culture, which ensured a powerful religious and ethical potential of the entire Chinese civilization.
Keywords:
bodhisattva, arhat, subject, personality, Chinese Buddhism, China, Buddhism, Buddha, spiritual values, axiology