Аннотация:
Идея изменить традиционную иерархическую структуру компании оформляется в качестве тренда в мировых практиках управления организациями творческих индустрий. Опыт американских и западноевропейских компаний «креативной индустрии» показывает, что демократичный процесс принятия решений способствует активному участию сотрудников в жизни компании. Тема креативного управления, арт-менеджмента, «бережливого» управления получает особо актуальное звучание. Сегодня накоплен опыт управления, благодаря которому, школы, больницы, творческие организации, проектные бюро очеловечились талантом сотрудников, призванию и творческим достижениям оказана поддержка. Предмет исследований определился ростом и востребованностью компаний «креативной индустрии», которые выпускают продукты творчества в социально-культурной, научной, художественной, технической сферах. В классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS) определены 44 креативные профессии, среди которых архитектура, IT и видеоигры, издательская деятельность, исполнительское искусство, промыслы и ремесла, дизайн, реклама, ювелирное дело. В исследовании был применен новаторский подход к объекту социологии управления: опыт креакратии изучался через призму культуры, ценностной составляющей работы организаций, на методологическом фундаменте «бирюзовой» философии. Изучение культуры креакратии основано на комплексе методик: ценностно-структурный анализ, вторичный анализ, анализ документов, сравнительный анализ. Реализуя цель исследования, авторы теоретически осмыслили опыт работы современных творческих союзов и организаций небюрократического типа, основанного на фундаменте культуры креативного управления – креакратии. Такую форму управления авторы определили как руководство организациями, альтернативное бюрократии, соответствующее культуре, основанной на ценностях человекоцентричности, свободы, творчества, прозрачности, реализующейся на принципах бережливого или понимающего менеджмента в практиках «счастливого» («радостного») руководства творческими проектами. Сформирована группа видов креакратического управления: адхократический, хаордический, халордический. При различиях в выборе управленческих тактик эти виды объединяет дизайн управленческих стратегий – делегирование полномочий, координация, поддержка, ориентация на самоуправление. В этом проявляется человекоцентричность креакратического управления. Сравнительный анализ бюрократической и креакратической форм показал различия в ценностях, постановке и осмыслении целей, выборе ведущих управленческих функций, стратегий и практик руководства, типах сотрудников. Аналитика, представленная в результатах исследования, имеет практическую значимость для руководителей организаций креативных индустрий, выбирающих стратегии управления.
Ключевые слова:
бюрократические организации, креативные организации, бирюзовые индустрии, хаордические организации, адхократические организации, понимающий менеджмент, культура креативного управления, креакратия, креативное управление, креативные индустрии
Abstract:
The idea to change the traditional hierarchical structure of the company is emerging as a trend in global management practices of creative industries organizations. The experience of American and Western European companies in the "creative industry" shows that a democratic decision-making process promotes the active participation of employees in the life of the company. The topic of creative management, art management, and "lean" management gets a particularly relevant sound. Today, management experience has been accumulated, thanks to which schools, hospitals, creative organizations, design bureaus have been humanized by the talent of employees, vocation and creative achievements have been supported. The subject of research was determined by the growth and demand for companies in the "creative industry" that produce creative products in the socio-cultural, scientific, artistic, and technical fields. The classification of the UK Department of Culture, Media and Sport (DCMS) identifies 44 creative professions, including architecture, IT and video games, publishing, performing arts, crafts, design, advertising, jewelry. The study applied an innovative approach to the management sociology: the experience of creacracy was studied through the prism of culture, the value component of the work of organizations, on the methodological foundation of the "turquoise" philosophy. The study of creacracy culture is based on a set of techniques: value-structural analysis, secondary analysis, document analysis, comparative analysis. Realizing the purpose of the study, the authors theoretically comprehended the experience of modern creative unions and organizations of a non–bureaucratic type based on the foundation of the culture of creative management – creacracy. The authors defined this form of management as the management of organizations, an alternative to bureaucracy, corresponding to a culture based on the values of human-centricity, freedom, creativity, transparency, implemented on the principles of lean or understanding management in the practices of "happy" ("joyful") management of creative projects. A group of types of creacratic management has been formed: adhocratic, chaordic, halordic. With differences in the choice of management tactics, these types are united by the design of management strategies – delegation of authority, coordination, support, orientation towards self-government. This shows the human-centricity of creacratic management. A comparative analysis of bureaucratic and creacratic forms showed differences in values, setting and understanding goals, choosing leading managerial functions, management strategies and practices, and types of employees. The analytics presented in the research results are of practical importance for the heads of creative industries organizations choosing management strategies.
Keywords:
creative management, bureaucratic organizations, creative organizations, turquoise industries, chaordic organizations, adhocratic organizations, understanding management, culture of creative management, creacracy, creative industries