Культура и культуры в историческом контексте
Правильная ссылка на статью:
Лугавцова А.П.
Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868)
// Genesis: исторические исследования.
2019. № 5.
С. 61-73.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.5.29729 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29729
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема изменения культурного облика Японии эпохи Эдо (1603-1868), связанного с появлением на островах школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется традиционным видам искусства (живопись, каллиграфия, скульптура), в которых благодаря творчеству мастеров О:баку наиболее ощутимо проявились новые веяния. Трансформация этих областей культуры под влиянием новшеств минского Китая, описываемая в статье, наглядно демонстрирует важность вклада искусства О:баку в развитие художественного творчества эпохи Эдо. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и её творческом наследии в частности, поэтому при написании статьи особое внимание уделяется работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод заключается в том, что, несмотря на закрытие страны, даже в изолированной от мира Японии имел место фактор внешних заимствований, оказавших существенное влияние на духовную сферу жизни японского общества. Искусство О:баку, проникшее на Японские острова с монахами-эмигрантами, внесло весомый вклад в формирование уникальной картины эдосской культуры, превратившись в ту движущую силу, которая повлекла реформирование традиционных стилей в живописи, каллиграфии и других видах искусства. Даже краткий обзор искусства О:баку наглядно показывает важность его роли в складывании культурного облика Японии периода Эдо, и оценка масштабности его влияния заслуживает дальнейших исследований.
Ключевые слова:
буддизм, каллиграфия, живопись, династия Мин, сёгунат Токугава, Ингэн Рюки, японская культура, Обаку, период Эдо, скульптура
Abstract:
This article examines the transformation of the cultural image of Japan of Edo period (1603-1868), associated with the emergence of Ōbaku School – a new movement of Japanese Buddhism, founded by the migrants from China. Special attention is given to the traditional types of art (painting, calligraphy, and sculpture), which brought the new crazes thanks to the Ōbaku artisans. The transformation of these cultural spheres affected by innovations of Ming China, vividly demonstrates the importance of contribution of the Ōbaku art to the development of artwork of Edo period. The scientific novelty is substantiated by the absence in the national Japanese studies of special works dedicated to Ōbaku School as a whole and its artistic legacy in particular; therefore, the author focuses on the studies of English and Japanese language authors. The conclusion is made that despite the isolation from the world, there still was a factor of outside borrowings that significantly affected the spiritual sphere of life of Japanese society. Ōbaku art, brought by the immigrant monks to the Japanese islands, made a sizeable contribution to the formation of the unique picture of Edo culture, turning into such driving motive that led to reforming of the traditional styles of painting, calligraphy, and other arts. Even a brief overview of the Ōbaku art illustrates the importance of its role in establishment of the cultural image of Japan of Edo period.
Keywords:
Buddhism, painting, calligraphy, the Ming dynasty, the Tokugawa shogunate, Ingen Ryūki, Japanese culture, Ōbaku, the Edo period, sculpture