Теория, история и методология конфликтологии
Правильная ссылка на статью:
Бабич И.Л.
Концепция миротворчества в северокавказском правовом наследии: теория и практика в исторической перспективе
// Конфликтология / nota bene.
2019. № 3.
С. 9-23.
DOI: 10.7256/2454-0617.2019.3.24874 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24874
Аннотация:
В данной статье рассматривается обычное право народов Северного Кавказа, которое возникло в далеком прошлом и которое отчасти сохраняется в современном правовой сознании и правовой практике горцев региона. Обычное право как предмет исследования включает в себя изучение ряда составляющих данного явления, а именно: изучение первичных и вторичных конфликтов, основ примиренческих процедур, практики функционирования кровной мести, как одного из вариантов эволюции первичных конфликтов во вторичные и т.д. В ходе исследования горского адата в данной статье автор отвечает на вопрос места правового наследия в современной правовой практике и современной теории права. Статья подготовлена на основе собранных автором полевых этнографических материалов в ряде республик Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северной Осетии, а также собранных другими исследователями материалов в Ингушетии. Используя методы исторической реконструкции и исторического анализа автор изучил проблему формирования и развития горского адата. Автор пришел к выводу, что до сих пор правовая культура народов Северного Кавказа не является анахронизмом. Нормы адата успешно «работают» в тех случаях, когда это возможно. Правовое наследие горцев, направленное на урегулирование конфликтов в обществах, является безусловным достижением северокавказской культуры и может рассматриваться не как элемент прошлой истории, но и как часть современности и даже будущего культурного поля региона. Применительно к Северному Кавказу можно говорить о своеобразном применении правового плюрализма.
Ключевые слова:
конфликты, примирение, обычное право, народы Северного Кавказа, государственное право, кровная месть, ислам, Россия, национальные движения, посредники
Abstract:
This article examines the customary law of the North Caucasus peoples, which had emerged in the distant past and partially remains in the current legal consciousness and legal practice of highlanders of the region. As the subject of research, customary law, includes studying the primary and secondary conflicts, bases of conciliatory procedures, practice of blood vengeance as one of the scenarios of evolution of the primary conflicts into secondary, etc. In the course of studying the highlanders' adat, the author answers the question on the role of legal heritage in the modern legal practice and theory of law. The article is prepared on the basis of the collected by the author field ethnographic materials in the number of North Caucasus republics – Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, Adygea, North Ossetia; as well as the materials on Ingushetia, obtained by other researchers. Using the methods of historical reconstruction and historical analysis, the author examined the problem of the emergence and development of the highlanders’ adat. The conclusion is made that up until now, the legal culture of North Caucasus peoples is not anachronism. The norms of adat successful “work” in the cases when it is possible. Legal heritage of the highlanders, aimed at settlement of conflicts in the communities, is the ultimate achievement of North Caucasian culture, and may be viewed not only as an element of the past, but also a part of modern and even future cultural field of the region. With regards to Northern Caucasus, we can speak to application of certain legal pluralism.
Keywords:
Islam, blood vengeance, customary law, peoples of the North Caucasus, customary law, reconciliation, conflicts, Russia, national movements, mediators