Культура и культуры
Правильная ссылка на статью:
Чжэн Л.
С. Фейнберг — композитор-мыслитель эпохи серебряного века
// Человек и культура.
2022. № 3.
С. 47-60.
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.3.38208 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38208
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
|
Аннотация:
Целью настоящей статьи является выявление культурологических и музыкально-педагогических аспектов жизни и творчества одного из ведущих представителей московской фортепьянной школы в исполнительстве и педагогике С. Фейнберга. На формирование композиторского и исполнительского стиля С. Фейнберга оказали многие композиторы Серебряного века, ведущими из которых были А. Скрябин и Н. Метнер. Предметом исследования выступает круг интересов С. Фейнберга. С. Фенберг был одним из лучших исполнителей И.С. Баха, Л. Бетховена, Р. Шумана, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Метнера, А. Скрябина. Интерпретации С. Фейнберга сочинений А. Скрябина считались наиболее близкими к авторским. Исполнение С. Фейнберга отличалось строгостью, точным следованием авторскому тексту, интеллектуальной интерпретацией. С. Фейнберг обобщил свои взгляды в музыковедческих трудах: «32 сонаты Бетховена», «Пианизм как искусство», «Судьба музыкальной формы» и других. Объектом исследования является рассмотрение индивидуального композиторского стиля С. Фейберга. С первых опусов творчества С. Фейнберга интересовал жанр фортепианной сонаты. Посредством синтеза методов исследования представлены некоторые особенности сонат №1, №2, №6 и №12. Автор подробно рассматривает композиционные приемы, в частности тяготение к поэмности и монотематизму, присущее композиторам-романтикам, широкое использование полифонии. Значительным событием для музыкантов стал выпуск диска «Фейнберг играет Фейнберга», выпущенного Московской консерваторией в 2021 году, в который вошли записи его двенадцати сонат. Основным выводом проведенного исследования становится то, что стиль С. Фейберга абсолютно индивидуален, что обнаруживается в характере тематизма, способах его развития, приемах фортепианного изложения. Кроме того, тонкий знаток фортепиано, С. Фейнберг создает новые виды виртуозной техники. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучение стиля С. Фейберга основано на воспоминаниях и теоретических исследованиях С. Фейнберга.
Ключевые слова:
Самуил Фейнберг, эпоха Серебряного века, Московская консерватория, исполнительство, интерпретация, композитор, мыслитель, фортепианное творчество, соната, фортепианная техника
Abstract:
The purpose of this article is to identify cultural, musical and pedagogical aspects of the life and work of one of the leading representatives of the Moscow piano school in performance and pedagogy S. Feinberg. The formation of S. Feinberg's compositional and performing style was influenced by many composers of the Silver Age, the leading of whom were A. Scriabin and N. Medtner. The subject of the study is the circle of interests of S. Feinberg. S. Fenberg was one of the best performers of J.S. Bach, L. Beethoven, R. Schumann, P. Tchaikovsky, S. Rachmaninov, N. Medtner, A. Scriabin. S. Feinberg's interpretations of A. Scriabin's works were considered the closest to the author's. S. Feinberg's performance was distinguished by its rigor, precise adherence to the author's text, intellectual interpretation. S. Feinberg summarized his views in musicological works: "Beethoven's 32 Sonatas", "Pianism as Art", "The Fate of Musical Form" and others. The object of the study is the consideration of the individual composer style of S. Feiberg. From the first opuses of S. Feinberg's work, he was interested in the genre of piano sonata. Through the synthesis of research methods, some features of sonatas No. 1, No. 2, No. 6 and No. 12 are presented. The author examines in detail compositional techniques, in particular the attraction to poetry and monothematism inherent in romantic composers, the widespread use of polyphony. A significant event for the musicians was the release of the CD "Feinberg plays Feinberg", released by the Moscow Conservatory in 2021, which included recordings of his twelve sonatas. The main conclusion of the conducted research is that S. Feiberg's style is absolutely individual, which is revealed in the nature of thematism, the ways of its development, and the methods of piano presentation. In addition, a fine connoisseur of the piano, S. Feinberg creates new types of virtuoso technique. The novelty of the research lies in the fact that for the first time the study of S. Feinberg's style is based on the memoirs and theoretical studies of S. Feinberg.
Keywords:
sonata, piano creativity, the thinker, composer, interpretation, performance, the era of the Silver Age, Moscow Conservatory, Samuel Feinberg, piano technique